Сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды

4. Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение

Важнейшим элементом нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы является платность природных ресурсов. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи:

— повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель;

— повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов;

— получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно.

Система платежейсогласно Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотриваетдва вида платежей:

— за право пользования природными ресурсами;

— за загрязнение окружающей среды.

Цель платного природопользования:

— рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

— стимулирование деятельности по охране окружающей среды;

— выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

— формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы является издержками предприятия, связанными с использованием ресурсов и рассчитанными в соответствии с действующей в стране методикой. Она включает плату за:

— право пользования ресурсами;

— выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

— выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов, а при ее отсутствии – используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными.

Платежи за природные ресурсы поступают в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти платежи повышают материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

Читайте также:  Окислительно восстановительный процесс природы

Платежи за природные ресурсы, вздымаемые в РФ

Платежи за пользование недрами

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий

Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств

Плата за пользование водными объектами (водный налог)

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов

Сбор за выдачу лицензий на водопользование

За сбор лекарственных трав и сырья

За сбор недревесных ресурсов

За заготовку технического сырья

Плата за право пользования животным миров

Арендная плата за пользование охотничьими угодьями

Плата за загрязнение окружающей природной среды. Всоответствии с Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотрено три вида платы за загрязнение:

— выбросы, сбросы вредных веществ и физических воздействий в пределах установленных лимитов;

— выбросы, сбросы вредных веществ и физических воздействий сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;

— плата за размещение отходов.

Платежи за выбросы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимостипродукции предприятия, а в случае повышения лимитов загрязнений – за счетприбыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы Минприрды России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.

Источник

Расчет платы за загрязнение

Плата за загрязнение природы является обязательным платежом согласно заключению Конституционного суда. Вычисление платы за загрязнение окружающей среды – декларация по отрицательному влиянию на ОС, которую сдают каждый год до 10.03 в Федеральную службу (Росприроднадзор).

Читайте также:  Самые крупные запасы природного газа

Расчет платы за загрязнение

К отрицательному влиянию относятся:

  • выбросы опасных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. К ним относят все объекты, тесно соединенные с землей, и объекты размещения отходов;
  • сбросы опасных веществ в водное пространство;
  • хранение и захоронение отходов производства и потребления.

Оплата происходит в тот регион РФ, где происходят манипуляции с веществами, отрицательно влияющими на ОС. Денежные средства разделяется следующим образом: 40% зачисляют в бюджеты субъектов РФ, 5% – в государственный бюджет, а оставшаяся большая часть в бюджеты городских органов.

В городах федерального назначения в городской бюджет идет 95%, а остаток – в государственный бюджет.

Плата за загрязнение окружающей среды: кто платит

Согласно постановлению, производить плату за загрязнение ОС обязуется все юридические лица (ИП, предприятия), чья профессиональная деятельность наносит негативное влияние природной среде.

Физические и юридические лица, приехавшие из других стран, которые производят действия, связанные с использованием природных ресурсов на территории нашей страны, не освобождаются от уплаты. Арендаторы не обязаны производить плату за загрязнение природы только в тех ситуациях, если в договоре аренды прописано, что за эти платежи ответственен арендодатель, и он включил арендатора в ПНООЛР.

Отмечено, что ИП и другие юридические лица, которые работают по упрощенной системе налогообложения, обязаны платить налог так же, как и организации, работающие по общей системе налогообложения.

Расчет платы за загрязнение

Если плата за загрязнение окружающей природной среды не была произведена во время, плательщику грозит административный штраф. Для должностных лиц сумма штрафа составляет около 5 тысяч рублей, а для юридических лиц может достигать 100 тысяч рублей.

Учетом своевременной выплаты занимается финансовый отдел Росприроднадзора. Бывают ситуации, когда арбитражный суд становится на сторону обвиняемой стороны и с нее снимают административный штраф.

Например, если организация не смогла во время совершить оплату по причине временной блокировке расчетного счета в банке.

Читайте также:  Памятники природы тюменской области баяновский

При умышленном искажении информации (о состояние ОС, земель, природных ресурсов, источниках загрязнения), поданной в Росприроднадзор, природопользователю грозит штраф. Для граждан около 700 рублей, для физических лиц в районе 1500 рублей, а для юридических лиц – 15 000 рублей. На оплату административного штрафа дается 12 месяцев.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды

В ситуации, если у природопользователя отсутствует оформленное в утвержденном порядке разрешение на выброс и сброс токсичных веществ, а загрязнение ОС произошло в результате нарушения по его вине, плата взыскивается как за сверхлимитное загрязнение.

В такой ситуации плату рассчитывают, как пятикратный размер ставок в диапазоне утвержденных лимитов. В противоположность отходам за выбросы и сбросы опасных веществ, для их размещения предусмотрены только 2 показателя: отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы.

Это означает, что при любом превышении установленного лимита, придется делать дополнительный расчет. Для этого высчитывают разницу между лимитом и реально полученным значением, а затем умножают полученное число на пятикратный повышающий коэффициент.

Определение платы за загрязнение окружающей среды

Рассмотрим, как происходит расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2017 году. Правительство РФ установило ставки платы за отрицательное влияние на ОС для каждого вещества в отдельности.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды происходит в зависимости от класса опасности вещества и локализации выбросов. Учет ведут раздельно по каждому виду вещества. Разработана специальная таблица, в которой обозначены все опасные вещества и стоимость за 1 тонную их выбросов.

Например, ставка платы за 1 тонну выбросов взвешенных веществ в атмосферный воздух в 2017 году составит 36,6 рублей, а за выброс алюминия в водные пространства – 18388,3 рублей.

В дополнении к этой таблице прописаны коэффициенты, которые принимают к сведению экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы) в различных областях экономических районов нашей страны, а так же, коэффициенты, которые учитывают экологические факторы (состояние водных пространств).

Источник

Оцените статью