Стихотворение птичка плещеева анализ

3. Анализ стихотворения А. Н. Плещеева «Дети и птичка»

Стихотворение было написано в \(1858\) году. «Дети и птичка» было написано для детей. В этом произведении автор рассказывает детям о смене времён года, перелётных птицах, приметах весны. В \(XIX\) веке специально для детей писали лишь некоторые писатели.

Стихотворение представляет собой диалог детей и птички. Дети просят птичку не покидать их. Но птичка объясняет им, что она с подругами должна улететь на юг, потому что наступили холода и дожди. В тёплых краях солнышко не прячется за тучи, нет дождей, стужи и ветра. Дети интересуются, когда птичка вернётся к ним.

«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!» —
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…» —

Птичка обещает детям вернуться с новыми песнями, когда наступит весна. В стихотворении автор при помощи птички описывает детям приметы весны: снег сойдёт с полей, зажурчит ручей, природа будет оживать.

Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей —

1. «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
2. Не улетай от нас прочь… Подожди!» —
3. «Милые крошки! Из вашей сторонки
4. Гонят меня холода и дожди. »

В трёх строфах он использует трёхсложный размер — дактиль . В стопе ударение падает на первый слог, далее идут два безударных слога.

В последних двух строфах ритм стихотворения меняется . Поэт использует двухсложный размер — ямб . Ударение падает на чётные слоги в стопе.

В первой и второй строфах поэт использует перекрёстную рифму. Рифмуются слова \(1\) и \(3\), \(2\) и \(4\) строк. Схема рифмы — АВАВ.

1. «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
2. Не улетай от нас прочь… Подожди !» —
3. «Милые крошки! Из вашей сторонки
4. Гонят меня холода и дожди . »

Рифмы \(1\) и \(3\) строк — «звонких» и «сторонки». Рифмы \(2\) и \(4\) строки — «подожди» и «дожди».

В третьей строфе поэт использует смежную (парную) рифму. Рифмуются слова \(1\) и \(2\), \(3\) и \(4\) строк. Схема рифмы — ААВВ.

1. «Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
2. Ветер листы не срывает с ветвей,
3. Солнышко в тучи не прячется там …» —
4. «Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам ?»

Читайте также:  Гриффон птица где живет

Рифмы \(1\) и \(2\) строки — «дождей» и «с ветвей». Рифмы \(3\) и \(4\) строки — «там» и «к нам». Схема рифмы — ААВВ.

В четвёртой и пятой строфе поэт использует приём — арифмию , то есть чередует строки с рифмой со строками, где нет рифмы.

1. Я с запасом новых песен
2. К вам вернусь, когда с полей
3. Снег сойдёт, когда в овраге
4. Зажурчит, блестя, ручей.

А. Н. Плещеев в стихотворении «Дети и птичка» использует олицетворения , эпитеты , риторические обращения , метафору , инверсию . С примерами средств художественной выразительности можешь ознакомиться, кликнув эту ссылку.

Трёхсложный размер (дактиль) задаёт стихотворению медленный темп и позволяет передать грустное настроение детей. Птичка улетает, наступают холода и дожди, природа готовится к зиме.

Двухсложный размер (ямб) с более быстрым темпом передаёт весёлое настроение стихотворения. Поэт описывает весенние изменения в природе.

6. В стихотворении много обращений: «милые крошки», «детки», «малютки». Обращения помогают удержать внимание детей, для которых написано это стихотворение.

7. В стихотворении много восклицательных предложений: «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!», «Подожди!» и другие. Читатель понимает, что детям грустно расставаться с птичкой.

8. В стихотворении много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: птичка, песенки, крошки, сторонка, детки, солнышко, малютки. Такие слова передают доброе отношение автора к героям — детям и птичке. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами используются для общения взрослых с детьми.

Источник

«Птичка» А. Плещеев

Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?

Заслонили солнце тучи,
Небо всё заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.

Вот и дождик, посмотри-ка,
Хлынул словно из ведра;
Скучно, холодно, как будто
Не весенняя пора!

– Не для солнца, не для неба
Прилетела я сюда;
В камышах сухих и желтых
Не совью себе гнезда.

Я совью его под кровлей
Горемыки-бедняка;
Богом я ему в отраду
Послана издалека.

В час, как он, вернувшись с поля
В хату ветхую свою,
Ляжет, грустный, на солому,
Песню я ему спою.

Для него я эту песню
Принесла из-за морей;
Никогда ее не пела
Для счастливых я людей.

В ней поведаю я много
Про иной, чудесный свет,
Где ни бедных, ни богатых,
Ни нужды, ни горя нет.

Эта песня примиренье
В грудь усталую прольет;
И с надеждою на бога
Бедный труженик заснет.

Анализ стихотворения Плещеева «Птичка»

Стихотворение «Птичка» написано в 1858 году в оренбургской ссылке после послабления режима пребывания и возращения поэту офицерского звания. Революционный порыв изначально чуждого крайностям поэта, первоначально приговоренного к казни, в итоге (несколько лет спустя) закончился глубоким разочарованием. Поэту вернули дворянские потомственные права, он получил возможность посетить обе столицы и вновь окунуться в литературную атмосферу.

Текст стихотворения «Птичка» содержит такие выразительные средства:

  • инверсию – «птичка резвая моя», «заслонили … тучи», «клонит ветер», «прилетела я», «богом я ему в отраду послана», «в хату ветхую свою», «не пела … я», «поведаю я», «в грудь усталую», «тростник сухой и желтый», «в камышах сухих и желтых» – обусловленную требованиями стихотворного размера;
  • обращение – «певунья птичка, птичка резвая…» – содержит стык, обеспечивающий акцент на главном персонаже стихотворения;
  • риторический вопрос – «Для чего … ты прилетела…?» – задает вопросно-ответную форму изложения;
  • риторическое восклицание – «…не весенняя пора. » – одновременно оформляет умолчание, навевает грустные чувства и заставляет задуматься о своевременности птичьего прилета;
  • сравнение – «хлынул, словно из ведра» – создает яркий зримый образ непогоды;
  • синтаксический параллелизм – «не для солнца, не для неба» – позволяет методом исключения пояснить причину прилета птицы;
  • лексический повтор – «сухой и желтый»;
  • ряд однородных членов предложения – «ни бедных, ни богатых, ни нужды, ни горя» – который рисует картину идеального будущего;
  • эпитеты – «усталая грудь», «резвая птичка», «чудесный свет»;
  • контекстуальные антонимы – «бедный – богатый», «грустный – счастливый», «не совью в камышах – совью под кровлей»;
  • контекстуальные синонимы – «нужда – горе», «заслонили – заволокли»;
  • олицетворения – «тучи заслонили», «ветер клонит»;
  • лексику высокого стиля – «иной», «поведаю»;
  • метафору – «песню принесла из-за морей»;
  • синекдоху, сочетанную с яркой метафорой – «прольет примиренье в грудь», которые также решают задачу создания образа.
Читайте также:  Жар птица арт студия

Частотность местоимения «я» делает тон изложения доверительным. В стихотворении хоть и имеется социальная тематика, но отсутствуют резкий обличительный тон. Мягкая музыкальная манера изложения делает текст похожим на детское произведение. Это впечатление усиливают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «птичка», «дождик».

Источник

«Дети и птичка» А. Плещеев

«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!» –
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…» –
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей –

И начнёт под вешним солнцем
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»

Анализ стихотворения Плещеева «Дети и птичка»

Стихотворение «Дети и птичка» написано в 1858 году. Десятилетие ссылки не поколебало приверженности А. Н. Плещеева к романтизму – внутренний мир человека привлекал поэта всегда. Трогающее душу детское стихотворение доказывает, что не все время жизни автор уделял борьбе за народное счастье. Возможно, на написание стихотворения поэта вдохновила женитьба и перспектива скорого рождения сына.

Произведение содержит такие выразительные средства:

  • вопросительное предложение – «Скоро ли … вернешься. », которое является поводом дать развернутый стихотворный ответ;
  • многочисленные обращения – «Птичка!», «Милые крошки!», «детки», «малютки» – позволяют прочно удерживать детское внимание;
  • обилие восклицательных предложений – «Нам жаль…!», «Подожди!», «Сколько … подруг!» – отражает эмоцию автора;
  • олицетворения – «ветер не срывает», «природа начнет оживать», «снег сойдет», «гонят холода и дожди» – помогают наглядно изобразить явления природы, сделать их лирическими героями стихотворения;
  • многосоюзие – «ни стужи…, ни дождей»;
  • синтаксический параллелизм – «ветер не срывает, солнышко не прячется», «когда … сойдет, когда …зажурчит»;
  • инверсию – «песенок звонких», «гонят холода и дожди», «начнет … природа оживать», «нет там ни стужи теперь», «вернешься ты», «зажурчит ручей», которая обеспечивает условия рифмовки;
  • метафору – «запас песен»;
  • эпитеты – «милые крошки», «вешнее (весеннее) солнце» – позволяют придать образам яркость и объем, раскрыть авторское отношение;
  • кольцо – «Нет там ни стужи… не прячется там…»;
  • аллитерацию – «зажурчит… ручей», создающую звуковой образ полноводного ручья.
Читайте также:  Выращивание домашней птицы бизнес

Стихотворение носит эстетический и познавательный характер – словами птички, в игровой форме оно дает детям начальные знания о мире – смене сезонов и их приметах, стайных перелетах. Деликатная, чуткая душа поэта с легкостью проникает в хрупкий мир ребенка, приближает события к масштабу восприятия маленьким человеком и заставляет читателя мыслить его временными категориями – «вы спать еще будете», «вы уж будете читать!»

Частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «птичка», «песенки», «крошки», «сторонка», «детки», «солнышко», «малютки», вопросно-ответная форма изложения, обилие личных местоимений делают стихотворение простым и доступным ребенку любого возраста.

Источник

Анализ стихотворения «Дети и птичка» Плещеева.

«Дети и птичка» – одно из известных стихотворений 1858 года Плещеева. Алексей Николаевич создал этот шедевр, не потеряв любовь к романтизму, хотя автор пережил ссылку, длившуюся 10 лет.

Тема

Раскрытие смены сезонов года, чуткость природы – вот тематика, которая была адресована детям. При этом важно отметить простоту фраз, которые были применены автором.

Читайте по теме:

Композиция

Стихотворение «Дети и птичка» было написано простым языком. Оно состоит из 5 катренов, последний из которых звучит оптимистично. Птичка обещает ребятам вернуться.

Жанр

Произведение можно отнести к детским стихотворениям. Оно наполнено светлой грустью, а завершается оптимистично.

Средства выразительности

Автор использовал простые тропы, чтобы передать детям собственное мироощущение. «Скоро ли… вернёшься?» – пример риторического вопроса, который дети задают птичке. Фраза «ни стужи… ни дождей» является многосоюзием.

Читайте по теме:

Эпитеты

Вешнее солнце, милые крошки – эпитеты, благодаря которым автор формировал у юных читателей нежное отношение к природе. Плещеев считал, что человек может черпать силы в природе, но при этом он должен её защищать и любить.

Олицетворение

Как поэту продемонстрировать любовь к природе, передав её и детям? Научить их воспринимать её как живое существо. В связи с этим поэт применял следующие олицетворения: природа начнёт оживать, ветер не срывает.

Метафоры

Запас песен – метафора, которую применял в стихотворении автор. Она проста, но не стоит забывать о том, что Алексей Николаевич писал стихотворение для детей. Его образность интересна, но тропы просты.

Источник

Оцените статью