Структура экологического и природно-ресурсного законодательства
Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны — ее Конституции — закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами.
Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте Конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться.
Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства | Страны |
Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду | Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария |
Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду | Бразилия, Португалия, Испания, Белоруссия, Россия, Турция, Украина |
Защита окружающей среды провозглашена государственной целью | ФРГ, Казахстан |
Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам | Россия, Белоруссия, Украина |
ü В Германии в 1994 г. в Основной закон ФРГ была включена новая ст. 20а «Государственная цель — охрана окружающей среды», что говорит о серьезном продвижении страны по пути построения конституционного экологического государства.
ü В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.
В большинстве стран при создании законов исходят из учета международно-признанных экологических принципов, включая принципы устойчивого развития, предосторожности, «загрязнитель платит» и т.п.
Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена
по предметно-отраслевому принципу:
1) нормативные акты наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.)
2) нормативные акты, регламентирующие действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это — Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.),
3) нормативные акты, регламентирующие различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.).
Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.
Иногда в отдельных странах новые законы в этой сфере принимаются в результате реакции на острую экологическую проблему или ресурсный кризис.
Источник
Структура экологического и природно-ресурсного законодательства
Важнейшим государственным документом в области охраны окружающей среды и экологических прав граждан является Конституция. В основном законе страны — ее Конституции — закрепляются обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами.
Модель построения «конституционного экологического государства» находит отражение как в тексте Конституций, но может быть и результатом интерпретации конституционных норм. Поэтому формы защиты окружающей среды в конституциях разных стран могут отличаться.
Форма отражения в конституции страны экологических прав и обязанностей граждан и государства | Страны |
Закреплена обязанность государства защищать окружающую среду | Австрия, Греция, Германия, Голландия, Испания, Польша, Португалия, страны Балтии, Украина, Швейцария |
Закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду | Бразилия, Португалия, Испания, Белоруссия, Россия, Турция, Украина |
Защита окружающей среды провозглашена государственной целью | ФРГ, Казахстан |
Закреплена обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам | Россия, Белоруссия, Украина |
• В Германии в 1994 г. в Основной закон ФРГ была включена новая ст. 20а «Государственная цель — охрана окружающей среды», что говорит о серьезном продвижении страны по пути построения конституционного экологического государства.
• В Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется как статья, закрепляющая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), так и статья, закрепляющая обязанности граждан (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Включение этих статей в текст Основного закона отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким, конституционным, уровнем защиты.
Вбольшинстве стран при создании законов исходят из учета международно-признанных экологических принципов, включая принципы устойчивого развития, предосторожности, «загрязнитель платит» и т.п.
Структура природоохранного и ресурсного законодательства может быть рассмотрена
по предметно-отраслевому принципу:
• нормативные акты наиболее общего характера (в РФ к таковым относятся Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.)
• нормативные акты, регламентирующие действия в отношении отдельных компонентов природной среды и видов природных ресурсов (в РФ это — Водный кодекс, Земельный кодекс, Закон о животном мире и др.),
• нормативные акты, регламентирующие различные виды и стороны хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, плата за ресурсы и за их загрязнение, экологическая экспертиза проектов, экологическая безопасность отдельных отраслей деятельности и др.).
Важную роль в совершенствовании законодательства играет общественное экологическое движение.
Иногда в отдельных странах новые законы в этой сфере принимаются в результате реакции на острую экологическую проблему или ресурсный кризис.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Глава 4. Природоресурсовое право
Природоресурсовое право – система правовых норм, регламентирующих режим (правовое положение) окружающей среды, комплексов природы, природных объектов и ресурсов как объектов экологических отношений.
Природоресурсовое право – межотраслевой институт экологического права, выделение которого обусловлено особым видом взаимодействия общества и природы, который заключается в выделении (вычленении) из окружающей природной среды объектов и свойств, выполняющих социальные экономические и иные функции в качестве источников удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, объектов пользования, охраны и преобразования.
В научной и учебной литературе распространенны мнения о выделении в системе экологического права природоресурсового права как совокупности правовых норм, регулирующихся природоресурсные отношения (по использования и охране природных ресурсов (объектов) – земель, недр, лесов, вод, животного и растительного мира, атмосферного воздуха) [157]. По мнению Б. В. Ерофеева в отличие от экологического права, регулирующего общественные экологические отношения, природоресурсовое право регулирует только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др.[158].
Представляется, что в приведенных высказываниях природоресурсовое право сводится к системе норм, регулирующих использование и охрану природных ресурсов, с чем вряд ли можно согласиться. Отношения природопользования и охраны природных ресурсов, составляют предмет права природопользования, природоохранительного права, соответственно природоресурсовое же право составляют правовые нормы, регламентирующие режим (правовое положение) окружающей среды компонентов природы и отдельных природных объектов (ресурсов).
Природоресурсовое право состоит из общей и особенной части.
В настоящее время нет федерального закона или иного нормативного правового акта, которым бы регламентировался режим окружающей природной среды в целом. Поэтому можно высказать только соображения о содержании и структуре общей части природоресурсового права. Представляется, что общую часть должны составлять нормы, регламентирующие предмет, цель, задачи, методы регламентации режима окружающей среды, принципы отнесения окружающей среды и ее компонентов к природным ресурсам, систему правового регулирования, закрепляющие понятие окружающей среды как природоресурсового фонда и его структуру, регулирование природоресурсовых отношений, правовые средства обеспечения соблюдения природоресурсового права.
Особую часть природоресурсового права составляют институты: землересурсовое право (правовой режим земель), недроресурсовое право (правовой режим недр), водноресурсовое право (правовой режим вод), лесоресурсовое право (правовой режим лесов), фауно-ресурсовое право (правовой режим фауны, животного мира), правовой режим особо охраняемых территорий и объектов; правовой режим воздушного пространства.
Предмет правовой регламентации природноресурсового права составляют: окружающая среда как целостная экологическая (экосоциальная) система и составляющие ее компоненты природы природные объекты и ресурсы, выделенные из природы как источники удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, объект деятельности общества.
Цель правового регулирования заключается в определении режима (положения) окружающей среды, компонентов природы природных объектов и в качестве ресурсов — источников удовлетворения общественных потребностей.
Задача правового регулирования состоит в создании системы нормативных правовых актов, закрепляющих правовой режим (положение) окружающей среды природных объектов и ресурсов.
Правовая регламентация режима (положения) окружающей природной среды, природных комплексов и ресурсов осуществляется императивным методом.
Правовой режим объектов природы в качестве ресурсов, объектов общественных отношений закрепляется в регулятивных правовых нормах, не допускающих диспозитивное регулирование.
Устанавливая административную и уголовную ответственность за посягательство на окружающую природную среду, природные ресурсы законодатель придает им социальную значимость как источникам жизнедеятельности общества, выделяя их в качестве таковых из природы.
Выделение объектов и свойств природы в качестве природных ресурсов осуществляется на основе следующих принципов:
- социальной и экологической полезности объекта или свойств природы;
- технической возможности извлечения полезных свойств природных объектов;
- научной обоснованности выделения природных ресурсов;
- системности окружающей природной среды компонентов природы и отдельных природных ресурсов;
- получения наиболее полной информации о состоянии окружающей среды и отдельных природных ресурсов;
- охраны окружающей среды, компонентов природы , природных комплексов и ресурсов от негативных воздействий техногенного и природного характера.
Источник