Стихи тема природы анализ

А.А. Фет — стихотворения о природе, полный анализ

А.А. Фет — стихотворения о природе, полный анализ

Афанасий Афанасьевич Фет писал потрясающие стихотворения о природе, полных анализ которых поможет лучше познакомиться с данной темой. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому изучение станет намного проще.

Лирика Афанасия Афанасьевича отличается невероятными описаниями красоты природы, е гармонии и совершенства. Автор рассказывает о том, что человеку очень многому необходимо поучиться у матушки природы. Будучи поэтом-идеалистом, Афанасий Афанасьевич создавал в своей поэзии тот особенный мир, в котором он жил сам, мечтал, чувствовал, переживал. В его мире невероятная красота природы соседствует порой с грустью и печалью.

Но, несмотря на все это, мир природы в лирике Фета сохраняет свою красоту, которую не смогли омрачить никакие невзгоды и проблемы реального мира. Именно там автор находит свое убежище от всех невзгод, горестей и печалей.

Природа в творчестве А.А. Фета

В XIX веке русское искусство охватила волна реализма. Все авторы начали стараться применить его в своем творчестве. Не обошло оно стороной и творчество Афанасия Афанасьевича Фета. В его произведениях, посвященных природе, сильно отразилось его влияние.

Афанасий Фет не зря заслужил славу одного из самых выдающихся русских поэтов-пейзажистов. В его стихотворениях раскрывается красота всех времен года без исключения. В каждом из них он сумел заметить что-то неповторимое, прекрасное, что невозможно больше заметить нигде и никогда. Даже образ журавлей, который неоднократно встречается у многих авторов русской поэзии, впервые так четко был подмечен именно Фетом.

В своей поэзии он детально изображает природу, именно этим он и проявляет свое новаторство. Ведь до Афанасия Афанасьевича поэты изображали природу более обобщенно. Более того, автор использует в своих стихах помимо привычных птиц, таких как соловей, лебедь, орел, достаточно редких, которых до этого авторы е использовали в своем творчестве – чибис, стриж, сыч.

Ярким примером тому можно привести такие строки:

И слышу я: в изложине росистой

Вполголоса скрыпят коростели.

Автор отличается так же от других творцов тем, что умеет отличать птиц по голосу, а так же с точностью определяет её место нахождения. Это подчеркивает неимоверную любовь поэта к природе, его восхищение ею и, как следствие, его великолепное познание самых невероятных её тонкостей.

О природе с одной стороны писать очень легко, а с другой – очень сложно. Здесь нужен вкус и умение подмечать детали, на которое не обращают внимания обыкновенные обыватели. Именно тогда произведения цепляют до глубины души, находят своего читателя и обретают бессмертие. Афанасий Афанасьевич был именно таким автором, который мог подметить что-то необычное в обыденных вещах.

Читайте также:  Мелкие кудри от природы

Поэт очеловечивает природу, что до этого не встречалось ни у одного из авторов. Он наделяет элементы природы человеческими качествами, такими как: улыбка, ожидание, дружба и многими другими. Природа «откликается» на чувства поэта:

…в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Лев Николаевич Толстой сумел разглядеть в Афанасии Афанасьевиче поэта с большой буквы.

Так же автор сумел реализоваться и в любовной лирике. Он использует описание природы и пейзажей даже в своих стихотворениях, посвященных любви. Он умел восторгаться красотой, будь то красота природы или человека. Данное качество он пронес с собой через все свое творчество. Он был уверен, что красота – это главная составляющая нашей жизни. Именно его неповторимые описания великолепных пейзажей вносят ту самую долю прекрасного в нашу серую и обыденную жизнь.

Он был фанатом, поклонником природы. Он умел подмечать прекрасные элементы в самых незначительных на первый взгляд вещах. Единственное время года, которое навевало на поэта грусть и тоску – это осень. Он не восторгается увяданием красоты природы. Как это делали другие. Да, очень редко он подмечал осеннее очарование, но это было не настолько ярко, как описание природного пробуждения.

Стихотворение «Осень»

В 1854 году поэт пишет произведение, которое называет «Осень». Здесь он показывает безрадостную картину осени, и свое отношение к ней. Он придает большое значение описанию момента отлета птиц. Автор даже начинает свое произведение фразой «ласточки пропали». Так уж сложилось, что ласточка – это символ весны, рассвета, потепления и пробуждения. Здесь он на контрасте показывает то, насколько противоположны эти два времени года. Присутствуют так же и грачи, которые ведут себя очень беспокойно. Готовясь так же к отлету на юг.

Стихотворение «Весенний дождь»

Большую роль в своем творчестве поэт отводил именно точному описанию тех или иных природных явлений. Любовь к родной природе, очарование ею, вдохновляли поэта на создание своих литературных шедевров. Он научился замечать даже самые незначительные изменения, которые происходили вокруг него. Он показывает читателю, что даже самая незначительная деталь может быть величественной и прекрасной.

В анализируемом стихотворении можно так же отметить тончайшую лирику, а так же способность Фета улавливать мимолетность каждой минуты жизни. Написал он данное произведение в 1842 году.

С самого начала автор описывает весьма будничную и повседневную картину. «В разрывы облак солнце блещет», казалось бы, ничего не предвещает начало грозы. Один лишь воробей начинает купаться в песке, чем предупреждает о скором начале дождя.

Стихотворения, которые Афанасий Афанасьевич посвятил природе, отличаются своей уникальностью и оригинальностью. Он использует новые образы, обращает внимание на необычных птиц, растения. Его стихотворения можно читать и каждый раз узнавать для себя что-то новое.

По мнению большинства, Фет заслужил почетное звание певца русской природы. Он настолько был влюблен в окружающую его среду, что описывал её всегда в самых ярких красках.

Читайте также:  Демократический стиль лидерства определяется природой

Отличительные черты пейзажной лирики поэта

Главной особенностью творчества Фета является то, что он сумел разглядеть даже самые незначительные мелочи. Да не просто рассмотреть, а сумел донести до читателя их уникальность и красоту. В своих произведениях он умело передает детали каждого листочка и травинки, причем делает это настолько красиво, что, после прочтения его произведений, сам начинаешь невольно вглядываться в каждый росточек.

Автора не так интересовали конкретные вещи, как его увлекало впечатление, которые они производили.

Творец изображает природу всегда в спокойном и умиротворенном состоянии, будто время остановилось. При этом всем он не забывает добавить в описание ярких красок и звуков.

Именно через природу автор передает свои чувства, мысли и мечты. Ему удалось очеловечить все то, что нас окружает, наделив человеческими чувствами и эмоциями.

Все его стихотворения пронизаны светом и теплом. Лирический герой растворяется в природе, становясь с ней одним целым. Он не представляет свою жизнь без всей той красоты, которая его окружает ежеминутно.

Своей искренность, любовью к прекрасному, и умению все это донести до читателя, поэту удалось увековечить свои творения.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Источник

Тема природы в стихах русских поэтов

Литерагуру

Окружающий мир всегда вдохновлял деятелей искусства на создание замечательных произведений, которые до сих пор греют душу читателя и развивают его воображение. Приятно окунуться в родные пейзажи и почувствовать самобытную прелесть изображенного времени года. Не случайно многие русские поэты затрагивали тему природы, зная, что таким путем наверняка доберутся до потаенных глубин человеческого сознания, вырвут людей из порочного круга суеты и рутины, дадут им желаемый отдых, необходимое пространство для раздумий и эмоциональную разрядку.

«Тени сизые смесились» Тютчев

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном
Час тоски невыразимой!
Всё во мне, и я во всем!

В данном стихотворении Тютчев описывает отношение человека к природе, используя несколько художественных приёмов. Во-первых, это параллелизм и олицетворение — люди и окружающий мир очень похожи, они существуют рядом друг с другом, а потому пейзажи автор наделяет человеческими качествами, как бы уподобляя их сознательному существу. Во-вторых, во всех своих произведениях поэт ищет спасение человеческой души в слиянии естеством, тем самым уничтожая греховную и двойственную сущность личности, обреченной жить по общественным канонам: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». При этом полноценное счастье он и видит в возможности увидеть мир «глазами» неиспорченных существ.

«Пришла, — и тает все вокруг» Фет

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.

Фет в своих стихах наделяет природу качествами человека, часто использует литературный приме «олицетворение». Особенностью данного произведения является тот факт, что на протяжении всего текста автор не называет его главную героиню. Однако мы можем догадаться, что речь идёт о весне. Но все эпитеты, использованные поэтом, можно приписать и женщине — например, возлюбленная лирического героя «пришла, — и тает всё вокруг, всё жаждет жизни отдаваться». Таким образом, произведение приобретает метафорический характер, и это отличительная черта фетовской лирики – весь текст построен на ассоциативности и суггестивности. С одной стороны, он повествует о времени года, но, с другой стороны, читатель может найти в нем отсылки к отношениям между людьми.

Читайте также:  Комитет природных ресурсов функции

«Прекрасны вы, поля земли родной» Лермонтов

Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег летучий серебристый
И для страны порочной — слишком чистый
Не веселит мне сердца никогда.

Для Лермонтова природа входит в понимание родины. Вместе с ее описанием он пытается показать отличительные черты России, ее характер, мысли и чувства ее жителей: «И так она свежа, и так родня с душой, как будто создана лишь для свободы…». Это произведение схоже с другими образчиками гражданской лирики Лермонтова, где поэт повествует о русском пейзаже, но при этом отражает нынешнее состояние политической ситуации в России. Для него природа неразрывно связана с патриотизмом, любовь к стране сочетается с осознанием ее самобытной красоты. Он был тонким ценителем прелести видов, ведь всерьез увлекался живописью.

«Природа» Мережковский

Нас прежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи,
И звезды все так же сияют,
О том же поют соловьи.

Для Мережковского природа — это окружающий нас мир, находящийся в неизменном состоянии. Поля, степь, туман, звезды — все это существовало до нас и будет существовать после. По мнению автора, он никак не связан с человеком, его душевными переживаниями. В отличие от других творцов, поэт не использует прием олицетворения и не уподобляет стихии и времена года чувствам и эмоциям людей. Напротив, он выделяет мир цивилизации, который подвержен внешним и внутренним изменениям, развитию, и природу, которая сохраняет свое первозданное состояние.

«Вечер» Гиппиус

Как никогда, я чувствую — я твой,
О милая и строгая природа!
Живу в тебе, потом умру с тобой…
В душе моей покорность — и свобода.

Стихотворение Гиппиус состоит из описания мира, который окружает лирическую героиню. Мы можем чётко представить себе природу, изображенную в тексте: «Июльская гроза, шумя, прошла. И тучи уплывают полосою». Но главная задача для поэтессы — передать душевное состояние женщины через воссоздание пейзажа, с помощью использованных эпитетов и олицетворений мы можем лучше понять ее чувства. Начиная знакомство с произведением, мы видим красочную зарисовку весеннего дня, но углубившись в текст и проанализировав его, мы понимаем, что на первый план выходит взаимосвязь между стихией и переживаниями субъекта.

Автор: Татьяна Девятьярова

Источник

Оцените статью