Субъектом деятельности является природа человек

Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира

Познание — это совокупность процедур, процессов и методов получения знаний о явлениях и закономерностях объективной реальности.

Человек как субъект деятельности

Существенной способностью человека является способность преобразовывать окружающую действительность, управлять своими действиями, получать результат по их завершению. Проявление человеческой активности, направленной на себя или на другие объекты, выражается понятием субъект деятельности.

Субъектами деятельности могут выступать:

В зависимости от субъекта можно разделить саму деятельность на разные виды: индивидуальную, коллективную (групповую), общественную (в том числе общественно-историческую).

Деятельность человека имеет четко направленную структуру, которая начинается с формирования потребности. Полностью структуру деятельности можно представить в виде следующей последовательности элементов:

  • потребности
  • мотивы
  • цель
  • условия
  • действие
  • результат

Потребность выступает источником активности человека, побуждает его к деятельности. Потребность проявляется в конкретном мотиве. Мотив влечет за собой постановку задачи и формирование конкретной цели в виде представляемого результата деятельности. Выполнение действия зависит от конкретных складывающихся условий. Действие осуществляется в виде выполнения операций. Действие ведет к результату, который оценивается с точки зрения соответствия цели – насколько он соответствует задуманному.

Деятельность внесла основной вклад в создание человека современного типа, в развитие его мышления и сознания, формирование психических свойств. Современный психолог К.А. Абульханова-Славская определяет человека как субъекта деятельность как гармоничную и саморазвивающуюся личность. Личность тогда становится субъектом, когда выступает центром самоорганизации и саморегуляции, может разрешать противоречия между мотивами, потребностями, способностями и необходимостью. В процессе деятельности складывается индивидуальный характер личности. Это явление происходит во многом под влиянием внешних условий, а также зависит от чувства удовлетворенности от получаемых результатов, выработанного отношения к миру и к себе, стремления к преодолению трудностей, успешности решения сложных задач, желания проявить себя в трудовом процессе.

Человек как субъект познания

Всем высокоорганизованным организмам свойственна познавательная деятельность. Познавательная деятельность сосредоточена на получении определенного знания. Это знание может быть истолковано с трех позиций:

  • Во-первых, знание представляет собой отражение объекта, что вытекает из практически-преобразовательной деятельности. Однако не стоит абсолютизировать такое понимание знания, поскольку это ведет к догматизму.
  • Во-вторых, знание формирует мысленные конструкции, основанные на уровне развития познавательных способностей человека, ценностных и смысловых структур.
  • В-третьих, знание есть определенное состояние сознания субъекта, которое формируется набором определенных знаний. Как они были получены остается за кадром, в то время как на поверхности предстает конкретный набор умозаключений, способ мышления, т.е. определенное содержание и структура сознания конкретного субъекта.
Читайте также:  Природным сообществом является дуб лист дуба дубовый лес

Эти три стороны знания всегда выступают в своем единстве, и в каждом конкретном случае та или иная сторона просто выходит на первый план.

Человек как субъект познания опирается на те же положения, которые свойственны человеку как субъекту деятельности. Это, прежде всего, его активность, наличие опосредованных связей между субъектом и объектом, а также наличие определенных условий, что выражается в социокультурной обусловленности познания. Опосредованный характер связи субъекта познания и его объекта выражается в использовании средств познания. Объект тогда становится элементом сознания, когда переходит в категория образа, идеи или понятия. Созданные субъективные образы сами по себе становятся новым звеном и инструментом в познании новых объектов.

Особенности познания сильно зависят от окружающей социальной обстановки, в этом проявляется социокультурная детерминированность. Так, на процесс и результат познания влияют социальные отношения, сложившиеся в обществе социальные институты, господствующие ценности, нормы, законы и правила, потребности общества, интеллектуальные ресурсы и т.д. С одной стороны, эта зависимость может ограничивать процесс познания, а с другой, придавать ей общечеловеческую значимость.

В структуре познавательной деятельности человека значительное место отведено ценностным установкам субъекта. Они выражают готовность человека принимать определенную информацию, трактовать ее и переводить во внутренний пласт бытия. Ценностные установки определяют видение объекта в той или иной плоскости, могут быть источниками иллюзий и заблуждений, а также порождением человеческой фантазии и страхов.

Личность как субъект общения

Общение представляет собой сложный процесс, который включает в себя обмен информацией между участниками, взаимодействие, восприятие и понимание другого. Общение предполагает использование различных средств коммуникации, большая часть психологов видит в общении не столько интеллектуальный, сколько социальный феномен. Философское значение общения состоит в том, что оно является источником внутренней эволюции самого общества при диалектическом взаимодействии личности и общества.

В процессе общения личность как субъект может выступать в разных ролях: как воздействующая сторона, как воспринимающая. Помимо этого, в процессе общения присутствует психологическая сторона в виде ее психологической базы, а также коммуникативно-организационная, выражающаяся в наличии целей, содержания и форм общения.

Человек как субъект общения с его помощью пытается реализовать не только функцию передачи информации, необходимую в том числе для реализации совместной деятельности, но и достичь другие цели. Это может быть и самовыражение, когда посредством общении человек стремится быть понятым другим, высказать свою оценку и получить ее из уст другого. Общение предполагает возможность экспрессивного выражения своих эмоций. При его помощи формируются навыки социального взаимодействия, происходит усвоение социальных правил и норм.

Читайте также:  Девиз природа наш дом

Источник

Как же современная философия решает вопрос о субъекте и объекте познания в наши дни?

Это решение в целом проистекает из общих мировоззренческих установок философов и философских систем, из решения ими основного вопроса философии, из той господствующей социальной атмосферы, которая царит в обществе.

Научный подход к проблеме субъекта – объекта может базироваться только на последовательно материалистическом решении основного вопроса философии как практически деятельном отношении, на признании того факта, что деятельность – это способ бытия людей, способ их жизнедеятельности, их образ жизни. Не участвуя в деятельности, не производя материальные и духовные ценности, люди не могут существовать, не может поэтому и совершаться деятельностный процесс взаимодействия субъекта и объекта.

Вне всякого сомнения, кроме деятельностного подхода к проблеме субъект-объект есть и другие субстанциальные основы выделения субъектно-объектных отношений. В первую очередь в качестве основы рассмотрения данной проблемы может быть предложена вера в существование извечного объекта, который одновременно есть субъект своей же деятельности, объекта – Творца, Демиурга, Абсолюта, Разума, порождающего объективный мир и человека, который есть образ и подобие всетворящего объекта. Могут быть созданы и иные концепции взаимоотношений субъекта и объекта.

Научно-материалистическое объяснение данного отношения начнем из выяснения самих понятий: «объект» и «субъект».

Объект есть противоположность субъекту, есть то, на что направлена деятельность субъекта, есть также то, что перерабатывается, усваивается субъектом, то «из чего он (субъект) «строит» свое тело. Поэтому всеобщим «абсолютным» объектом является природа, она выступает всеобщим объектом потому, что объект есть нечто, вовлеченное в деятельность субъекта, создает, «творит», «овеществляет» субъект, однако не вся природа, не весь Космос является объектом, а та природа и тот Космос, которые вовлечены в человеческую деятельность. Природа, Космос будут вечной, безграничной, беспредельной, бесконечной, объективной реальностью, пока не вовлекаются в деятельность человека, и поэтому Космос и природа становятся объектом теми своими сторонами, которые оживляются, «зажигаются» вечным огнем человеческой деятельности. Мы легко обнаруживаем в истории науки и культуры, что эта сфера деятельности имеет тенденцию к непрерывному расширению и углублению; грань, отделяющая природу как абсолютный объект от объекта деятельности, все время подвижна и раздвигает горизонты освоенного и еще не затронутого человеческим трудом. Вот поэтому сам процесс познания, «повенчанный» с деятельностью людей, является бесконечным, беспредельным процессом получения человеком не только «вещества» природы для своей жизнедеятельности, но и знаний о природе, делающих человека перманентным и контактным субъектом познания и деятельности.

Читайте также:  Крутые названия природных объектов

Итак, во-первых, объектом является природа, космос, обработанные человеческим трудом; во-вторых, объектом для человека служит каждый представитель человеческого рода, каждый индивид, другая человеческая личность. Человек не является изолированным атомом социальной среды, он всегда изначально «обречен» быть социальным существом и поэтому вступает, вовлекается в определенные социальные группы, общины – «ячейки» коллектива, где проходит его становление как личности, осуществляется его социализация. В связи с этим определенная социальная группа, семья, племя, род, клан, класс и т.д., трудовой коллектив, в-третьих, являются объектом познания и деятельности человеческого общества в целом.

Мы уже знаем, что общество есть определенная совокупность исторически взаимодействующих людей; на него в своей деятельности направляет свое внимание и усилия человек и поэтому общество выступает как объект, в котором «стянуты» все другие определения объекта.

Следовательно, есть четыре «ипостаси» объекта: природа, обработанная человеческим трудом; отдельная человеческая личность; социальная группа и общество в целом. Объект не может существовать сам по себе, отдельно, изолированно от субъекта. Последний также не есть некая нерасчлененная совокупность, некое единство. Под субъектом понимается прежде всего сам человек, человеческая личность как ансамбль социальных отношений; далее субъектом выступает социальная группа, трудовой, профессиональный или иной коллектив, который, активно действуя с объектом, проявляет себя и свою самостоятельность, отражая определенные материальные интересы; в-третьих, субъектом является общество как продукт взаимодействия людей; в-четвертых, субъектом является актор (лат. actor – деятель). Это понятие сравнительно недавно вошло в философский оборот и означает практически действующий субъект, которым может быть и отдельная человеческая личность и социальная группа, активно преследующая свои интересы и цели.

Итак, субъект имеет четыре «ипостаси» – личность, а также личность – актор, социальную группу и общество в целом, а объект обнаруживает такие четыре своих «лика» – человек, социальная группа, общество, а также природа, та ее часть, которая обработана человеком как социальным существом.

Источник

Оцените статью