Субъекты государственной формы собственности на природные ресурсы

11. Понятие права собственности на природные ресурсы. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы.

Можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.

Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности;

какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

По Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. Он не может быть индивидуализирован, в силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из важнейших полномочий собственника.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Субъекты права собственности на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются:

физические и юридические лица;

субъекты Федерации и муниципальные образования.

Представляется, что этот перечень субъектов — исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы от имени государства правомочия собственника в соответствии со ст. 114 Конституции России осуществляет осуществляет Правительство РФ.

12. Право государственной собственности на природные объекты. Федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Порядок разграничения.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

При этом встает главный вопрос – о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами – Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.

Читайте также:  Рисуем природу поэтапно карандашом красиво

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.

В совместном ведении находятся: установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами. Вне пределов ведения федеральных органов власти и их полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Они обладают правом самостоятельно формировать и исполнять свои бюджеты, осуществлять бюджетный процесс, иметь свое бюджетное и налоговое законодательство.

Как уже отмечалось, ст. 72 Конституции к предметам совместного ведения относит вопросы: владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничения государственной собственности; природопользования; охраны окружающей среды и экологической безопасности и др. Субъектами права государственной собственности на земельные участки являются: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. В соответствии с Федеральным законом О разграничении государственной собственности на землю от 17 июля 2001 г. это право возникает с момента государственной регистрации, основанием которой являются акты Правительства РФ об утверждении перечня земельных участков — объектов государственной деятельности и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Источник

14. Право государственной собственности на природные ресурсы: субъекты, объекты, содержание.

Субъектами права собственности на природные ресурсы могут быть граждане и юридические лица, включая иностранцев.

Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти Федерации и всех ее 89 субъек­тов.

Новый вид собственности на землю и другие природные ресурсы — муниципальная. Она не является ни государственной, ни частной. В качестве субъектов права муниципальной собственности выступают представительные и исполнительные органы самоуправления городов и районов.

Таким образом, субъектами права собственности на природные ресур­сы могут быть любые субъекты гражданского права. Однако господствую­щее положение занимает государственная форма собственности. Она ли­шилась своей исключительности в том, что касается земель, но продолжает иметь преимущественное право в области владения недрами, лесным фон­дом, животным миром и рыбными запасами.

Государственная собственность представлена в двух формах: соб­ственности Российской Федерации и собственности субъектов Федерации.

К федеральным природным ресурсам относятся:

  • земельные участки и др. природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению фе­деральных органов государственной власти;
  • земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных пар­ков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий фе­дерального значения;
  • виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ;
Читайте также:  Правовое регулирование обеспечения безопасности природных объектов

• виды животных, ценных в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, попа­ дающим под действие международных договоров;

• месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосудар­ ственное значение;

  • водные объекты, расположенные на территории двух и более субъек­тов РФ, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
  • иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти рес­публик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных ок­ругов, городов Москва и Санкт-Петербург.

15. Сервитуты в экологическом праве.

Под сервитутом понимается допускаемое законом право одного лица либо множества лиц использовать временно или постоянно в определенных целях объекты, находящиеся в собственности другого лица. В числе таких объектов могут выступать некоторые природные объекты.

Так, ст.274 ГК, регламентирующая вопросы установления частного сервитута на земельный участок, определяет, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления ограничен­ного права пользования соседним участком (сервитута). Кодекс допускает также установление сервитута в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, тре­бующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и под­лежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистра­ции прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления такого сервитута. Целями установления сервитута являются: обеспечение прохода и проезда через соседний земель­ный участок; прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и

трубопроводов; обеспечение водоснабжения и мелиорации, а также иные це­ли, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В свою очередь ст. 23 ЗК определяет, что публичный сервитут уста­навливается на определенный срок или бессрочно законом или иным норма­тивным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного са­моуправления или местного населения с учетом результатов общественных слушаний. Целями установления публичного сервитута являются: проход или проезд через земельный участок; использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещение на зе­мельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; прове­дение дренажных работ на земельном участке; забор воды и водопой; прогон скота через земельный участок; сенокос или пастьба скота на земельных уча­стках в сроки, продолжительность которых соответствует местным услови­ям, обычаям, за исключением таких участков в пределах земель лесного фонда; использование земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в рас­положенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбор дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, ис­следовательских и других работ; свободный доступ к прибрежной полосе.

Читайте также:  Главная функция информатики исследование информационных процессов любой природы

Статьей 43 ВК допускается право ограниченного пользования водным объектом в формах публичного и частного водных сервитутов. При этом публичный водный сервитут подразумевает право каждого пользоваться водным объектом общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Частный водный сервитут представляет собой ограничение на основании договора в пользу иных заин­тересованных лиц права лица, которому водный объект предоставлен в дол­госрочное или краткосрочное пользование.

Целями установления публичного и частного водных сервитутов со­гласно ст.44 ВК могут выступать: забор воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопой и прогон скота; использование водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других ма­ломерных плавательных средств. Федеральным законодательством могут быть установлены и иные цели водных сервитутов.

Наконец, ст.21 Ж также предусматривает в качестве одного из видов прав на лесные объекты использование их на условиях сервитута. Кодексом установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законода­тельством РФ (публичный лесной сервитут).

Кроме того, права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на осно­вании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных: решений (частный лесной сервитут).

Источник

Оцените статью