Свойства живой природы движение

Урок и презентация на тему «Движение — свойство живых организмов»

Цель : 1. Изучить движение живых организмов, как одно из свойств живой материи.

2. Изучить способы передвижения животных.

3. Учиться делать выводы, анализировать, через работу в проблемных группах.

4. Учиться связывать материал с жизненными ситуациями.

5. Прививать интерес к предмету, к окружающей среде.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, живой материал (дождевые черви), ванночки, пинцеты, цифры каждому от (1,2,3), учебники, рабочие тетради.

Тип урока : изучение нового материала

Методы по источникам знаний:

1) Словесные: беседа, рассказ, игра.

2) Наглядные: мультимедийная презентация.

3) Практические : лабораторная работа, работа в тетрадях, работа с учебником.

1.Оранизационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем изучать очень интересную тему. А необычность нашего урока в том, что вы сами будете добывать знания и делится ими со своими одноклассниками. Для этого наш класс разделён на пять групп. Каждая группа имеет своё название: «Простейшие», «Плавающие», «Летающие», «Ходильные», «Ползающие». Я надеюсь, что каждая группа хорошо поработает и откроет для себя много нового и интересного.

— Назовите свойства живых организмов. (1слайд).

— Посмотрите на экран. Как будет называться наша тема? (Движение организмов) Сегодня мы будем говорить о движении организмов, как об одном из важных свойств всего живого. К концу урока вы должны понять и запомнить, какие типы движения существуют, приводить конкретные примеры, научиться наблюдать за движением живых организмов.

3.Основная часть урока.

— Какие организмы могут двигаться? (Животные, бактерии, растения)

Да, движутся растения, бактерии и животные. Скажите, какие движения могут совершать разные животные.

(Дети высказывают своё мнение, затем как мини-закрепление демонстрируется 2 слайд)

— Посмотрите на слайды и повторите типы движений хором.

2. Постановка проблем перед группами

— Посмотрите на таблички, которые стоят на ваших столах. Я буду открывать слайды. А вы будете поднимать руки вверх и громко отвечать: «Мы!» (Слайд 3)

— А теперь слушаем задание. Согласно вашему названию, вы, посовещавшись, должны составить коллективный рассказ о движении животных и привести примеры. Можно использовать картинки, текст учебника, имеющиеся знания из рассказов, фильмов и т. д.

3. Работа в группах в течение 5-7 мин.

4. Отчёт групп о проделанной работе.

После выступления просмотр видеофрагментов. «Движение амёбы», «Движение эвглены», «Движение инфузории».

«Ходильные» (слайд № 7,№ 8 – движения млекопитающих)

— Встаньте у парт. Покажите, как движутся ваши животные.

Сядьте. Положите голову на парты. Закрыли глаза. Глубоко вздохнули. Подняли головы и работаем дальше.

6. Лабораторная работа «Передвижение дождевого червя»

1. Рассмотрите дождевого червя в ванночке.

2. Возьмите его осторожно пинцетом так, чтобы не повредить его и выложите на бумагу. Понаблюдайте, как он ползает. Прислушайтесь к шороху. Сделайте вывод. Как же движется дождевой червь? Выполни это задание в рабочей тетради.

Читайте также:  Нст природа аксайский район

3. Переложите его на стекло. Понаблюдайте за его движениями. Может ли он двигаться? Сделайте вывод.

4. Переложите червя осторожно в ванночку. Мы выпустим его в природу. Какую пользу приносят черви?

Выполнение в рабочей тетради.

1 .Какое свойство живых организмов мы изучали? А зачем животным надо двигаться?

Чтобы лучше закрепить материал, мы проведём с вами игру, которая называется «Чепуха» (слайд № 11)

Летел над полем бегемот, расправив хвостовой плавник.

А червячок, разинув рот, запрыгал по деревьям вмиг.

Плывёт по морю кенгуру, расставив ложноножки.

И дружно топают копытами, летающие кошки.

Леопард ползёт лениво. Рыбки прыгают игриво.

Крутит жгутиком амёба. А змея расправит ноги.

Реактивный осьминог чепуху понять не мог.

Дети, дети, ради бога, помогите осьминогу.

— Кому можно поставить «пять» в вашей группе. Подумайте, посовещайтесь и скажите.

На слайде три рисунка под цифрами 1, 2, 3. Поднимите высоко цифру с вашим настроением (слайд № 13)

Творческое задание сделать рисунок, какого — либо животного, подписать тип передвижения, составить стих, или кроссворд.

8. Слайд (Спасибо за урок).

Источник

Свойства живого

Мир вокруг наполнен всевозможными объектами живой и неживой природы, которые принимают самые разнообразные формы. Чем же живое отличается от неживого? В данном уроке мы рассмотрим свойства, которые позволяют отличить одно от другого.

Наука биология (греч. bios – жизнь, logos — наука) изучает само проявление жизни и ее закономерности.

Основными свойствами живого принято считать:

  • Обмен веществ и энергии
  • Питание
  • Выделение
  • Дыхание
  • Рост и развитие
  • Раздражимость
  • Способность к движению
  • Способность к размножению
  • Саморегуляция

Только наличие всех вышеперечисленных свойств является исчерпывающим доказательством жизни.

Обмен веществ и энергии

Все живые организмы потребляют питательные вещества. Внутри организма сложные вещества распадаются до более простых с выделением энергии, а простые вещества употребляются организмом для построения и поддержания своего тела.

Таким образом живые организмы постоянно обмениваются различными веществами и энергией со внешней средой. Очевидно, что подобный обмен был бы невозможен без свойств живого, таких как питание, выделение и дыхание.

Питание – процесс поглощения питательных веществ, которые затем в организме трансформируются. К примеру, корни растений поглощают минеральные вещества из почв, этот процесс принято называть минеральным питанием.

Питательные же вещества растения получают в результате фотосинтеза, особого процесса, о котором мы поговорим в отдельном уроке.

Выделение – это удаление продуктов жизнедеятельности из организма. Например, растения выделяют в окружающую среду углекислый газ, излишки воды и другие вещества.

Для поддержания своего функционирования организмам необходима энергия.

Ее можно извлечь в процессе разложения (окисления) различных сложных веществ в присутствии кислорода, который все живое получает посредством дыхания.

На вдохе организмы потребляют кислород, а выдыхают углекислый газ.

Читайте также:  Какие царства неживой природы

Рост и развитие

Полученные организмом вещества расходуются на рост и развитие.

Вообще рост свойственен и некоторым неживым объектам, например сосулькам. Однако они наращивают вещество на своей поверхности, в отличие от живых организмов, которые растут изнутри за счет потребленных питательных веществ.

Причем растения, в отличие от животных, растут в течение всей жизни.

С момента своего появления на свет и до момента смерти все живое претерпевает различные изменения, все развивается.

Например, из маленького семечка сначала появляется проросток лишь с одной парой маленьких листочков.

Проросток растет, постепенно превращаясь в молодое растение с уже развившимися листьями. Со временем побег продолжает крепнуть, образует все новые и новые листья, цветет и в итоге увядает.

Раздражимость и саморегуляция

Для выживания необходимо вовремя реагировать на изменения внешней и внутренней среды, и все живые организмы обладают такой способностью (раздражимостью).

При этом важно не только быстро определять, что изменилось, но и оперативно приспосабливаться к изменениям, и в первую очередь поддерживать постоянство внутренней среды организма или гомеостаз.

Таким образом, еще одним важным свойством всего живого является способность к саморегуляции.

Так живые организмы способны абсолютно самостоятельно без какого-либо внешнего вмешательства поддерживать все процессы своей жизнедеятельности.

Движение

Живые организмы так или иначе способны к перемещению в пространстве. Даже растения, с первого взгляда кажущиеся совершенно неподвижными, способны к передвижению.

Например, листья поворачиваются так, чтобы как можно больше света падало на листовую пластинку, цветки некоторых растений открываются в светлое время суток, а в темное закрываются.

Это явление, характерное для растений и не только, получило название фототаксис.

Размножение

Так или иначе продолжительность жизни организма ограничена, однако жизнь на Земле процветает по сей день, и за это стоит благодарить такое свойство живых организмов, как размножение.

Посредством размножения родители передают потомкам свои признаки и особенности развития. Такая способность живых организмов называется наследственностью.

Интерактив

Размножение — это воспроизведение себе подобных особей. Однако, если размножение и выживание организмов никак не регулировать, то представителей различных видов станет так много, что места на земле для всех попросту не хватит.

В качестве примера рассмотрим бактерии. В благоприятных условиях бактерия может делиться каждые полчаса. При такой скорости размножения всего лишь за 5 суток одна бактерия может дать потомство, которое покроет земной шар! К счастью, этого не происходит, так как множество бактерий погибает.

Часто задаваемые вопросы

Живой организм обладает всеми свойствами живого. Неживой организм может обладать одним или несколькими из них, но не всеми сразу.

Организм со следующими свойствами: обмен веществ и энергии (питание, выделение, дыхание), рост и развитие, раздражимость и саморегуляция, способность к движению и размножению.

Источник

Движение живых организмов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир живой природы наполнен движением. Движение – одно из основных свойств живых организмов .

Движение (в биологии) одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее организму возможность активного взаимодействия со средой, в частности, перемещение с места на место, захват пищи и т. п .

одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее организму возможность активного взаимодействия со средой, в частности, перемещение с места на место, захват пищи и т. п .

Читайте также:  Плохая гибкость от природы

Виды движения

ПСЕВДОПОДИИ (ЛОЖНОНОЖКИ) ЖГУТИК Поверхностная структура, присутствующая у многих прокариотических и эукариотических клеток и служащие для их движения в жидкой среде или по поверхности твердых сред . Временные цитоплазматические выросты у одноклеточных организмов и у некоторых многоклеточных, которые служат для передвижения и захвата пищевых и других частиц . ПАРАПОДИИ РЕСНИЧКИ Примитивные конечности, с многочисленными щетинками у многощетинковых червей. Они есть на каждом сегменте. Органоиды движения инфузорий, заставляющие их вращаться и продвигаться вперед.

Поверхностная структура, присутствующая у многих прокариотических и эукариотических клеток и служащие для их движения в жидкой среде или по поверхности твердых сред .

Временные цитоплазматические выросты у одноклеточных организмов и у некоторых многоклеточных, которые служат для передвижения и захвата пищевых и других частиц .

Примитивные конечности, с многочисленными щетинками у многощетинковых червей. Они есть на каждом сегменте.

Органоиды движения инфузорий, заставляющие их вращаться и продвигаться вперед.

Амебоидное движение Псевдоподии

Мерцательное движение Жгутики Реснички Инфузория-туфелька

Жгутики Реснички

Мышечное движение За счет сокращения мускулатуры тело животного совершает волнообразные движения

За счет сокращения мускулатуры тело животного совершает волнообразные движения

 Амёбы (от греч.«изменение») — род микроскопических одноклеточных животных. У амёб неправильная, постоянно меняющаяся форма. Передвигается при помощи ложноножек (псевдоподий) Водятся в прудах, во влажной почве, во внутренностях животных; они состоят из тонкой наружной оболочки клетки, большого ядра, питательных и сократительных вакуолей. Они размножаются бинарным делением. Длина до 0,3 мм. Наиболее известен вид — амёба обыкновенная

(от греч.«изменение») — род микроскопических одноклеточных животных. У амёб неправильная, постоянно меняющаяся форма. Передвигается при помощи ложноножек (псевдоподий)

Водятся в прудах, во влажной почве, во внутренностях животных; они состоят из тонкой наружной оболочки клетки, большого ядра, питательных и сократительных вакуолей. Они размножаются бинарным делением. Длина до 0,3 мм. Наиболее известен вид — амёба обыкновенная

Инфузория-туфелька простейший одноклеточный организм встречаются в пресных водах. Организм получил своё название за постоянную форму тела, напоминающую подошву туфли. На поверхности клетки в основном продольными рядами расположены реснички , с помощью которых они двигаются. Плывёт тупым концом вперёд.У неё 2 сократительные вакуоли и два ядра, есть порошица и клеточный рот.

Инфузория-туфелька простейший одноклеточный организм встречаются в пресных водах. Организм получил своё название за постоянную форму тела, напоминающую подошву туфли. На поверхности клетки в основном продольными рядами расположены реснички , с помощью которых они двигаются. Плывёт тупым концом вперёд.У неё 2 сократительные вакуоли и два ядра, есть порошица и клеточный рот.

Эвглена зелёная Клетка эвглены зелёной обычно веретеновидной формы и зелёного цвета с красным глазком. Эвглена зелёная распространена в сильно загрязнённых водоемах, но встречается и в чистых, как с пресной, так и с солоноватой водой. Способна как к гетеротрофному, так и к автотрофному типу питания за счёт наличия хлоропластов. Фотосинтез происходит на свету. Передвигается с помощью жгутика.

Клетка эвглены зелёной обычно веретеновидной формы и зелёного цвета с красным глазком. Эвглена зелёная распространена в сильно загрязнённых водоемах, но встречается и в чистых, как с пресной, так и с солоноватой водой. Способна как к гетеротрофному, так и к автотрофному типу питания за счёт наличия хлоропластов. Фотосинтез происходит на свету. Передвигается с помощью жгутика.

Плавники

Здесь нарисованы ноги 3-х птиц. Одна из них живёт на воде, другая на деревьях, третья на земле. Обозначьте, какая где? Почему? Ноги каждой птицы приспособлены к тем условиям, в которых она живёт. У птиц, которые живут на земле пальцы прямые и широко расставлены. У птиц, живущих на деревьях пальцы цепкие и кривые. У водных птиц соединены перепонками.

Здесь нарисованы ноги 3-х птиц. Одна из них живёт на воде, другая на деревьях, третья на земле. Обозначьте, какая где? Почему?

Ноги каждой птицы приспособлены к тем условиям, в которых она живёт. У птиц, которые живут на земле пальцы прямые и широко расставлены. У птиц, живущих на деревьях пальцы цепкие и кривые. У водных птиц соединены перепонками.

Здесь нарисованы крылья 2-х птиц. Одна из них живёт в лесу, другая на открытых пространствах. Учитывая особенность крыльев, обоснуйте ответ. У птиц, живущих на открытых пространствах крыло длинное, узкое, острое, а у птиц, живущих в лесу, крылья не могут быть длинными т.к. они задевали бы ветки деревьев.

Здесь нарисованы крылья 2-х птиц. Одна из них живёт в лесу, другая на открытых пространствах. Учитывая особенность крыльев, обоснуйте ответ.

У птиц, живущих на открытых пространствах крыло длинное, узкое, острое, а у птиц, живущих в лесу, крылья не могут быть длинными т.к. они задевали бы ветки деревьев.

Перечислите особенности птиц связанные с полётом? Какие животные еще имеют крылья? Особенности: крылья, обтекаемая форма тела, лёгкий скелет, хорошо развиты мышцы, воздушные мешки .

Перечислите особенности птиц связанные с полётом? Какие животные еще имеют крылья?

Особенности: крылья, обтекаемая форма тела, лёгкий скелет, хорошо развиты мышцы, воздушные мешки .

Крылья

Скорость движения Пингвины до 36 км/ч Волк 50-60 км/ч Кальмар 40-55 км/ч Осьминог 15 км/ч Гепард 70-110 км/ч

Ноги млекопитающих стопоходящие пальцеходящие копытные

Ноги млекопитающих

Движение растений раскрывание цветка движение листьев к свету ростовые движение корней к воде

Движение животных При движении животных перемещается весь организм

При движении животных перемещается весь организм

Реактивное движение Движение тела, возникающее при отделении некоторой его части с определенной скоростью относительно тела. При этом возникает реактивная сила, сообщающая телу ускорение.

Движение тела, возникающее при отделении некоторой его части с определенной скоростью относительно тела. При этом возникает реактивная сила, сообщающая телу ускорение.

Всем спасибо за внимание!

Всем спасибо за внимание!

Литература и интернет ресурсы Учебник. Биология. Живой организм. 6 класс. Автор: Н.И.Сонин. М., «Дрофа» 2013г. Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. М., «Дрофа» 2014г. http://universal_ru_en.academic.ru/3131782/ http://zooznaika.ru/5139.shtml https://ru.wikipedia.org/wiki/ Движение_(биология ) Картинки: https://yandex.ru/images/

Литература и интернет ресурсы

Учебник. Биология. Живой организм. 6 класс. Автор: Н.И.Сонин. М., «Дрофа» 2013г.

Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. М., «Дрофа» 2014г.

Источник

Оцените статью