Стравинский балет жар птица анализ

Стравинский балет жар птица анализ

И. Стравинский балет «Жар-птица»

балет Жар птица

«Жар-птица» – это яркий и красочный балет И.Ф. Стравинского на сказочную тему, который был написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских сезонов» . Основная часть либретто была создана талантливейшим балетмейстером М. Фокиным , однако, многократно вносились изменения, и для этого было привлечено много талантливых художников, писателей и даже знатоков словесности.

В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».

Краткое содержание балета Стравинского «Жар-птица» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Краткое содержание

балет Жар птица содержание

Иван-царевич отправляется на поиски украденной невесты по имени Краса Ненаглядная. Он узнал, что она находится в замке Кощея Бессмертного. Отважный юноша находит это место и проникает внутрь. Там он встречает сказочную Жар-птицу, которая прилетела полакомиться золотыми яблочками. Иван-царевич не растерялся и схватил огненную птицу за хвост. Жар-птица стала просить отпустить ее на волю, что юноша и сделал. В знак благодарности, диковинная птичка помогла Ивану-царевичу одолеть Кощея, погибель которого таилась в иголке, спрятанной в яйцо. Как только со злодеем было покончено, развеялись его чары и Иван-царевич выпустил всех узников, в том числе и свою любимую невесту Красу.

Продолжительность спектакля
I Акт
50 мин.

балет жар птица жар птица краткое содержание

балет Жар-птица интересные факты балет жар птица краткое содержание

Интересные факты

  • Удивительно, но с балетом «Жар-птица» связано много интересных фактов. Так, например, Игорь Стравинский – это третий по счету композитор, который приступил к написанию партитуры балета, так как два предыдущих – А. Лядов и Н. Черепнин не справились с этим заказом. В результате, Дягилев был вынужденно искать нового музыканта и выбор пал на Стравинского. Сам Игорь Федорович отмечал в своих мемуарах, что это было весьма лестное предложение, на которое он тут же согласился, несмотря на ограниченные сроки.
  • Кстати о сроках, балет И. Стравинский закончил вовремя, однако, к заявленной дате все же не все было готово. Тогда Дягилев решил пойти на небольшую хитрость и, несмотря на заявленную «Жар-птицу», на сцене исполнялся номер из « Спящей красавицы», который был практически неизвестен парижской публике. Об этом обстоятельстве знали лишь близкие и люди, работавшие с Дягилевым.
  • Партитура балета имеет посвящение Андрею, сыну Римского-Корсакова, так как Стравинский работал над своим произведением на даче у этого известного семейства.
  • Музыка спектакля начинается очень необычно, с очень тихого и вкрадчивого звучания оркестра. Такой прием раскритиковал композитор Р. Штраус, заметив, что начинать произведение надо ярко, смело заявив о себе. Однако, Стравинский не стал ничего менять в партитуре.
Читайте также:  Россельхознадзор очаги птичьего гриппа

Игорь Стравинский

  • На первой премьере «Жар-птицы» случайно произошел конфуз. Дягилеву пришло в голову оживить спектакль и вывести на сцену лошадей. Животные, оказавшись в центре, начали ржать и совершенно не слушались. Все бы ничего, но одна из лошадок, видимо от большого страха, оставила после себя дурно пахнущую визитку, что вызвало бурный хохот у зрителей. К слову, в зале на тот момент собралась только фешенебельная публика, в числе которых было много знаменитостей.
  • Тамара Туманова, некогда исполнявшая роль Жар-птицы в Мельбурне, поддерживала дружеские отношения с известными живописцами Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
  • Несколько эскизов костюмов для премьерной постановки разработал известный художник Л.С. Бакст.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Игорь Стравинский «Жар-птица»

  • Симфоническая музыка
  • Балет
    • Классические балеты
      • Баядерка
      • Дон Кихот
      • Жар-птица
      • Жизель
      • Корсар
      • Лебединое озеро
      • Ромео и Джульетта
      • Спартак
      • Эсмеральда
      • Гаянэ
      • Раймонда
      • Петрушка
      • Сильфида
      • Весна священная
      • Шопениана
      • Медный всадник
      • Красный мак
      • Ярославна
      • Кармен-сюита
      • Марко Спада
      • Светлый ручей
      • Коппелия

      Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

      Copyright © 2020 soundtimes.ru. All Rights Reserved

      Источник

      Балет «Жар-птица»

      Балет «Жар-птица» — одно из ранних произведений И. Стравинского. Он входит в число первых трех балетов композитора (два других — «Весна священная» и «Петрушка»), обнаруживших стремительную эволюцию его стиля. Музыка «Жар-птицы» — колористически изощренная, можно сказать, импрессионистическая. Совсем иное дело — «Весна священная», где музыка наполнена стихийной мощью «варварских» ритмов.

      Замысел балета «Жар-птица», как известно, не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему, когда либретто было уже готово. Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных к одному из самых влиятельных эстетических кружков начала ХХ века — «Миру искусства». Так или иначе они все были связаны с антрепризой Сергея Дягилева, выдающегося организатора «Русских сезонов» в Париже.

      Т. Карсавина в роли Жар-птицы и М. Фокин в роли Царевича. 1910. Париж

      Т. Карсавина в роли Жар-птицы и М. Фокин в роли Царевича. 1910. Париж

      Стравинский стал размышлять о «Жар-птице», когда вернулся в Петербург из Усть-Луги осенью 1909 года. Тогда у него еще не было заказа на написание балета, композитор надеялся получить его от С. Дягилева несколько позже, в декабре. (Когда Дягилев телефонировал Стравинскому и подтвердил свой заказ на балет, то был удивлен ответом композитора, что тот уже взялся за сочинение.)

      Основную работу над партитурой Стравинский проделал на даче у Римских-Корсаковых, живя там вместе с Андреем, сыном своего учителя Николая Андреевича, потому и партитура оказалась посвященной ему. В середине апреля следующего года оркестровая партитура балета была готова и отправлена в Париж Дягилеву.

      Стравинский признавался: «Жар-птица» привлекла меня не сюжетом. Как все балеты на сказочные темы, он требовал описательной музыки того рода, которую я не люблю сочинять… менее всего я мог примириться с предположением, что моя музыка является подражанием Римскому-Корсакову, в особенности потому, что в то время я особенно бунтовал против Римского». В глубине души Стравинский опасался, что не справится с работой и не оправдает ожиданий Дягилева. Тот, в свою очередь, не сомневался в успехе. Убеждать композитора он пришел со всеми теми, кто потом был занят в подготовке парижской премьеры балета, — Фокиным, Нижинским, Бакстом и Бенуа.

      М. Фокин в своих «Мемуарах» так рассказывает о возникновении замысла балета: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица — самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто».

      Акценты Стравинского в этой истории несколько иные: «Обычно сценарий «Жар-птицы» приписывают Фокину, но я помню, что мы все, и особенно Бакст, который был главным советчиком Дягилева, внесли в него свою лепту».

      Премьера балета состоялась в Париже на сцене Гранд-опера 25 июня 1910 года. На спектакле, который прошел с большим успехом, собралось высшее артистическое общество. Были писатели М.Пруст, Ж.Жироду, поэт П. лодель. Стравинский был представлен Саре Бернар. В тот вечер Дягилев познакомил Стравинского с К. Дебюсси. Забавно, что на вопрос Стравинского, как ему понравился балет, Дебюсси с присущей ему иронией сказал: «Что вы хотите, надо же с чего-то начинать».

      Эскизы костюмов Л. Бакста к балету: царевна, Иван-царевич

      Эскизы костюмов Л. Бакста к балету: Царевна, Иван-царевич

      На спектакле не обошлось без комического инцидента. По замыслу Дягилева, через сцену должна была проследовать процессия лошадей. «Бедные животные вышли, как предполагалось, по очереди, — вспоминал Стравинский, — но начали ржать и приплясывать, а одна из них выказала себя скорее критиком, нежели актером, оставив дурно пахнущую визитную карточку. В публике раздался смех, и Дягилев решил не рисковать на последующих спектаклях».

      Источник

      Читайте также:  Смотритель птиц тревор хендерсон
Оцените статью