Субъекты управления природными ресурсами

III) Система и компетенция государственных органов управления Природными ресурсами

Субъекты государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

Органы общей компетенции

Органы специальной компетенции

Все государственные органы функционируют в соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» о 21.05.2012

Органы общей компетенции:
— Для органов общей компетенции решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды не является их специальной функцией, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на физических и юридических лиц в пределах территории всей страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления
1.Президент РФ(издает указы и распоряжения по вопросам экологопользования и охраны окружающей среды)
2. Правительство(обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии, издает постановления и распоряжения по вопросам использования природных ресов)
3. Федеральное собрание
4. Прокуратура
5. Министерство юстиции
6. Министерство внутренних дел
7. Министерство по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
К органам специальной компетенции относятся специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти, на которые возложены конкретные функции по управлению в сфере охраны и рационального природопользования — Минприроды, Минсельхоз, Минэкономразвития России, Росрыболовство и др.

Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы но надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством РФ случаях на территории РФ, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.

Министерство экономического развития Российской Федерации — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, лицензирования, безопасности процессов производства, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, оценочной деятельности, земельных отношений

IV) Экологический мониторинг, нормирование и стандартизация

Читайте также:  Иммануил кант познание природы

Нормирование в области охраны окружающей среды – это установление системы нормативов качества окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

1) Нормативы качества окружающей среды — Устанавливаются в соответствии с химическими,физическим и биологическими показателями

2) Нормативы допустимого воздействия:

1. допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

2. образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

3. допустимых физических воздействий (тепло, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др.);

4. допустимого изъятия компонентов природной среды;

5. допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды.

Основной документ — Положение «О государственном экологическом мониторинге», утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.08.201

4. На международном уровне выделяется Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)

Экологическая стандартизация представляет собой комплекс научно обоснованных нормативов и правил, которые регламентируют предельно допустимые значения влияния хозяйственной деятельности предприятия на состояние окружающей среды

Объектами экологической стандартизации становятся земельные, водные, биологические ресурсы, воздух и озоновый слой, плодородная почва, земля и ее недра, животные особи и растительный мир, заповедники, лесные массивы и т.д. Исходя из разнообразия объектов, стандартизация природоохранной деятельности направлена на решение нескольких ключевых задач: сохранение природных экопарков и заповедных фондов, поддержка естественной флоры и фауны; рациональное применение природных и биологических ресурсов; обеспечение равновесия между технологическим прогрессом и качественными показателями состояния окружающей среды; разработка правил освоения земли и акваторий, которые не нарушают естественных условий функционирования экообъектов; совершенствование экоменеджмента в соответствии с нуждами социума.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

6.2. Государственные и муниципальные органы управления природными ресурсами и объектами

6.2.1. Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления природными ресурсами

В советское время все виды природных ресурсов находились в государ­ственной собственности и, как уже отмечалось ранее, функции управления и распоряжения природными ресурсами находились в компетенции испол­нительных органов государственной власти.

В основе формирующихся в настоящий период экономических взаимо­отношений в РФ, напротив, находится многообразие форм собственности на природные ресурсы и объекты — государственная (федеральная и собствен­ность субъекта федерации), муниципальная, частная и иные виды (ст. 9 Конституции РФ). Это предопределяет необходимость разграничения пол­номочий по управлению природными ресурсами между Российской Федера­цией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

Читайте также:  От чего зависит природная зональность

Законодательство РФ формулирует три группы полномочий — право­творческие, управленческие и распорядительные, которыми располагают государственные и муниципальные образования в области природопользо­вания.

К правотворческим полномочиям Российской Федерации относятся:

1) федеральное природоресурсное законодательство — земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

2) установление разграничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участ­ков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) утверждение порядка изъятия земельных участков, в том числе пу­тем выкупа для государственных и муниципальных нужд;

4) разработка и реализация федеральных программ использования и ох­раны атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, недр, животного мира, иных природных объектов и ресурсов;

5) установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов; разграничение лесов первой группы по категориям защитности, пере­вода лесов из одной группы в другую, из одной категории защитнос­ти в другую;

6) определение порядка и организации ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга ле­сов и лесоустройства, установление порядка осуществления государ­ственного экологического мониторинга;

7) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, раз­работка соответствующих стандартов (норм и правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

8) установление порядка предоставления лицензий на пользование жи­вотным миром, порядка ввоза в РФ и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции. Установление предельных размеров платы за пользование животным миром, федеральных стандартов, правил, лимитов и нормативов в области охра­ны, воспроизводства и использования объектов животного мира; 9) установление порядка определения платы за выбросы и сбросы за­грязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и за другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 10) установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушением законо­дательства в области охраны окружающей среды. Правотворческими полномочиями субъектов Российской Федерации является издание региональных законодательных и иных нормативно-пра­вовых актов, а также разработка и реализация программ об использовании и охране находящихся в их собственности природных объектов и ресурсов.

Органы местного самоуправления наделены следующими правотвор­ческими полномочиями:

а) издание в пределах своих полномочий нормативных актов в области охраны и рационального использования объектов окружающей среды;

Читайте также:  Галины волжиной природы черной луны

б) установление правил землепользования и застройки территорий го­родских и сельских поселений;

в) разработка и реализация муниципальных программ по рационально­му использованию и охране объектов окружающей среды;

г) решение иных вопросов местного значения.

Управленческие функции государства и муниципальных образований в области природопользования и охраны окружающей среды — это система организационных, исполнительных и распорядительных действий, направ­ленная на соблюдение норм природоохранного и природоресурсного законо­дательства на территории Российской Федерации.

Функции государства по управлению природными ресурсами имеют двой­ственную природу. С одной стороны, государство непосредственно само яв­ляется собственником природных объектов и ресурсов. Оно вправе пользо­ваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои указания пользователям, владельцам и арендаторам государственных при­родных ресурсов. Однако, осуществляя данные полномочия, очень важно проявлять здоровый демократизм, предоставляя законным пользователям природных объектов свободу хозяйствования и поддерживая заинтересован­ность законных собственников в вопросах охраны и рациональном исполь­зовании природных ресурсов.

При условии, когда природные объекты и ресурсы находятся в муници­пальной или в частной формах собственности, государство применяет ме­тод разумной свободы хозяйствования природопользователя. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с нормами действующего законодательства о правовом режиме природного объекта или ресурса.

Распорядительными полномочиями в области природопользования на­делены все-собственники природных ресурсов и объектов. Об этом, в част­ности, имеются четкие предписания в Земельном кодексе РФ (ст, 9, 10, 11). Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельны­ми участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находя­щимися в собственности субъектов РФ, органы местного самоуправления распоряжаются и управляют земельными участками, находящимися в му­ниципальной собственности. Владение, пользование и распоряжение зем­лей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

Осуществляя распорядительные полномочия, субъекты собственности вправе приобретать в свою собственность земельные участки по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральными законами, передавать или про­давать их гражданам и юридическим лицам.

Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправле­ния, обладая распорядительными полномочиями, имеют право на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и му­ниципальных нужд (ст. 49, гл. 7 Земельного кодекса РФ).

Источник

Оцените статью