Строение позвоночного животного 5 класс

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Позвоночные животные.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Н.И. Сонина, А.А. Плешакова « Биология. Введение в биологию» Концентрический курс.

Тема: Позвоночные животные.

Урок №21 в тематическом планировании.

Цели: продолжить формирование представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных, их строения, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы над изучением нового материала.

Основное содержание темы урока : Существенные признаки представителей царства животных; характеристика позвоночных животных, их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, роли в природе и жизни человека.

Личностные : приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

Познавательные : умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные : адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Регулятивные : владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.

Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.

I. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

На экране (или доске) представлена запись: «Мы знаем о кишечнополостных, червях, моллюсках, членистоногих, иглокожих и расскажем вам о них». Учащиеся класса слушают подготовленные рассказы одноклассников, дополняют, вносят в тетрадь интересные, новые для них сведения о каждой группе беспозвоночных животных.

II. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.

— О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)? (Позвоночные).

Каких животных сюда относят? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.

1 . не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

Я бываю золотая. Ну-ка, в сказку загляни! ( рыба )

2 . Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, рот есть, да не говорю,

глаза есть – не мигаю, крыльев нет и не летаю. (рыба )

3 . Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает. ( лягушка )

4 . Подрастала, хвост растила,

хвост на ноги поменяла. (лягушка )

5 . Правильно ли написано слово «каретта»?

( да, если речь идет о морской черепахе из тропических морей ).

Читайте также:  Название самого сложного животного

6 . Название какой змеи может быть наречием? ( уж )

7 . Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (ящерица )

8 . Живет спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха, гуляет ….( черепаха )

9. Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (крокодил )

— Уж, ящерица, черепаха, крокодил относятся к группе пресмыкающихся животных. Почему их так называют?

10 . Тело животных этой группы покрыто перьями. Передние конечности у них преобразованы в крылья. Кто они? (птицы )

11 . Вкруг ствола большой сосны шишки по снегу видны.

Здесь на кузнице затратил много сил проворный ….(дятел )

12 . В сказке он ловил хвостом рыбу в проруби. (волк )

13 . Лежала между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. ( еж )

Какие особенности имеют животные, родственники ежа и волка?

Учащимся предлагается подумать и обозначить задачи урока.

III . Учебно-познавательная деятельность.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником, фрагментом 1 электронного приложения, рабочей тетрадью. заполняют пустые места в таблице.

Таблица 1. Позвоночные животные

Название группы позвоночных животных

Имеется позвоночник, череп, защищающий головной мозг, челюсти, две пары конечностей

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде

Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы

Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком, самые высокоорганизованные

IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Происходит по цепочке проверка заполнения таблицы. Учитель на доске (или на интерактивной доске) заполняет таблицу, вносит дополнения, коррективы.

V. Оценочно-рефлексивна деятельность.

1 . Работа с фрагментом 2 электронного приложения. Выполнение интерактивного задания. Учащиеся добиваются верного ответа.

2. Самоанализ и самооценка ученика.

Я понял(а) , что рыб, ……, пресмыкающихся, …. млекопитающих объединяют в одну группу потому, что ……….

Я умею отнести представленных животных в определенную систематическую группу. Например, ….- рыба, жаба — ……, ……..- пресмыкающиеся, …..- птица, тигр — …… .

Я доволен (довольна) своими результатами, так как я сумел(а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял(а) …. умею …………. запомнил………………………….. .

1. Работая с заданиями на с. 99 учебника, дать оценку того, насколько хорошо вы усвоили изученный на уроке материал. Поможет вам проверить свои знания текст &21. Обратите внимание на вопрос 9. Запишите ответ на него в тетрадь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»включает тест по проверке знаний темы «Кровь и кровообращение», при мзучении нового материала схему.

Читайте также:  Социальные факторы человека от животного

Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»включает тест по проверке знаний темы «Кровь и кровообращение», при мзучении нового материала схему.

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков.

Методическая разработка Урок по биологии 6 класс тема «Цветок»

Данный урок является составной частью темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений». При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по исполь.

Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме «Строение клетки .Ткани»

Разработка урока биологии в 5 классе по теме»Строение клетки. Ткани».

Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология. Урок проводится в кабинете биологии с использованием .

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока «Класс Насекомые. Общая характеристика»

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока «Класс Насекомые. Общая характеристика.» Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 .

Источник

Урок биологии на тему «Позвоночные». 5-й класс

Базовый учебник: А. А. Плешаков, Н.И. Сонин «Введение в биологию» 5 класс 2013 г.

Цель урока: продолжение формирования представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.

  • изучить существенные признаки представителей царства животных;
  • характеризовать позвоночных животных, их строение, особенностей жизнедеятельности, мест обитания;
  • раскрыть роль животных в природе и жизни человека.

Планируемые результаты. Формирование УУД:

Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

Метапредметные.

  • Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
  • Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.

Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности позвоночных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.

Читайте также:  Животное которое больше всех жив т

Оборудование и организация образовательного пространства: учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, наличие Интернета, чучела, схемы позвоночных животных.

1. Организационный момент

А) Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
Б) Назначение лаборантов.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

А) Разбор вопросов (устно) параграфа «Беспозвоночные».
Б) Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради (письменно) – п.20
Форма работы – в парах.

3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.

– О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)?
– Каких животных сюда относят?
Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.

1. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!

2. Подрастала – хвост растила,
Подросла – светлее стала,
Хвост на «весла» поменяла.

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха,
Гуляет … .

4. Вокруг ствола большой сосны
Шишки по снегу.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … .

5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.

– Что мы сегодня будем изучать на уроке? (Признаки, строение, жизнедеятельность, значение, роль в природе).

4. Учебно-познавательная деятельность

А) Работа учащихся с текстом учебника (п.21)
В) Заполнение таблицы «Позвоночные животные»
Форма работы – в группах.

Имеют позвоночник, череп, защищающий мозг, челюсти, две пары конечностей.

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде.

Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы.

Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком. Самые высокоорганизованные.

5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

А) Проверка заполнения таблицы (по цепочке).
Б) Сравнение с информацией учащихся (демонстрационно) на экране вносятся дополнения, корректировки учащихся.

6. Оценочно-рефлексивная деятельность

А) Выполнение интерактивного задания с использованием Смартдоски.
Б) Самоанализ и самооценка.

– Я понял (а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что … . Например, … – рыба, жаба – …, … – пресмыкающееся, … – птица, тигр – ….
Я доволен (льна) своими результатами, так как я сумел (а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял (а) тему …,
умею…,
запомнил(а) … .

Существительное «Позвоночные»
Два прилагательных . …
Три глагола …, …, … .
Фраза из 4-5 слов.
Ключевое слово.

7. Домашнее задание.

А) Подготовить вопросы п.21.
Б) Составить кроссворд о птицах (по желанию).
В) Создать ребусы по теме урока.

Источник

Оцените статью