- Дайджест диссертаций
- Феномен субъектификации природных объектов Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
- § 2. Анимизм. Антропоморфизм. Персонификация и субъектификация природных объектов
- Анимизм
- Антропоморфизм
- Проблема субъектного восприятия мира природы
- Механизмы формирования субъективного отношения к природе
Дайджест диссертаций
Феномен субъектификации природных объектов Специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
Докторская диссертация С.Д. Дерябо посвящена исследованию сущности и механизмов феномена субъектификации природных объектов (благодаря которому возникает субъективный модус восприятия), закономерности его развития в процессе социогенеза и онтогенеза. В работе также рассматривается влияние на личность субъектифицированного природного объекта.
В работе проводится подробный анализ философских и психологических оснований человеческой субъектности. Вводится термин «субъектификация» («создаю субъекта») как наиболее адекватный для обозначения наделения объектов и явлений мира субъективностью, атрибуции субъектности.
Автором создана концепция экологического мира, который понимается как мир сотворенный человеком на основе бытия путем именования, ставший его подлинным домом и родиной (формой его субъективного инобытия). В основе активности человека по сотворению своего экологического мира, по мнению автора, лежит метапотребность, которая обозначается как потребность «сделать мир своим» (обжить бытие). Сотворение экологического мира становится возможным, поскольку субъектность — системное качество человека как субъекта — обладает качеством основоположности, конкретизируемое в трех свойствах: 1 — самопричинения; 2 — самоупорядочивания; 3 — саморазвития.
Таким образом, особенности проявления субъектификации определяются структурой самой человеческой субъектности и характером взаимодействия с природными объектами. Структура субъектности качественно определяется тремя задачами, которые человеку необходимо решить с помощью деятельности и общения, чтобы «сделать мир своим»: 1 — познание мира, 2 — формирование субъективного отношения к миру, 3 — преобразование мира. Субъектификация природных объектов может раскрываться как процесс социальной атрибуции в рамках коммуникативной деятельности, в которой выделяются три стороны: гносеологическая («считать субъектом»), аксиологическая («относиться как к субъекту»), праксиологическая («поступать как с субъектом»).
В работе рассматривается социогенез субъектификации природных объектов. Показывается, что наиболее полно она проявлялась в архаической культуре, которая обладала такими характерными свойствами, как субъект-объектная неразделенность человека и природы, анимизация, персонификация и антропоморфизация. В дальнейшем, в ходе субъектогенеза и последовательной смены типов культуры, степень выраженности субъектификации падает, переходя в превалирование объектного восприятия природы.
На основе многочисленных экспериментальных данных показано, что в онтогенезе субъективного отношения к природе выделяются два этапа: 1 — эра субъектной модальности отношения к природе, характеризуемая преобладанием субъектного восприятия природных объектов, в котором выделяются эпоха антропоморфизации (дошкольный и, в определенной мере, младший школьный возраст) и эпоха субъектификации (младший школьный возраст, младший и средний подростковый возраст); 2 — эра объектной модальности отношения к природе, характеризуемая преобладанием объектного восприятия природных объектов и существованием «объектной установки» по отношению к ним (старший школьный, юношеский возраст и более поздние периоды).
Д.С. Дерябо на эмпирических данных показано, что природный объект может открываться для человека как значимый другой, причем показатели психологической близости с ним оказывается выше, чем со всеми остальными значимыми другими (матери, отца, лучшего друга и др.).
Автором создан ряд программ и методических разработок по диагностике и коррекции отношения к природе.
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности
Источник
§ 2. Анимизм. Антропоморфизм. Персонификация и субъектификация природных объектов
Важнейшая особенность субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что в действительности они не являются субъектами, не обладают субъектностью (в полном смысле этого слова) 1 . Они могут восприниматься как субъекты только в том случае, если воспринимающий моделирует, конструирует им субъектность, сам наделяет ею.
Наделение субъектностью природных объектов может происходить в различных формах и различными способа-ми. Поэтому существует целый ряд понятий, используемых для анализа проблемы субъектного восприятия природных объектов: анимизм, антропоморфизм, персонификация (олицетворение), субъектификация.
Анимизм
Анимизм (от лат. атта, ат-тш — дух, душа) — система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у объектов и явлений особой отделимой от них субстанции (духа, души), способной активно и самостоятельно действоватъ. .Для анимистического сознания характерно своего рода «двоемирие»: есть видимый («свой, освоенный») мир и не-видимый (потусторонний мир духов), причем, оба мыслятся как абсолютно реальные. Но, тем не менее, эти два мира неразрывно связаны, постоянно взаимодействуют друг с Другом. Анимизм являлся способом осмысления мира. Сталкиваясь, например, с необходимостью объяснения наводнения и не зная истинных причин, первобытный человек приписывал его действиям некоего сверхъестественного могущественного существа — духа, демона. Наводнение трактовалось как наказание за оскорбления этого духа, пренебрежение, нарушение запретов и т. п. Таким образом, неизвестное становилось объяснимым; неопределенность знания снималась определенностью веры. Когнитивным механизмом, определяющим поведение в данных ситуациях, являлось умозаключение по аналогии.
В анимистических концепциях духи живут в природных объектах и явлениях, но не отождествляются с ними. Постепенно духи, демоны начинают мыслиться как материальные существа. Их представляют как чудовищ: титанов, сфинксов и т. п., — что нашло свое отражение в мифологии многих народов.
Антропоморфизм
Антропоморфизм (от греч. человек и тогрНе — вид, форма) — система представлений о мире, в основе которой лежит признание наличия телесного и психического подобия, сходства между человеком и другими объектами и явлениями (животными, растениями, неживой природой, небесными телами, мифологическими и божественными существами и т. п.); наделение объектов и явлений мира человеческими свойствами, уподобление человеку.
Антропоморфизм является одной из важнейших характеристик архаического сознания, которое всему, что окру-жало человека, приписывало способность думать, чувствовать, иметь свои цели и желания и т. д.: камень может скучать, гора может злиться на поднявшихся на нее людей, дерево может радоваться дождю и т. п. В сущности, в антропоморфической картине мира все окружающие объекты и явления — это «люди в другом обличье». Основным психологическим механизмом, лежащим в основе антропоморфизма, является проекция, позволяющая осмыслить окружающий мир через уподобление его человеку. Антропоморфизм отличается от анимизма тем, что в анимистической картине мира объекты и явления наделяются особой отделимой от них субстанцией (духом, душой) и именно ей, а не самим объектам и явлениям как таковым, приписывается способность самостоятельно и активно действовать, чувствовать, переживать, — эта субстанция и мыслится как собственно субъект. В антропо-морфической картине мира такими способностями обладают сами объекты и явления.
Источник
Проблема субъектного восприятия мира природы
Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.
В субъектном восприятии выделяются три аспекта:
а) гносеологический —считается ли воспринимающим нечто в мире субъектом,
б) установочный — относится ли воспринимающий к нему как к субъекту, и
в) функциональный— открывается ли оно воспринимающему как субъект.
При анализе гносеологического аспекта рассматривается, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений.
При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”.При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.
Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект:
а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики,
б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и
в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.
Специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации.
Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация.
Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.
Механизмы формирования субъективного отношения к природе
Существуют три канала формирования субъективного отношения:
перцептивный— в процессе построения перцептивного образа,
когнитивный — на основе переработки получаемой информации,
практический — в процессе непосредственного практического взаимодействия.
Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры.
Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.
В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры:
обонятельно-вкусовые и
поведенческие (витальные).
Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.
Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка. Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам.
В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров:
1) социальных психологических релизеров и
Социальные психологические релизеры — это специфические вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями.
Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала — это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношенияк природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.
Выделяются четыре типа экологических фактов:
внутриорганизменные и
Механизмом обработки социальных психологических релизеров является эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов — лабилизация и эмоциональная оценка.
Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала, является интеллектуализация эмоций, в результате действия которого происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности.
Результатом действия механизмов когнитивного канала является интерес личности к природным объектам.
Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом, определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения:
а) использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо “полезного продукта”, при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы;
б) использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование;
в) использование какой-либо функции природного объекта, которая в данном случае является “полезным продуктом”, при этом не прекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельной его части;
г) неиспользование природного объекта в качестве “полезного продукта”.психологическими релизерами практического канала являются “ответы” — специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.
Выделяются пять типов “ответов”:
геофизические (механические).
Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.
Результатом действия механизмов практического канала является склонность личности к взаимодействию с природным объектом.
Источник