Структура экономических механизмов охраны окружающей природной среды

Экономические аспекты охраны природы л-16

В настоящее время в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а на экономические методы регулирования.

Согласно Закона РФ об охране окружающей природной среды основными задачами экономического механизмаявляются:

  • планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
  • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  • возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

Кадастры природных ресурсов Экологическое страхование Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение Экономическое стимулирование Финансирование и материально- техническое обеспечение Планирование (прогнозирование) природопользования и охраны окружающей среды Экологические фонды Основные институты экономических механизмов охраны окружающей среды.

Структура экономического механизма охраны окружающей природной среды

Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Кадастры природных ресурсов Материально- техническое обеспечение Плата за ресурсы Плата за загрязнение Источники средств Расходование средств Кредитование Налогообложение Материальное поощрение Возмещение причиненного ущерба Повышение норм амортизации природоохранительных фондов Поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию Обязательное Добровольное Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный, кадастр месторождений полезных ископаемых. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Через определенное время (периодически) кадастры обновляются. Данные кадастровой оценки применяют при планировании использования ресурса, для оценки степени рациональности использования, при определении платежей за ресурс и т.д. Земельный кадастр включает сведения: о количестве земель; распределении их по категориям и характеру использования; качественном составе; о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земли. Лесной кадастр содержит сведения о качественном и количественном составе пород деревьев, группах и категориях экономической ценности лесов, правовом режиме использования лесного фонда и др. Водный кадастр содержит текущую и перспективную оценки состояния водных объектов и их использования; предусматривает меры по предотвращению загрязнения и истощения водных объектов и восстановлению качества вод. Состоит из трех разделов: 1. поверхностные воды; 2. подземные воды; 3. использование вод. В последнее время встал вопрос о необходимости учета размещения промышленных отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнения окружающей среды – ксенобиотиков. Речь идет о создании реестра (кадастра) отходов. При этом объектом регистрации должны служить все опасные и потенциально опасные вещества, так и производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа. Закон «Об охране окружающей природной среды» называет несколько источников финансирования охраны природной среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, фонды экологического страхования, кредиты банков, добровольные взносы и др. Мероприятия по охране окружающей природной среды и природопользованию выполняются на основе государственной экологической программы с учетом природно- ресурсного потенциала отдельных регионов. Финансирование экологических программ в федеральном, республиканских и других бюджетах должно выделяться отдельной строкой (ст. 16 Закона ООПС). Плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды – новый институт, введенный в период рыночной реформы после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие ресурсы и превращения их в объекты гражданско- правовых сделок.

Читайте также:  Законы сохранения природной энергии

Источник

48. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей среды и методы экономического регулирования.

Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Статья 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

Читайте также:  Правовая природа транспортных договоров

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

49.Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Источник

3. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды

Экономический механизм природопользования и охраны окружа­ющей среды — это совокупность предусмотренных нормативными пра­вовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Включает в себя обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприя­тий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую сре­ду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предос­тавление субъектам природопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.

Читайте также:  Дикая природа английский перевод

Основная черта правового регулирования экологических отноше­ний на современном этапе выражается в сочетании нормативно-пра­вовых средств воздействия с экономическим стимулированием охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 14) назы­вает следующие методы экономического регулирования в области при­родопользования и охраны окружающей среды:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономичес­кого развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического раз­ вития Российской Федерации и целевых программ в области ох­ раны окружающей среды субъектов РФ;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей сре­ды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антроногенных объектов;
  • проведение экономической опенки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч­ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а так­ же при осуществлении иных эффективных мер по охране окру­жающей среды в соответствии с законодательством РФ;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствова­нию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Источник

Оцените статью