- III) Система и компетенция государственных органов управления Природными ресурсами
- 6.2. Государственные и муниципальные органы управления природными ресурсами и объектами
- 6.2.1. Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления природными ресурсами
III) Система и компетенция государственных органов управления Природными ресурсами
Субъекты государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:
Органы общей компетенции
Органы специальной компетенции
Все государственные органы функционируют в соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» о 21.05.2012
Органы общей компетенции:
— Для органов общей компетенции решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды не является их специальной функцией, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на физических и юридических лиц в пределах территории всей страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления
1.Президент РФ(издает указы и распоряжения по вопросам экологопользования и охраны окружающей среды)
2. Правительство(обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии, издает постановления и распоряжения по вопросам использования природных ресов)
3. Федеральное собрание
4. Прокуратура
5. Министерство юстиции
6. Министерство внутренних дел
7. Министерство по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
К органам специальной компетенции относятся специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти, на которые возложены конкретные функции по управлению в сфере охраны и рационального природопользования — Минприроды, Минсельхоз, Минэкономразвития России, Росрыболовство и др.
Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы но надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.
Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством РФ случаях на территории РФ, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.
Министерство экономического развития Российской Федерации — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, лицензирования, безопасности процессов производства, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оценочной деятельности, земельных отношений
IV) Экологический мониторинг, нормирование и стандартизация
Нормирование в области охраны окружающей среды – это установление системы нормативов качества окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
1) Нормативы качества окружающей среды — Устанавливаются в соответствии с химическими,физическим и биологическими показателями
2) Нормативы допустимого воздействия:
1. допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
2. образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
3. допустимых физических воздействий (тепло, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др.);
4. допустимого изъятия компонентов природной среды;
5. допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды.
Основной документ — Положение «О государственном экологическом мониторинге», утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.08.201
4. На международном уровне выделяется Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)
Экологическая стандартизация представляет собой комплекс научно обоснованных нормативов и правил, которые регламентируют предельно допустимые значения влияния хозяйственной деятельности предприятия на состояние окружающей среды
Объектами экологической стандартизации становятся земельные, водные, биологические ресурсы, воздух и озоновый слой, плодородная почва, земля и ее недра, животные особи и растительный мир, заповедники, лесные массивы и т.д. Исходя из разнообразия объектов, стандартизация природоохранной деятельности направлена на решение нескольких ключевых задач: сохранение природных экопарков и заповедных фондов, поддержка естественной флоры и фауны; рациональное применение природных и биологических ресурсов; обеспечение равновесия между технологическим прогрессом и качественными показателями состояния окружающей среды; разработка правил освоения земли и акваторий, которые не нарушают естественных условий функционирования экообъектов; совершенствование экоменеджмента в соответствии с нуждами социума.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
6.2. Государственные и муниципальные органы управления природными ресурсами и объектами
6.2.1. Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления природными ресурсами
В советское время все виды природных ресурсов находились в государственной собственности и, как уже отмечалось ранее, функции управления и распоряжения природными ресурсами находились в компетенции исполнительных органов государственной власти.
В основе формирующихся в настоящий период экономических взаимоотношений в РФ, напротив, находится многообразие форм собственности на природные ресурсы и объекты — государственная (федеральная и собственность субъекта федерации), муниципальная, частная и иные виды (ст. 9 Конституции РФ). Это предопределяет необходимость разграничения полномочий по управлению природными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.
Законодательство РФ формулирует три группы полномочий — правотворческие, управленческие и распорядительные, которыми располагают государственные и муниципальные образования в области природопользования.
К правотворческим полномочиям Российской Федерации относятся:
1) федеральное природоресурсное законодательство — земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
2) установление разграничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
3) утверждение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд;
4) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, недр, животного мира, иных природных объектов и ресурсов;
5) установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов; разграничение лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов из одной группы в другую, из одной категории защитности в другую;
6) определение порядка и организации ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоустройства, установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга;
7) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм и правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
8) установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром, порядка ввоза в РФ и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции. Установление предельных размеров платы за пользование животным миром, федеральных стандартов, правил, лимитов и нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; 9) установление порядка определения платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и за другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 10) установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Правотворческими полномочиями субъектов Российской Федерации является издание региональных законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также разработка и реализация программ об использовании и охране находящихся в их собственности природных объектов и ресурсов.
Органы местного самоуправления наделены следующими правотворческими полномочиями:
а) издание в пределах своих полномочий нормативных актов в области охраны и рационального использования объектов окружающей среды;
б) установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;
в) разработка и реализация муниципальных программ по рациональному использованию и охране объектов окружающей среды;
г) решение иных вопросов местного значения.
Управленческие функции государства и муниципальных образований в области природопользования и охраны окружающей среды — это система организационных, исполнительных и распорядительных действий, направленная на соблюдение норм природоохранного и природоресурсного законодательства на территории Российской Федерации.
Функции государства по управлению природными ресурсами имеют двойственную природу. С одной стороны, государство непосредственно само является собственником природных объектов и ресурсов. Оно вправе пользоваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои указания пользователям, владельцам и арендаторам государственных природных ресурсов. Однако, осуществляя данные полномочия, очень важно проявлять здоровый демократизм, предоставляя законным пользователям природных объектов свободу хозяйствования и поддерживая заинтересованность законных собственников в вопросах охраны и рациональном использовании природных ресурсов.
При условии, когда природные объекты и ресурсы находятся в муниципальной или в частной формах собственности, государство применяет метод разумной свободы хозяйствования природопользователя. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с нормами действующего законодательства о правовом режиме природного объекта или ресурса.
Распорядительными полномочиями в области природопользования наделены все-собственники природных ресурсов и объектов. Об этом, в частности, имеются четкие предписания в Земельном кодексе РФ (ст, 9, 10, 11). Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, органы местного самоуправления распоряжаются и управляют земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).
Осуществляя распорядительные полномочия, субъекты собственности вправе приобретать в свою собственность земельные участки по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральными законами, передавать или продавать их гражданам и юридическим лицам.
Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления, обладая распорядительными полномочиями, имеют право на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 49, гл. 7 Земельного кодекса РФ).
Источник