Связь между живой неживой природой 2 класс

Урок 4. Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода

Температура – величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо.

Термометр – прибор для измерения температуры.

Погода – состояние атмосферы в данном месте, в данное время.

Метеорология – наука о физическом состоянии земной атмосферы и происходящих в ней процессах

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учебное пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Плешаков. А. А. – М.: Просвещение, 2017. – Ч. 1. – С. 17–26.
  2. Окружающий мир. Тесты. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 7–12.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Растения и грибы, птицы и звери, рыбы и насекомые, а также сам человек – всё это живые организмы или живая природа. А знаете ли вы, чем живая природа отличается от неживой? Давайте рассмотрим основные признаки. Всё живое рождается и развивается, дышит и питается, размножается и умирает.

Человек – часть живой природы, он появляется из нее, растет и развивается в ней.

Неживая природа не дышит, не питается, не растёт и не размножается.

Всё в природе взаимосвязано. Чтобы дышать нужен воздух, чтобы питаться – вода и почва. Чтобы расти и развиваться необходимы солнечный свет и тепло.

Речка – это неживая природа, но она является местом обитания многих рыб и животных, растений и насекомых.

Растения могут помочь реке в период дождей удерживать берег от размывания, скрепляя береговую линию своими корнями.

Живая и неживая природа тесно связаны друг с другом и не могут существовать по отдельности.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Они происходят как в неживой, так и в живой природе.

Многие явления, которые мы наблюдаем, связаны со сменой времён года – сезонов. Такие природные изменения называются сезонными явлениями. Какие вы знаете времена года? Как меняются при этом деревья? Существует 4 времени года или сезона – весна, лето, осень и зима. Посмотрите, какие явления природы вы можете наблюдать из окна прямо сейчас?

Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в природе зависят от количества солнечного тепла, которое получают разные части земного шара. Количество тепла чего-либо называют температурой и измеряют при помощи термометра. Термометр – это прибор для измерения температуры. Термометры бывают комнатные – для измерения температуры воздуха в комнате; уличные – для измерения температуры воздуха на улице; водные – для измерения температуры воды; медицинские – для измерения температуры тела человека.

Температура измеряется в градусах. Она записывается при помощи знаков плюс (тепло) или минус (холодно).

Читайте также:  Растительные сообщества природная совокупность растений

Утром, перед тем как выйти из дома, мы смотрим в окно, чтобы узнать какая там погода. Как вы думаете, зачем нам это нужно знать? Конечно же, от погоды на улице зависит наша одежда. Что же такое погода? Погода – это состояние воздушной оболочки Земли в данном месте и в данное время. Из чего же она складывается? Во-первых, это температура воздуха. На улице может быть холодно или тепло, и жарко или морозно. Во-вторых, это облачность, то есть наличие в небе облаков и туч. Если на небе светит солнце и видны лишь отдельные облака, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много, и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность. Если же всё небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно. В-третьих, это осадки: вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая на землю из облаков или из воздуха. Это может быть дождь, снег, град, туман, роса, иней. В-четвёртых, это ветер. Он может быть слабым, сильным или умеренным. Итак, из чего же складывается погода? Из температуры воздуха, облачности, ветра и осадков.

Наука о погоде называется метеорология. Во многих местах на Земле есть метеорологические станции, где учёные постоянно ведут наблюдения за погодой. Многие природные явления учёные обозначают специальными метеорологическими условными знаками. Этими знаками пользуются учёные разных стран. При помощи долгих наблюдений учёные составляют прогнозы, то есть предсказания погоды. Составлять их помогают специальные космические спутники, метеорологические самолеты и корабли, оснащённые необходимым оборудованием. Иногда предсказывать погоду можно, используя народные приметы. Первые народные приметы появились давным-давно, когда люди стремились разгадать секреты окружающего мира и приоткрыть его тайны. Приметы создавались веками и переходили из поколения в поколение. Они становились частью народных пословиц и песен. Знание народных примет и сейчас помогает людям планировать свои дела. Берегите живую и неживую природу. Знайте, что жизнь на земле невозможна без природы. Человек должен охранять и беречь её!

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Заполните таблицу:

Разбор типового контрольного задания

Соедините объект и явление:

Источник

2 кл Связи между неживой и живой природой Какие ответы к учебнику Плешаков?

Связи между неживой и живой природой Окружающий мир, 2 класс. Ответы на вопросы к учебнику Плешакова

Связи между неживой и живой природой Какие ответы к учебнику Плешаков?

1 Может ли живая природа существовать без неживой? Рассмотри иллюстрации и дай обоснованный ответ.

Связи между неживой и живой природой Окружающий мир 2 класс Ответы на вопросы

2 Объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме?

Связи между неживой и живой природой Окружающий мир 2 класс Ответы на вопросы

1 Что относится к неживой природе, а что — к живой?

2 Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?

3 Как связаны между собой неживая и живая природа?

1.Живая природа не может существовать без неживой. Потому что люди и животные, деревья и травы, цветы и грибы полностью зависят от условий, в которых находятся. Живым существам необходима вода, чтобы не погибнуть от жажды. Солнечный свет нужен для того, чтобы греть землю, людей, животных. Свет и тепло позволяют цветам и кустарникам расти, а без них они погибнут. Реки и озёра — это места обитания рыб. Почва — это не только питание для трав и деревьев, но и место обитания микроорганизмов и червей. Воду пьют человек и животные, грибы не растут без влаги. Даже ящерица любит спать на тёплом камне. Что ещё раз доказывает зависимость живой природы от неживой.

Читайте также:  Природные полусинтетические синтетические антибиотики

2.Солнце, воздух и вода — это неживая природа. Но именно они лучшие друзья человека, зверей, птиц, растений и насекомых. Именно благодаря неживой природе мы и существуем. Стрелки показывают, что волк и олень, сова и змея, грибы и деревья полностью зависят от солнца, воздуха и воды, потому что эти источники неживой природы необходимы для поддержания существования живой природы.

1.Солнце, вода, воздух, земля, почва, снежинка, горы, облака — это неживая природа. Человек, медведь, синичка, дятел, сова, муравей, бабочка, дерево, гриб — это живая природа. То есть те объекты, которые не имеют души, не живут, не двигаются, не дышат, никак не развиваются — они относятся к неживой природе. А вот все живые существа, которые имеют возможность дышать, питаться, двигаться, развиваться, чувствовать боль и голод — это объекты живой природы.

2.Живые существа не только дышат, развиваются, питаются, нуждаются в кислороде и еде, они ещё и чувствуют боль, сострадание, какой-то ущерб. Они живут и чувствуют. Этим они и отличаются от неживых существ, которые ничего из перечисленного делать не могут. Они вообще не живут, не имеют души.

3.Неживая и живая природа зависят друг от друга. Неживое помогает живому выжить. В свою очередь живые существа создают необходимые условия для проживания. Тем самым они облагораживают неживую среду. Например, черви роют землю, перерабатывают её, рыхлят почву, насыщают её кислородом. Некоторые двустворчатые моллюски фильтруют воду. И таким образом они наполняют водоёмы уже очищенной водой, так как отлавливают мелких организмов, поедают остатки органики. Поэтому можно сказать, что неживая и живая природа не только зависят, но и прекрасно дополняют друг друга. Вместе они создают оболочки Земли, такие как биосфера и гидросфера.

Источник

Конспект урока окружающего мира 2 класс «Связи между неживой и живой природой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о связях между неживой и живой природой.

Образовательные: знать, что такое связи между неживой и живой природой, роль связи между неживой и живой природой; уметь устанавливать связи между живой и неживой природой.

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление; устную речь.

Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, к учебе и предмету Окружающий мир, к природе.

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Читайте также:  Департамент природных ресурсов охраны окружающей среды приморского края

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Личностные: бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Окружающий мир 2 класс 1ч., маркерная доска, электронная доска, рабочий лист с заданиями.

Деятельность обучающихся

Организационно-мотивационный этап

— Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, рабочая тетрадь, пенал, раздаточный материал.

— Начну занятие с высказывания великого русского писателя Михаила Федоровича Достоевского «Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин».

— Как вы понимаете слова Михаила Федоровича?

— Действительно это так. Когда человек приносит вред природе, он не задумывается о том, что наносит вред другим. Или же наоборот специально вредит природе, чтобы другим людям было плохо. Очень часто люди используют природу только ради своих целей, е думая о последствиях. Это приводит к экологическим проблемам. Ребята, как нужно относиться к природе?

— Для чего нужно заботиться о природе и любить ее?

Приветствуют, проверяют готовность к уроку.

— Житель определенной страны.

— Если человек плохо относится к природе, наносит ей вред и уничтожает ее, этот человек будет плохо относиться и к другим. А человек, который наносит вред окружающим, является плохим человеком.

— Нужно ценить ее, беречь ее богатства, помогать ей.

— Чтобы мы могли благоприятно существовать на этой земле.

Слайд 1 (цитата, портрет М. В. Достоевского)

Актуализация и пробное учебное действие

— Что вы изучали на прошлом уроке?

— Что мы называем живой природой?

— Что мы относим к живой природе?

— Что такое неживая природа?

— Что относится к неживой природе?

— Сейчас я предлагаю вам поработать с первым заданием на рабочем листе. Первая колонка таблицы – живая природа, вторая – неживая природа. В каждой колонке перечень объектов как живой, так и неживой природы. Ваша задача – обвести те названия объектов в первом столбике, которые относятся к живой природе, и обвести те названия объектов во втором столбике, которые относятся к неживой природе.

— Итак, какие объекты вы выбрали в первом столбике?

— Почему они относятся к живой природе?

— Какие объекты вы выбрали во втором столбике?

— Почему вы их отнесли к неживой природе?

— Всё, что может расти, дышать, питаться и развиваться.

— Растения, грибы, человек, животные.

— Всё, что не может расти, дышать, питаться и развиваться.

— Звезды, воздух, вода, камни и т. д.

— Окунь, крот, человек, береза.

— Они растут, дышат, питаются и развиваются.

— Они не растут, не дышат, не питаются и не развиваются.

Источник

Оцените статью