Структура природно ресурсного права

Структура экологического и природно-ресурсного законодательства

Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны — ее Конституции — закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами.

Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте Конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться.

Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства Страны
Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария
Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду Бразилия, Португалия, Испания, Белоруссия, Россия, Турция, Украина
Защита окружающей среды провозглашена государственной целью ФРГ, Казахстан
Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам Россия, Белоруссия, Украина

ü В Германии в 1994 г. в Основной закон ФРГ была включена новая ст. 20а «Государственная цель — охрана окружающей среды», что говорит о серьезном продвижении страны по пути построения конституционного экологического го­сударства.

ü В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.

В большинстве стран при создании законов исходят из учета международно-признанных экологических принципов, включая принципы устойчивого развития, предосторожности, «загрязнитель платит» и т.п.

Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена

по предметно-отраслевому принципу:

1) нормативные акты наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.)

2) нормативные акты, регламентирующие действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это — Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.),

Читайте также:  Ресурсы природные водные земельные участки

3) нормативные акты, регламентирующие различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.).

Важную роль в совершен­ствовании законодательства играет общественное экологическое движение.

Иногда в отдельных странах новые законы в этой сфере принимаются в результате реакции на острую экологическую проблему или ресурсный кризис.

Источник

Структура экологического и природно-ресурсного законодательства

Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны — ее Конституции — закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами.

Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте Конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться.

Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства Страны
Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария
Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду Бразилия, Португалия, Испания, Белоруссия, Россия, Турция, Украина
Защита окружающей среды провозглашена государственной целью ФРГ, Казахстан
Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам Россия, Белоруссия, Украина

• В Германии в 1994 г. в Основной закон ФРГ была включена новая ст. 20а «Государственная цель — охрана окружающей среды», что говорит о серьезном продвижении страны по пути построения конституционного экологического государства.

• В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.

Вбольшинстве стран при создании законов исходят из учета международно-признанных экологических принципов, включая принципы устойчивого развития, предосторожности, «загрязнитель платит» и т.п.

Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена

по предметно-отраслевому принципу:

• нормативные акты наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.)

Читайте также:  Гусиный перелет памятник природы

• нормативные акты, регламентирующие действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это — Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.),

• нормативные акты, регламентирующие различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.).

Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.

Иногда в отдельных странах новые законы в этой сфере принимаются в результате реакции на острую экологическую проблему или ресурсный кризис.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Глава 4. Природоресурсовое право

Природоресурсовое право – система правовых норм, регламентирующих режим (правовое положение) окружающей среды, комплексов природы, природных объектов и ресурсов как объектов экологических отношений.

Природоресурсовое право – межотраслевой институт экологического права, выделение которого обусловлено особым видом взаимодействия общества и природы, который заключается в выделении (вычленении) из окружающей природной среды объектов и свойств, выполняющих социальные экономические и иные функции в качестве источников удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, объектов пользования, охраны и преобразования.

В научной и учебной литературе распространенны мнения о выделении в системе экологического права природоресурсового права как совокупности правовых норм, регулирующихся природоресурсные отношения (по использования и охране природных ресурсов (объектов) – земель, недр, лесов, вод, животного и растительного мира, атмосферного воздуха) [157]. По мнению Б. В. Ерофеева в отличие от экологического права, регулирующего общественные экологические отношения, природоресурсовое право регулирует только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др.[158].

Представляется, что в приведенных высказываниях природоресурсовое право сводится к системе норм, регулирующих использование и охрану природных ресурсов, с чем вряд ли можно согласиться. Отношения природопользования и охраны природных ресурсов, составляют предмет права природопользования, природоохранительного права, соответственно природоресурсовое же право составляют правовые нормы, регламентирующие режим (правовое положение) окружающей среды компонентов природы и отдельных природных объектов (ресурсов).

Природоресурсовое право состоит из общей и особенной части.

Читайте также:  Какие есть природные зоны названия

В настоящее время нет федерального закона или иного нормативного правового акта, которым бы регламентировался режим окружающей природной среды в целом. Поэтому можно высказать только соображения о содержании и структуре общей части природоресурсового права. Представляется, что общую часть должны составлять нормы, регламентирующие предмет, цель, задачи, методы регламентации режима окружающей среды, принципы отнесения окружающей среды и ее компонентов к природным ресурсам, систему правового регулирования, закрепляющие понятие окружающей среды как природоресурсового фонда и его структуру, регулирование природоресурсовых отношений, правовые средства обеспечения соблюдения природоресурсового права.

Особую часть природоресурсового права составляют институты: землересурсовое право (правовой режим земель), недроресурсовое право (правовой режим недр), водноресурсовое право (правовой режим вод), лесоресурсовое право (правовой режим лесов), фауно-ресурсовое право (правовой режим фауны, животного мира), правовой режим особо охраняемых территорий и объектов; правовой режим воздушного пространства.

Предмет правовой регламентации природноресурсового права составляют: окружающая среда как целостная экологическая (экосоциальная) система и составляющие ее компоненты природы природные объекты и ресурсы, выделенные из природы как источники удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, объект деятельности общества.

Цель правового регулирования заключается в определении режима (положения) окружающей среды, компонентов природы природных объектов и в качестве ресурсов — источников удовлетворения общественных потребностей.

Задача правового регулирования состоит в создании системы нормативных правовых актов, закрепляющих правовой режим (положение) окружающей среды природных объектов и ресурсов.

Правовая регламентация режима (положения) окружающей природной среды, природных комплексов и ресурсов осуществляется императивным методом.

Правовой режим объектов природы в качестве ресурсов, объектов общественных отношений закрепляется в регулятивных правовых нормах, не допускающих диспозитивное регулирование.

Устанавливая административную и уголовную ответственность за посягательство на окружающую природную среду, природные ресурсы законодатель придает им социальную значимость как источникам жизнедеятельности общества, выделяя их в качестве таковых из природы.

Выделение объектов и свойств природы в качестве природных ресурсов осуществляется на основе следующих принципов:

  • социальной и экологической полезности объекта или свойств природы;
  • технической возможности извлечения полезных свойств природных объектов;
  • научной обоснованности выделения природных ресурсов;
  • системности окружающей природной среды компонентов природы и отдельных природных ресурсов;
  • получения наиболее полной информации о состоянии окружающей среды и отдельных природных ресурсов;
  • охраны окружающей среды, компонентов природы , природных комплексов и ресурсов от негативных воздействий техногенного и природного характера.

Источник

Оцените статью