Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Позвоночные животные.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Н.И. Сонина, А.А. Плешакова « Биология. Введение в биологию» Концентрический курс.
Тема: Позвоночные животные.
Урок №21 в тематическом планировании.
Цели: продолжить формирование представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных, их строения, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы над изучением нового материала.
Основное содержание темы урока : Существенные признаки представителей царства животных; характеристика позвоночных животных, их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, роли в природе и жизни человека.
Личностные : приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.
Познавательные : умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные : адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Регулятивные : владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.
I. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.
На экране (или доске) представлена запись: «Мы знаем о кишечнополостных, червях, моллюсках, членистоногих, иглокожих и расскажем вам о них». Учащиеся класса слушают подготовленные рассказы одноклассников, дополняют, вносят в тетрадь интересные, новые для них сведения о каждой группе беспозвоночных животных.
II. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.
— О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)? (Позвоночные).
Каких животных сюда относят? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.
1 . не хожу и не летаю, а попробуй, догони!
Я бываю золотая. Ну-ка, в сказку загляни! ( рыба )
2 . Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть, да не говорю,
глаза есть – не мигаю, крыльев нет и не летаю. (рыба )
3 . Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает. ( лягушка )
4 . Подрастала, хвост растила,
хвост на ноги поменяла. (лягушка )
5 . Правильно ли написано слово «каретта»?
( да, если речь идет о морской черепахе из тропических морей ).
6 . Название какой змеи может быть наречием? ( уж )
7 . Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (ящерица )
8 . Живет спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, гуляет ….( черепаха )
9. Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (крокодил )
— Уж, ящерица, черепаха, крокодил относятся к группе пресмыкающихся животных. Почему их так называют?
10 . Тело животных этой группы покрыто перьями. Передние конечности у них преобразованы в крылья. Кто они? (птицы )
11 . Вкруг ствола большой сосны шишки по снегу видны.
Здесь на кузнице затратил много сил проворный ….(дятел )
12 . В сказке он ловил хвостом рыбу в проруби. (волк )
13 . Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. ( еж )
Какие особенности имеют животные, родственники ежа и волка?
Учащимся предлагается подумать и обозначить задачи урока.
III . Учебно-познавательная деятельность.
Учащиеся самостоятельно работают с учебником, фрагментом 1 электронного приложения, рабочей тетрадью. заполняют пустые места в таблице.
Таблица 1. Позвоночные животные
Название группы позвоночных животных
Имеется позвоночник, череп, защищающий головной мозг, челюсти, две пары конечностей
Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде
Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы
Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком, самые высокоорганизованные
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Происходит по цепочке проверка заполнения таблицы. Учитель на доске (или на интерактивной доске) заполняет таблицу, вносит дополнения, коррективы.
V. Оценочно-рефлексивна деятельность.
1 . Работа с фрагментом 2 электронного приложения. Выполнение интерактивного задания. Учащиеся добиваются верного ответа.
2. Самоанализ и самооценка ученика.
Я понял(а) , что рыб, ……, пресмыкающихся, …. млекопитающих объединяют в одну группу потому, что ……….
Я умею отнести представленных животных в определенную систематическую группу. Например, ….- рыба, жаба — ……, ……..- пресмыкающиеся, …..- птица, тигр — …… .
Я доволен (довольна) своими результатами, так как я сумел(а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял(а) …. умею …………. запомнил………………………….. .
1. Работая с заданиями на с. 99 учебника, дать оценку того, насколько хорошо вы усвоили изученный на уроке материал. Поможет вам проверить свои знания текст &21. Обратите внимание на вопрос 9. Запишите ответ на него в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»включает тест по проверке знаний темы «Кровь и кровообращение», при мзучении нового материала схему.
Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»включает тест по проверке знаний темы «Кровь и кровообращение», при мзучении нового материала схему.
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков.
Методическая разработка Урок по биологии 6 класс тема «Цветок»
Данный урок является составной частью темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений». При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по исполь.
Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме «Строение клетки .Ткани»
Разработка урока биологии в 5 классе по теме»Строение клетки. Ткани».
Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,
Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология. Урок проводится в кабинете биологии с использованием .
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока «Класс Насекомые. Общая характеристика»
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока «Класс Насекомые. Общая характеристика.» Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 .
Источник
Урок биологии на тему «Позвоночные». 5-й класс
Базовый учебник: А. А. Плешаков, Н.И. Сонин «Введение в биологию» 5 класс 2013 г.
Цель урока: продолжение формирования представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.
- изучить существенные признаки представителей царства животных;
- характеризовать позвоночных животных, их строение, особенностей жизнедеятельности, мест обитания;
- раскрыть роль животных в природе и жизни человека.
Планируемые результаты. Формирование УУД:
Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.
Метапредметные.
- Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
- Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности позвоночных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.
Оборудование и организация образовательного пространства: учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, наличие Интернета, чучела, схемы позвоночных животных.
1. Организационный момент
А) Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
Б) Назначение лаборантов.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.
А) Разбор вопросов (устно) параграфа «Беспозвоночные».
Б) Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради (письменно) – п.20
Форма работы – в парах.
3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.
– О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)?
– Каких животных сюда относят?
Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.
1. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!
2. Подрастала – хвост растила,
Подросла – светлее стала,
Хвост на «весла» поменяла.
3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха,
Гуляет … .
4. Вокруг ствола большой сосны
Шишки по снегу.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … .
5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
– Что мы сегодня будем изучать на уроке? (Признаки, строение, жизнедеятельность, значение, роль в природе).
4. Учебно-познавательная деятельность
А) Работа учащихся с текстом учебника (п.21)
В) Заполнение таблицы «Позвоночные животные»
Форма работы – в группах.
Имеют позвоночник, череп, защищающий мозг, челюсти, две пары конечностей.
Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде.
Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы.
Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком. Самые высокоорганизованные.
5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
А) Проверка заполнения таблицы (по цепочке).
Б) Сравнение с информацией учащихся (демонстрационно) на экране вносятся дополнения, корректировки учащихся.
6. Оценочно-рефлексивная деятельность
А) Выполнение интерактивного задания с использованием Смартдоски.
Б) Самоанализ и самооценка.
– Я понял (а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что … . Например, … – рыба, жаба – …, … – пресмыкающееся, … – птица, тигр – ….
Я доволен (льна) своими результатами, так как я сумел (а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял (а) тему …,
умею…,
запомнил(а) … .
Существительное «Позвоночные»
Два прилагательных . …
Три глагола …, …, … .
Фраза из 4-5 слов.
Ключевое слово.
7. Домашнее задание.
А) Подготовить вопросы п.21.
Б) Составить кроссворд о птицах (по желанию).
В) Создать ребусы по теме урока.
Источник