Косвенные методы оценки природных ресурсов
К косвенным методам оценки природных ресурсов относятся следующие: принцип альтернативной стоимости, принцип общей экономической ценности, метод субъективной стоимости, метод «транспортно-путевых» затрат, гендонистический метод.
Принцип альтернативной стоимости (упущенная или потерянная выгода) связан с затратной концепцией: чем меньше альтернативная стоимость, тем меньше затрат требуется для компенсации экономических потерь от сохранения этого блага. Альтернативная стоимость – это выгоды при использовании одного и того же ресурса в разных целях.
Принцип общей экономической ценности основан на суммировании стоимости использования и стоимости неиспользования. Стоимость использования состоит из прямой и косвенной стоимости. Прямая стоимость определяется легко. Косвенную стоимость определить трудно. Стоимость неиспользования определить практически невозможно, т.к. речь идет о будущем использовании природного блага. Наличие неучтенных компонентов общей экономической ценности ресурса снижает его ценность.
Метод субъективной стоимости (метод «желания платить») используется, когда функционирует «суррогатный» (воображаемый) рынок. Этот метод базируется на определении рыночных цен путем выяснения у населения желания платить за сохранение данного блага или ресурса.
Метод «транспортно-путевых» затрат оценивает готовность платить за экологические блага, находящиеся в определенном месте, исходя из информации о расходах времени и денег, произведенных при посещении этого места. Метод состоит в определении расхода денежных средств или времени на достижение интересующего места.
Гендонистический метод – это косвенная оценка экологических благ через ценность недвижимости (обычно земли). Главное условие метода – это озабоченность покупателя экологическими характеристиками покупаемого товара и его готовность платить за это большую сумму. При этом выявляется примерная доля экологической составляющей в общей оценке объекта.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
А). Метод субъективной оценки Описание метода
Метод субъективной оценки стоимости основан на определении восприятия индивидом оцениваемого изменения ресурса окружающей среды. Он заключается в прямом опросе потребителей с целью выявления их реакции на определённые изменения в оцениваемом ресурсе окружающей среды (изменение качества, объёмов потребления и т.п.). Такие оценки находятся в прямой зависимости от предпочтений людей, которые будут определять, получат ли они выгоду от предлагаемого изменения, или же оно причинит им вред.
Метод субъективной оценки основывается на принципах неоклассической экономики. В них используется один из двух показателей, определяющих потребительский доход (излишек) пользователей ресурса: эквивалентное отклонение или компенсационное отклонение.
Б). Метод транспортно-путевых затрат
Используется для оценки стоимости использования ресурсов ОС в целях отдыха: промыслов и т.п.
Описание метода
В основу положен принцип, согласно которому потребители несут прямые транспортные расходы или тратят своё время, чтобы посетить природный объект (эти затраты расцениваются в качестве заменителя платы за экологическую услугу — например, входной платы). Обычно экономисты исходят из допущения, что спрос на товар уменьшается по мере роста его цены. Аналогичным образом, число поездок обычно должно уменьшаться по мере увеличения стоимости поездки. На основе информации о расходах людей на посещение природного объекта определяется общая выгода от данного объекта. Эта сумма представляет собой дополнительную выгоду для потребителя и, теоретически, свидетельствует о возможностях взимания платы с посетителей в том случае, если это реально осуществимо.
В). Метод гедонистического ценообразования Описание метода
Метод основан на том, что стоимость качества окружающей среды, с точки зрения населения, можно определить по суммам, которые оно платит за товары, заключающие в себе экологические характеристики. Обычно для анализа выбирают рынок недвижимости. Если в определённом месте люди последовательно платят за дома и землю больше, чем в других местах, и если при объяснении этой разницы в цене учтены все прочие возможные неэкологические причины, то остающаяся разница в цене относится на счёт экологических факторов.
Гедонистическое ценообразование основывается на совокупности большого объёма данных о характеристиках недвижимости в районе, выбранном для исследования. Различия в цене соотносятся с ключевыми характеристиками, такими как размер, возраст, состояние и местонахождение недвижимости. При этом «необъяснимая» разница в цене относится на счёт экологических факторов, свойственных конкретной местности.
Г). Метод превентивных расходов Описание метода
Расходы, на которые идут люди в попытке предотвратить ущерб, наносимый загрязнением – превентивные или смягчающие расходы – могут использоваться для субъективной оценки минимальной стоимости этого ущерба. Другими словами, расходы на смягчение ущерба рассматриваются как заменитель спроса на оцениваемое экологическое благо.
Метод относительно прост и обладает сильной интуитивной привлекательностью. В нём используется наблюдение за поведением людей, и он основан на данных из различных эмпирических источников, включая выборочные обследования и экспертные оценки. Однако готовность людей нести упредительные расходы ограничивается их способностью платить (доходами). Поэтому данный метод может предоставить лишь минимальную оценку получаемых выгод.
Источник
4.2.2. Косвенные методы оценки природных благ и услуг
Как уже отметили, подходов к оценке ресурсов природы несколько. Рассмотрим так называемые косвенные методы, которые разработаны и довольно часто применяются за рубежом, а в последние годы и у нас. В целом методы косвенной (субъективной) оценки в сущности сводятся к построению кривых спроса на ресурс природы, функции спроса можно определить методами прямых предпочтений (условной оценки), опросом респондентов (пользователей), а также методами выявленных предпочтений: а) транспортных затрат и б) гедонистических цен. Косвенные методы дают только приблизительную оценку ресурсов. Точности оценки можно добиться применением нескольких методов оценки одного и того же объекта. Но иногда для принятия хозяйственного решения достаточно иметь даже приблизительную оценку.
Одним из косвенных методов оценки ресурсов природы является концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода). Она в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем меньше альтернативная стоимость, тем меньше затрат для компенсации экономических потерь от сохранения этого блага. Альтернативная стоимость — это выгоды при использовании одного и того же ресурса в разных целях. На практике она используется для измерения «стоимости сохранения» и базируется на методах поиска заменителя рассматриваемого ресурса. Например, в США строительство ГЭС погубило бы уникальную природу каньона Хелл. Анализ показал, что выгоды от ГЭС недостаточно велики для оправдания потери природного объекта. Метод альтернативной стоимости сводится к определению ориентированной стоимости, которая фокусируется на межвременных аспектах развития и является наиболее приемлемой при принятии решений по запрещению проектов, обуславливающих возможность появления необратимых потерь природных объектов.
Метод общей экономической ценности основан на суммировании стоимости использования и стоимости неиспользования (непотребительная ценность). Наиболее легко определить прямую стоимость использования благ, так как они осязаемы и имеют свою цену. Более сложно определить вторую часть стоимости использования — косвенную. Стоимость же неиспользования определить еще труднее, потому что речь идет о будущем использовании природного блага. Наличие неучтенных компонентов общей экономической ценности ресурса снижает его ценность
Метод субъективной оценки стоимости используется при отсутствии нормальных рынков. Он базируется на определении рыночных цен путем выяснения у индивидуумов явной оценки экологического набора благ. Еще этот метод называется методом предпочтении или опросный. Проводится анкетный опрос с целью вы- ||’Д явления предпочтений людей в отношении нерыночных товаров (до сих пор бесплатных), спрашивая их, сколько они желали бы заплатить за конкретные улучшения в этих товарах или за предотвращение неблагоприятных изменений в них. Цель метода — выявить готовность платить у опрашиваемых в денежном выражении. Опросный метод можно применять лишь в том случае, если включаемое в выборку население является представительным, хорошо информированным, проявляет интерес к обсуждаемому вопросу. Кроме субъективности оценки в этом методе присутствует такой элемент, как способность респондентов платить, то есть правильно оценить ту часть своего бюджета, которую они согласны платить за оцениваемый ресурс.
Метод субъективной оценки сводится к выявлению оценки (или «ставки» на воображаемых торгах), близкой к тем, которые бы имели место в случае существования реального рынка на опрашиваемые экологические объекты. Последняя принятая ставка является выражением максимальной суммы готовности платить. Рассчитав среднюю сумму «готовности платить» и умножив эту сумму на общее число людей, (получающих выгоду), определяется ценность блага.
Метод транспортно-путевых затрат (издержек путешествия) — метод косвенной оценки ценности экологических объектов или функций, при котором транспортные расходы населения для посещения мест отдыха используется в качестве заменителей цены рекреационного объекта, а частота посещения выражает количество приобретенного рекреационного «товара». Изменения в путевых затратах и частоте поездок используется для построения кривых рекреационного спроса и вычисления потребительского дохода от рекреации, то есть рекреационные ценности экологического объекта. Учитываются путевые затраты постоянных жителей и приезжающих. Этот метод выявляет предпочтения потребителей. Метод требует затрат времени, усилий и ресурсов. С помощью этого метода были оценены стоимость парков и заповедников Кении.
В некоторых случаях используется гедонистический метод оценки экологических благ. Он сводится к косвенной оценке этих благ через ценность недвижимости (земли). Главное условие метода — это озабоченность покупателя экологическими характеристиками покупаемого товара и его готовность платить за это большую сумму. Выявляется примерная доля экологической составляющей в общей оценке объекта. В Москве на основе статистики покупок и обменов квартир было определено, что цена квартиры в экологически чистом районе в среднем на 12% выше. Этот метод требует сбора большого количества информации.
Источник