Священные птицы ханты манси

Конспект урока «Священные птицы Югры»

Цели урока – знакомство учащихся с разнообразием птиц Югры, развитие бережного отношения к природе.

познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот;

-рассказать об использовании и охране болот;

-развивать познавательные интересы детей ,умения выступать на уроках с сообщениями;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: фотографии, картинки с птицами, чучела птиц.

План

2. Сообщение о птицах – лебедь, кукушка, журавль

2.Проверка домашнего задания.

3.Изучение нового материала

Всем учащимся разданы карточки задания — «птицы», какие птицы есть в нашем крае?

Священные птицы у народов ханты и манси: гагара, кулик, орел, лебедь. Птицы предки манси, чтимы как их родоначальники: речная чайка (халей), коршун, черный ворон, желтая трясогузка, лебедь, журавль.

Гагара – птица скорби, стонущий голос (плач) гагары. Мансийское название гагары – «тахт». Раньше манси, испугавшись крика гагары, бросались в сторону ближайшего озера пуговицу, ниточку или шерстинку как дар духам.

Гагара священная птица ханты и манси. Поверьте, о том, что гагара достала людям землю. Лапка священной птицы гагары – колотушка шаманского бубна. Если гагара попадет в сети рыбака, то он ее и не убивает, и не хватает, а отпускает на свободу, даже если у него порвалась из – за этого новая сеть.

Хантыйская сказка. О том, как человек превратился в гагару .

У одного оленевода паслось большое стадо оленей. И очень гордился и хвастался он своим богатсвом. Бегал за своим стадом и кричал: « Ох, какой я богатый! Мои олени, мои олени. Ох, какой я богатый. Однажды погнал он своих оленей на полуостров, который соединялся с сушей тонким перешейком. Погода стала резко портиться, поднялся холодный ветер, началась гроза. Олени испугались, заметались по маленькому полуострову. Оленевод пытался успокоить животных, выбился из сил и упал. Олени пробежали по нему, втоптав его в ямку между болотными кочками. Весь он стал плоским: спина вдавилась в грудную клетку, ноги сплющились, а копчик вывернуло в сторону. По земле он теперь ходить не может, а кое – как ползает на брюхе. Только в воде стало удобно нырять и плавать. С той поры он ушел и обернулся гагарой. Вот вам и богатство огромное стадо.

Лебедь – по вогульским рассказам, лебедь был человеком, которого по его собственной просьбе небесный бог превратил в птицу. Иртышские остяки считают, грехом есть мясо лебедя.

Ворона , тоже считается священной и почитаемой птицей у народностей севера, как будто бы первоначально ворон был сыном бога, которого отец в наказание превратил в птицу. По голосу ворона можно судить о виде добычи днем, можно оставаться целый день дома, если он неожиданно делает в воздухе кувырок.

Читайте также:  Диче питомники дикой птицы

Сова считается птицей «лесного духа». Попутно следует упомянуть, что героических песнях молодые женщины в облике филина путешествуют к своему любимому, чтобы пробудить его к сватовству, чтобы они не были отданы другому.

Кукушка на Тромъегане считается при правильном обращении с ней птицей счастья. Если убитой кукушке глаза закрыть серебряными монетами и похоронить в деревянном ящике, то через семь лет можно раскрыть ящик, полный серебряных монет. Есть сказка о том как появилась птица – Кукушка.

Воробей — помощник «Лесного духа», а черный воробей , приносит богатство и охотнику.

Синица большая – маленькая птичка – это помощник или тень всемогущего духа Орт – ики, поэтому ее нельзя убивать. В преданиях рассказывается, что некогда синица большая, съев три куска – красный, белый и пестрый, — посланные ей небесным отцом, смогла унести водяное чудище, которое запирает реки и мешает ходу рыбы.

Тетерка – символ сна у манси, изображение тетерева на мансийских веслах.

Гриф — чудесное животное у вогулов. Который доставляет из нижнего мира на солнечный свет людей. В современном облике он, очевидно, образовался под влиянием чужих сказок, ведь такие птицы выступают в сказках многих народов.

Орел. По распространенному хантыйскому преданию, Орел (Курык – ики) сватался к Матери – Огню и дочери Солнцу (Най ими)и, хотя их браку не суждено было свершиться, он каждый год предвещает пробуждение Солнца и тем самым спасает людей от гибели. В мифологии орел предстает символом рассветов и чередования дней: лунный месяц делиться на 4 семерки дней, каждая из которых олицетворяется 7 сыновьями Неба, поочередно совершающими вокруг Земли 7 орлиных перелетов.

Перелетные птицы считаются посланцами Неба: в облике гуся предстает сын Торума, лебедя (гуся – богиня Земли, селезень – почитается как шаманская птица.

Какие священные птицы вы сегодня узнали?

Источник

Презентация: «Птицы в хантыйской мифологии и сказках»
рабочая программа

Птицы в хантыйской мифологи и сказках. И их отображения в орнаменте народов Ханты и Манси.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Птицы в хантыйской мифологи и сказках Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» Преподаватель Хажилова Наталья Викторовна Мегион 2022

Ворона. По хантыйской легенде, ворона является прародительницей народа ханты. Однажды весной прилетела ворона на Север. Долго летала, но никого в округе не нашла, и было холодно. Она собралась с силами и каркнула во все горло. И от этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. Это седьмой день от начала месяца твердого наста. Вороний день по-хантыйски « Вурна Хатл », принято отмечать вторую субботу апреля. Традиционно в этот день ханты на священных местах готовят пищу на костре и молятся духам. На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, как символ Солнца. После праздника все обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца . Ханты заботились и о будущем доме вороны. В этот день дети делали своими руками гнезда из веток, камышей и украшали их яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона .

Читайте также:  Польза мяса птицы механической обвалки

Орнамент «Вороны на болоте»

Гагара В птицах воплощаются духи – покровители дома. Водоплавающие птицы прилетают каждую весну и тем самым символизируют вечный круговорот жизни. У манси железная гагара является священной птицей – она первой ныряла за землей и достала ее.

Кукушка И у манси и у хантов имеется один и тот же мифологический мотив о превращении в кукушку женщины, которую не слушались дети.

Орнаментальный узор «Голова кедровки»

Ястреб У манси в ястреба превращается герой, когда ему необходимо догнать противника. Многие хищные птицы у манси и хантов связаны с духами-покровителями .

Лебедь Лебедь является священной птицей у народа ханты. С ним связывают «великую» богиню Калтащ . Она отвечает за рождение детей, наделяет их тела душами, а также определяет срок жизни людей и их судьбы. В сказках, легендах и преданиях лебедь – это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы, символ возрождения и чистоты. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь становится посланником жизни. Дева-лебедь – древний и всеобъемлющий образ у сибирских народов .

Сова, филин В хантыйской мифологии Йипи ‘филин’ – это бытовое название филина, иногда его называют сакрализованным именем Манкла ‘мышелов’. Согласно поверью, филин и сова – особая порода птиц, существующих для того, чтобы уничтожать злых духов, которых ночью никто не видит. Филину, кроме того, приписывается способность понимать и воспроизводить человеческий язык (лесное эхо – это и есть его проделки).

Боровая дичь . Глухарь Существует миф связанный с появлением перелетных и зимующих птиц. Например, у хантов имеется этиологический рассказ «Почему у глухаря глаза красные». «Стало холодно, собрались птицы улетать на юг. Собрались все вместе и решили завтра лететь. Глухарь ночевал отдельно. Утром, когда проснулся … птицы уже улетели. Глухарь так долго плакал, что глаза стали красные».

Читайте также:  Пауки птицееды едят тараканов

Источник

Священные птицы Югры

НОВИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

казарки отлично плавают, ныряют и быстро летают. Вообще от других гусей они отличаются большей подвижностью и суетливостью. В неволе гуси легко приручаются и благодаря своей красивой внешности являются украшением многих зоопарков. На Международном зоологическом рынке она пользуется огромным спросом
.
Краснозобая
казарка занесена в Красную книгу.
Гусь – священная птица
хантов
и манси

Во
многих мифологических сюжетах птицы считаются обликами духов-покровителей.
Первый сын Югорской земли часто принимает облик гуся. По
хантыйски
гусь – «
Лунт
».

Гусь у
хантов
и манси
является прообразом
духов, так, например, в мансийских
сказаниях
говорится «дочь
старика влезала
в шкуру
гуся».
В
хантыйский мифах «при сожжении сына
Торума
на костре вместо него появляется маленький гусенок
».
Одним
из любимейших музыкальных инструментов
народов ханты и манси является
Арфа семиструнная («гусь
»)
.

Краснозобая
казарка гнездится только в России, на севере Западной Сибири. Гнездятся казарки колониями по нескольку пар. И самое интересное, даже загадочное состоит в том, что казарки живут поблизости от гнезд сокола-сапсана. Эта сильная хищная птица защищает слабых гусят.
Священные птицы
Югры

— дорожная одежда , глухая, по покрою аналогична парке, но шита из зимних оленьих шкур темного цвета, без всяких украшений. Это очень длинная одежда с минимальным количеством швов, что обеспечивало тепло. Гусь — одежда, характерная также и для ненцев. Суконный гусь носился летом. Шился из разноцветного сукна с рукавицами и без них. Концы рукавов и подол могли обшивать узкими полосками разноцветной ткани или опушкой.
Краснозобая
казарка – дикий гусь
Это самый маленький гусь из всех наших гусей. Про него можно сказать: «Мал гусек, да дорог». Недаром ее называют «пернатой жемчужиной».
В старину в России
краснозобую
казарку называли «
куриозные
красные гуськи»,
тоесть
удивительно красивые гуськи.
По бокам головы большое пятно, похожее на капли, рыже-красного или шоколадного цвета. Вокруг этих пятен белая кайма. Часть перьев на хвосте и низ брюшка – белые. Красота – глаз не оторвешь!
Жители
Югры
любят гусей.
Свою теплую одежду из меха они назвали «гусь».
«Гуси
поднимаются стаей,
вытягиваются клином, собираются в полет. Они цепочкой серых бус тянутся над тайгой. Любуются – не налюбуются голубыми глазами озер, синими лентами речек, зелеными руками кедров. А небо плачет счастливыми слезами весеннего дождя…»

У нас гнездятся
гуси-гуменники
. Осенью они улетают в теплые края, а весной возвращаются для выведения потомства. По низким берегам выхаживают
гусинные
выводки.

Источник

Оцените статью