Суть духовной природы человека

Биологическая, социальная и духовная природа человека

Человек как целостное существо представляет собой единство биологического, социального и духовного. Человек – представитель биологического вида, обладающий способностью к активной целенаправленной деятельности по познанию и преобразованию окружающей действительности и самого себя. Как целостное существо человек представлен одновременно в разных ипостасях, а именно:

  • как индивид (единичный представитель всего рода человеческого);
  • как индивидуальность (речь идет об уникальности и неповторимости каждого человеческого индивида) Задатки и способности, темперамент и характер, талант, гениальность и т.п. – специфические компоненты человеческой индивидуальности;
  • как личность (под личностью понимается социокультурная характеристика человека, выражающаяся в социальных науках понятиями: «социальные качества человека», «социальный статус», «социальная роль» и др.

Человек – одновременно и природное (биологическое), и социальное (общественное) существо, но не только. Он еще и духовное существо. Хотя этот аспект не менее значим, чем два другие, далеко не все исследователи включают его в определение человека (заметим в скобках, что в некоторых учебниках выделяет не духовный, а психический аспект при анализе феномена человека).

Вместе с тем, обретение индивидом и личностью духовности есть предпосылка развития человеческой индивидуальности, а также в каком-то смысле предназначение человека, поскольку лишь с формированием духовности природный индивид может реализовать себя даже в качестве личности. Если дух – это сфера ценностей неутилитарного характера – религиозных, художественных, философских, то духовность – особое состояние сознания человека. Предпосылкой духовности является душевность как нравственно-психологическая характеристика человека, которая выражается не только в способности к переживанию, пониманию другого и сопереживанию, но и совести человека.

В качестве интегрального определения сущности человека здесь уместно привести следующее:

«Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами» 2 , дополнив его указанием о духовном предназначении человека.

Социокультурные характеристики человеческого бытия

К таким характеристикам можно отнести:

  • деятельность как сущностную характеристику человека;
  • социализацию как важнейший фактор становления и развития личности;
  • образование и коммуникацию как важнейшие факторы формирования человеческого бытия.

1) Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование. Специфика человеческой деятельности обычно выводится из сопоставления человеческого поведения и поведения животных. Если животные приспосабливаются к окружающей среде в силу генетически заложенных программ жизнедеятельности, то человек в результате деятельности преобразует окружающий мир и самого себя, создавая тем самым «вторую природу», мир культуры. Существуют различные классификации форм человеческой деятельности. Она делится на материальную, прежде всего, трудовую, практическую и духовную. По реализуемым в ней целям выделяют преобразовательную, познавательную, коммуникативную, оценочную и творческую (художественную) деятельность. В различных социогуманитарных науках глубоко изучается управленческая, политическая, научная, инновационная и т.д. деятельность.

Читайте также:  Министр природных ресурсов 2012

Структура деятельности выглядит следующим образом: потребность – мотив – цель – средство действия – результат. Например, в психологической науке потребность обычно рассматривается как исходный пункт деятельности. Американский ученый А.Маслоу, основоположник гуманистической психологии, выделил пять видов потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности (физической и психологической), потребности в привязанностях, любви, в причастности к группе, потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании), когнитивные и эстетически потребности (в познании, справедливости, красоте и д.р.), самоактуализации. Неудовлетворение индивидом базовых потребностей приводит его к неврозам и психологической неприспособленности. Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших – потребностями роста. Психологическое и социальное развитие возможно в условиях многообразной деятельности человека, в ходе которой происходит постепенное удовлетворение все более и более «высоких» потребностей. В социологической литературе потребности человека обычно анализируются в виде его интересов – осознанных потребностей, как реальных причин человеческого поведения.

2) Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного и активного члена общества. Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде, благодаря активному взаимодействии (коммуникации, общению) с другими людьми.

Процесс социализации многомерен и противоречив (что обусловлено сложной диалектикой взаимоотношения личности и общества), поскольку протекает в рамках социальных норм, выработанных данным обществом, социальных институтов и общностей. В результате несоблюдения социальных норм (моральных, правовых ит.д.) формируются аномии (букв. с франц. несоблюдение закона), нигилизм и т.п. В ходе индивидуального освоения человеком социальных норм и правил происходит процесс его включение в сложный мир социальных ролей. Через исполняемые им социальные роли индивид включается в культуру, т.е. социализируется, становясь полноправным членом общества. Со своей стороны, общество предъявляет к субъектам социальных ролей определенные нормативные требования и осуществляет санкции (моральные, правовые) по отношению к конкретным типам социального поведения.

3) Коммуникация (с лат. букв. – сообщение, передача) – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Благодаря социальной коммуникации человеком осуществляется индивидуальный выбор и ранжирование социокультурных программ поведения, деятельности и общения, происходит формирование социальной позиции и отстраивание набора собственного статуса и ролей поведения. В современном мире актуализируются проблемы использования эффективных моделей взаимоотношений между людьми, В связи с ней, как нам представляется, повышается значение философской аргументации как важнейшего инструмента формирования рационального характера человеческой коммуникации (культурной, политической и т.д.). Более того, если современный человек станет не на словах, а на деле человеком аргументирующим, т.е. будет, например, предпочитать гуманные средства общения с другими людьми негуманным, то он не только станет успешной личностью, но и яркой индивидуальностью.

Читайте также:  Контрольная работа неживая природа

В условиях развития современных коммуникационных технологий на наших глазах формируется новый тип человеческой коммуникации — «сетевое общество», в котором еще в большей степени, чем в технотронном обществе утрачиваются непосредственные связи с реальным субъектом и реальным настоящим. В нем человек все в большей степени имеет дело с анонимными адресатами и ситуациями коммуникации, в которых стираются пространственно-временные координаты аргументатора и аудитории и, следовательно, повышается роль философской аргументации, помогающей человеку чувствовать себя уверенно, покидая привычное для него пространство и время национально-интернациональной культуры.

Источник

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.

Человек редко признает духовную силу и силу мысли, часто думает что главной силой мира является вещественная сила. А между тем в духовной силе и находится истинная сила, которая изменяет нашу жизнь и жизнь всех людей. Жизнь наша бывает лучше или хуже только оттого, что мы осознаем себя телесным или духовным существом. Если человек осознает себя телесным существом, не развивается духовно и у него отсутствуют знания о своей духовной природе, то он ослабляет свою истинную жизнь, живет в страсти, жадности, в не навести, суевериях и в страхе, в итоге все это приводит к его деградации. А если человек осознает себя духовным существом, то есть отождествляет себя с духом, то он возвышает жизнь, освобождается от страстей, от ненависти, зависти, живет в атмосфере любви в гармонии с собой и миром.
На самом деле дух должен руководить и управлять телом, а не наоборот. Чтобы понять и осознать это и изменить свое состояние человек должен работать над самим собой, над своими мыслями, развиваться духовно, обретая и укрепляя силу своего духа. Если человек будет сильным духом, то и тело его будет крепким и сильным. Преодолевая телесную немощь возвышается Дух, борясь с духовными немощами — укрепляется тело. Поэтому человек в первую очередь должен быть сильным духовно, верить в себя и обретать силу своего духа. Если телесная природа человека берет вверх над духовной, то снижается его жизненный тонус, иммунитет и волевые функции.Чтобы было понятнее, рассмотрим как происходит процесс соприкосновения тела, духа и души.С помощью тела человек соприкасается с окружающим чувственным и материальным миром и получает его для самопознания, а не для удовлетворения своих животных потребностей. Сон, еда и сексуальные потребности человека есть естественные функции тела, но человек не должен думать, что целью его жизни есть — удовлетворение телесных нужд. Так же не надо считать свои телесные потребности целью своей жизни. Человек живет чтобы быть счастливым, а счастье предназначено для его души.
Душа человека обладает мощной силой, которая дает телу жизненную силу и способность поддерживать свое существование. Душа обусловленная и зависимая и тесно связана с нашим «я», в ней находятся воля, эмоции и интеллект, именно через неё человек проявляет себя, свою личность, это можно назвать «самосознанием». Благодаря душе дух и тело сливаются в ней, которые тем самым превращают ее в место личности и влияния человека. Именно с помощью души дух управляет телом. Душа человека является волевым центром, от куда исходит луч сознания и фокусируется фокус внимания.
Таким образом, человеческое тело не может функционировать без деятельности сознания. Перенесение сознания из телесного существа в духовное совершается усилием мысли. При активации силы сознания души, тело становится активнее и здоровее. Без души, разум человека начинает деградировать, поэтому важно научится контролировать свой разум, свои желания и духовно развиваться. Сила разрушающих желаний, которые ведут к деградации огромна, это: желание покушать на ночь, переедание, поспать побольше, желание смотреть по ночам телевизор и т.д. и поэтому необходимо научиться контролировать свои желания.
Дух является чистым, свободным и пробужденным Аз. С помощью духа АЗ езьм, человек общается с духовным миром и творцом и познает его. Он питает и оживляет тело человека своим светом, если человек не учитывает и не верит в силу своего духа и его возможностям, то он следует программам тела, то есть занимается пожиранием себе подобных форм до тех пор, пока сам не станет кормом. Осознать свою духовность можно через отказ от хищных устремлений тела к поглощению себе подобных форм, отказ от убийства, от насилия, отказ от иных форм захвата во имя чистого питания светом духа.Дух является наиболее значимой частью человека и занимает обширную площадь его существа. Тело является самой низкой частью и представляет собой внешнюю оболочку человека, а между духом и телом живёт душа в роли посредника. Душа, таким образом, стоит между духом и телом, связывая их между собою. Дух покоряет тело и управляет им посредством души, а тело может с помощью души склонять дух любить мир. Другими словами, образно тело — это внешняя хижина души, а душа — это покрывало духа. Дух передаёт свою мысль душе, а душа побуждает тело подчиняться духа.Все проблемы человека проистекают от незнания своей духовной природы, отсутствия истинного понимания себя и своего истинного предназначения. Отсутствие знания о своей духовной природе рождает все виды проблем, которые только существуют в этом мире и постепенно ведут к деградации. Познавайте себя и окружающий мир, любите и уважайте себя, созидайте и творите. Желаю всем добра, мира и любви!http://www.mudrostmira.ru/2013/08/otsutstvie-duhovnosti-vedet-k-degradacii.html

Оцените статью