- Глава 3 Проблема субъектного восприятия мира природы
- § 1. Сущность субъектного восприятия
- Гносеологический аспект субъектного восприятия
- Установочный аспект субъектного восприятия
- Красота природы и красота человека: сравнение объективности и субъективности
- Объективность красоты природы
- Субъективность красоты природы
- Красота человека: объективность и субъективность
- Вывод
Глава 3 Проблема субъектного восприятия мира природы
Проблема субъектного восприятия отдельных природных объектов и природы в целом является одной из ключевых в исследованиях по экологической психологии. На представлении о возможности субъектного восприятия мира природы базируются анализ социогенеза экологического сознания и его типология, типология субъективного отношения к природе, анализ механизмов его формирования и развития в онтогенезе и т. д.
§ 1. Сущность субъектного восприятия
Когда говорят о субъекте, выделяют две стороны этой проблемы: быть субъектом и восприниматься как субъект. В первом случае речь идет о том, что нечто в мире объективно является субъектом. Во втором — о том, что нечто является субъектом для воспринимающего. В первом случае исследователь ищет ответ на вопрос о том, что есть субъект и что есть объект «на самом деле», во втором — на вопрос о том, что есть субъект и объект для воспринимающего.
Именно потому, что «быть субъектом» и «восприниматься как субъект» не являются тождественными понятиями, возможны ситуации, когда то, что с философской точки зрения является субъектом, воспринимается человеком в определенной ситуации как объект, и, наоборот, то, что является объектом, воспринимается как субъект.
Таким образом, субъектное восприятие — это восприятие чего-либо в мире как субъекта (в противоположность восприятию как объекта — объектному восприятию). При этом не имеет принципиального. значения, является ли в действительности воспринимаемое субъектом или же объектом.
В проблеме субъектного восприятия выделяется три самостоятельных, но взаимосвязанных аспекта.
Гносеологический аспект субъектного восприятия
Анализ данного аспекта позволяет ответить на вопрос о том, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений, его «индивидуальной философской концепцией 1 , классифицируется ли оно воспринимающим в качестве субъекта.
Если, например, задать человеку вопрос: «Является ли собака субъектом?» — он будет отвечать на него именно в соответствии со своей «индивидуальной философской концепцией». При этом абсолютно безразлично, насколько используемые им для классификации критерии соответствуют тому, что понимается под субъектом философами.
Система представлений личности, в соответствии с которой она считает нечто в мире субъектом или объектом, как правило, не очень значительно влияет на ее поведение: то, что понимают в данном случае под «субъектным восприятием», в общем-то, не выходит за рамки собственно мыслительных процессов, категоризации как таковой. Итак, «считаться субъектом» — это первый, гносеологический, аспект субъектного восприятия.
Установочный аспект субъектного восприятия
«Относиться как к субъекту». Анализ данного аспекта позволяет ответить на вопрос о том, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира «субъектная установка».
«Субъектная установка» возникает в результате выбора личностыо для конкретного объекта или явления определенного положения на шкале «субъект — объект». Этот выбор может осуществляться по двум основаниям.
Во-первых, шкала «субъект — объект» может выступать для личности как оппозиция «человеческое — нечеловеческое» 1 . Показательно, что, в конечном счете, именно в этой плоскости проводится граница между субъектом и объектом даже в большинстве научных определений: неслучайно многие исследователи считают возможным применять понятие «субъект» только по отношению к человеку или группе. Для бытового же сознания этот критерий вообще становится единственным и, самое главное, достаточным для отнесения чего-либо к субъекту или же к объекту.
При всей внешней простоте и «непритязательности» оппозиции «человеческое — не-человеческое» она обладает мощнейшим установочным эффектом: человека окружают тысячи видов растений и животных, но в восприятии людей «дистанция» между любыми из них не идет ни в какое сравнение с «дистанцией», отделяющей их всех от одного единственного вида — Ношо 8ар1епз. Отношения с «человеком» строятся принципиально иначе, чем отношения с «не-чело-веком».
Если личность находит, например, в животном нечто, позволяющее установить сходство с человеком, соответственно, хоть в какой-то мере отнести его к сфере «человеческого», характер взаимодействия с ним кардинально ме-няется 1 . Именно поэтому владельцы собак очень часто воспринимают их как полноправных членов семьи: собаки (наряду с обезьянами) в максимальной степени обладают характеристиками, необходимыми для причисления их к сфере «человеческого» 2 .
Во-вторых, шкала «субъект — объект» может выступать для личности и как оппозиция «равное — неравное». Иными словами, личность может относиться как к субъекту к чему-то равному ей, точнее равному в своей самоценности, равноправному. На то, что личностью признается «равным», ею распространяются этические нормы (как, впрочем, и юридические и политические права) и в соответствии с ними строится поведение; на «неравное» они не распространяются или распространяются в существенно урезанном объеме.
Все теории расового и национального превосходства, все дискриминации разнообразнейших «чужих» строятся на отказе им в этом равенстве в самоценности. Автор таблички «Только для белых» на вопрос: «Является ли негр субъектом?» — вероятнее всего, ответил бы «да» (гносеологический аспект субъектного восприятия), столь же наверняка можно предполагать, что он отнес бы негра к сфере «человеческого», но он не признал бы его равенства с собой.
Положение, которое отводится личностью тому или иному объекту мира или явлению на шкале «субъект — объект», построенной на данном основании, самым непосредственным и в основном детерминирует, определяет его отношение к объекту и поведение.
Как правило, две описанные оппозиции, в виде которых может выступать для личности шкала «субъект — объект», функционируют в достаточно неразрывном единстве, переходя друг в друга. Поэтому обычно противопоставление происходит по интегрированной оси «человеческое (похожее на меня), равное — не-человеческое (непохожее на меня), неравное».
Таким образом, личность относится к чему-либо в мире как к субъекту, как минимум, в одном из двух случаев: 1) если оно определяется как относящееся к сфере «человеческого» (в случае с другими людьми — как «похожее на меня»), 2) если оно признается равным личности в своей самоценности, равноправным.
Итак, «относиться как к субъекту» — это второй, установочный, аспект субъектного восприятия.
Источник
Красота природы и красота человека: сравнение объективности и субъективности
Красота представляет собой феномен, который олицетворяет гармонию, эстетическое восприятие и наслаждение. Это понятие может применяться как к природным ландшафтам, так и к человеческому телу и его особенностям. Важно отметить, что восприятие красоты может быть как объективным, основанным на общепринятых нормах и стандартах, так и субъективным, зависящим от индивидуальных предпочтений и вкусов.
Объективность красоты природы
Красота природы объективна в смысле того, что она существует независимо от человеческого восприятия. Природные ландшафты обладают определенными характеристиками, такими как гармоничное сочетание цветов, форм и текстур, которые вызывают положительные эмоции у многих людей. Например, величественные горные пейзажи с заснеженными вершинами или живописные закаты за океаном часто признаются красивыми многими людьми.
Объективность красоты природы также связана с научными исследованиями, которые анализируют симметрию, пропорции и другие естественные законы, которые лежат в основе природных форм. Например, Голден-рейт (золотое сечение) – математическое соотношение, которое находит применение в искусстве и архитектуре, также присутствует в природе, например, в строении лепестков цветов или отношении между размерами конкретных частей животных и растительных организмов.
Субъективность красоты природы
Несмотря на объективные характеристики красоты природы, восприятие этой красоты является субъективным и может отличаться у разных людей. Это связано с тем, что каждый имеет свои индивидуальные предпочтения и вкусы. Некоторые могут предпочитать суровые и минималистичные пейзажи, тогда как другие наслаждаются яркими и насыщенными цветами.
Также субъективность восприятия красоты природы связана с эмоциональным и психологическим состоянием человека. Например, взгляд на красивый закат может вызывать разные эмоции в зависимости от настроения, опыта и ситуации. Кроме того, восприятие красоты может быть также подвержено социокультурным влияниям и модным тенденциям.
Красота человека: объективность и субъективность
Аналогично красоте природы, красота человека также может быть воспринимаема как объективная и субъективная. Объективные критерии красоты человека часто основываются на медицинских и научных факторах, таких как симметрия лица, здоровье кожи, пропорции тела и привлекательность физических черт. Эти критерии отражают некоторые общепринятые нормы и стандарты.
Но восприятие красоты человека также субъективно и может быть влияно множеством факторов, таких как культурные стереотипы, персональный опыт, социальный статус и индивидуальные предпочтения. Вкусы в красоте человеческого тела могут различаться в разных культурах, временных периодах и среди разных социальных групп.
Вывод
Красота природы и красота человека объективны в своих основных характеристиках, однако восприятие этой красоты является субъективным и зависит от индивидуальных вкусов, эмоционального состояния и социокультурного контекста. Объективность и субъективность восприятия красоты являются неразрывными и взаимосвязанными аспектами, которые помогают нам лучше понять и оценить всю ее многообразие и глубину.
Источник