Сжиженный природный газ льготы
Постановление от 30 ноября 2018 года №1442. В целях создания условий для реализации на внутреннем рынке природного газа, при поставке которого используются технологии сжижения, в ряд нормативных правовых актов Правительства внесены изменения, предусматривающие отмену государственного регулирования цен на природный газ, реализуемый ПАО «Газпром» с применением технологий сжижения и регазификации при поставках газа потребителям, не относящимся к населению.
Документ
Постановление от 30 ноября 2018 года №1442
Действующим законодательством в области государственного регулирования цен на газ установлено, что в случае применения технологий по сжижению газа используется регулируемая оптовая цена на газ на уровне цены, устанавливаемой для газа, который не подвергается технологии сжижения. Эта норма не учитывает, что при поставках газа с применением технологий по его сжижению у ПАО «Газпром» возникают дополнительные невозмещаемые затраты, связанные со сжижением и транспортировкой сжиженного природного газа (далее – СПГ) до приёмных ёмкостей.
Вместе с тем развитие производственных мощностей СПГ, в том числе малотоннажного производства, предусматривает необходимость развития рынка СПГ как самостоятельного сегмента. Такой рынок включает в себя использование СПГ в качестве газомоторного топлива, а также в целях регазификации покупателем и дальнейшего использования в производственных и других целях.
Ещё одно направление реализации сжиженного газа – автономная газификация с применением малотоннажного производства СПГ как альтернативная строительству трубопровода газификация промышленных объектов с применением на этапах транспортировки технологий сжижения газа. Реализация проектов по этому направлению затруднена в связи с невозможностью достижения окупаемости проектов при продаже газа по регулируемой цене, что делает невозможным привлечение инвестиций для реализации проектов по автономной газификации с обеспечением их окупаемости. В настоящее время отсутствует экономическая заинтересованность поставщика газа, поскольку в соответствии с действующим законодательством применение технологий сжижения и регазификации при фактическом увеличении себестоимости такого газа не обеспечивает поставщикам возмещение затрат.
В целях создания условий для реализации на внутреннем рынке природного газа, при поставке которого используются технологии сжижения, подписанным постановлением в ряд нормативных правовых актов Правительства внесены изменения, предусматривающие отмену государственного регулирования цен на природный газ, реализуемый ПАО «Газпром» с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации при поставках газа потребителям, не относящимся к населению.
В случае реализации по нерегулируемой цене газа с применением технологии сжижения потребителям, использующим газ в качестве моторного топлива, топлива для малой генерации, положительный экономический эффект будет достигнут как для продавца, так и для потребителей газа. Применение рыночной цены позволит обеспечить растущий платёжеспособный спрос на такой товар.
При этом рыночное ценообразование на поставки газа в условиях автономной газификации не будет иметь негативных последствий для традиционных потребителей газа, поскольку будет формироваться в новом самостоятельном сегменте рынка газа.
Источник
Льгота на газ: как государство помогло построить «Ямал СПГ»
В пятницу, 8 декабря, на Ямале состоялась торжественная погрузка сжиженного газа с завода, построенного НОВАТЭКом в партнерстве с Total, CNPC и Silk Road Fund. Последовательный ввод трех очередей, намеченный на 2017, 2018 и 2019 годы, позволит производить на новом предприятии в полтора раза больше СПГ, чем на действующем заводе «Газпрома» на Сахалине (16,5 млн т против 10,9 млн). В результате к 2020 году Россия будет поставлять на мировой рынок свыше 27 млн т сжиженного газа — это больше, чем сегодня экспортирует Малайзия (25,7 млн т в 2016 году, согласно данным Международного газового союза), третий по величине после Катара и Австралии производитель СПГ.
Помощь
Ввод завода в эксплуатацию — заслуга не только акционеров, но и российских налогоплательщиков, которые щедро их субсидировали. Южно-Тамбейское месторождение, служащее для «Ямал СПГ» ресурсной базой, будет освобождено от НДПИ на газ в первые 12 лет добычи при условии, что ее совокупный объем за этот период не превысит 250 млрд куб. м. На тех же условиях предоставлено освобождение от налога на имущество и льготы по налогу на прибыль, который составит не 18%, а 13,5%. До конца строительства завода акционеры освобождены от уплаты НДС при покупке оборудования, не имеющего аналогов в России, а по его окончании смогут воспользоваться нулевой пошлиной на экспорт СПГ.
Проект получил и прямые субсидии: в 2015 году правительство одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. За счет государства было на три четверти (71 млрд из 96 млрд руб.) профинансировано строительство грузового порта Сабетта. Крупная господдержка отчасти объясняется фактором санкций, под которые в 2014 году подпал НОВАТЭК, из-за чего у компании возникли сложности с привлечением проектного финансирования: неслучайно оно на две трети было обеспечено китайскими банками (China Exim Bank и China Development Bank), в 2016 году предоставившими кредиты на $12 млрд. Свою роль сыграло и промедление правительства с либерализацией экспорта СПГ. Изначально предполагалось, что экспортировать сжиженный газ с «Ямал СПГ» будет «Газпром экспорт», с которым НОВАТЭК в 2010 году заключил агентское соглашение. Однако за три последующих года «Газпром экспорт» не подписал ни одного поставочного контракта, под который бы акционеры «Ямал СПГ» могли закладывать кредиты. Вскоре же после долгожданной либерализации экспорта СПГ (ноябрь 2013 года) были введены санкции, из-за чего проект попал в зависимость от благосклонности государства.
Отдача
Но могут ли санкции служить оправданием для столь масштабной господдержки? Будучи важным для СПГ-отрасли, проект не подтолкнет развитие смежных секторов экономики: к примеру, в первые восемь месяцев 2017 года в поставках оборудования для завода доминировал импорт из Китая, Индонезии и Бельгии (данные Таможенной службы ЯНАО). Не создаст проект и большого количества новых рабочих мест для региона: даже после завершения строительства число работников на предприятии не превысит 1400.
Аргумент о важности локализации в России новых зарубежных технологий тоже можно подвергнуть сомнению: Россия еще долго будет зависеть от импорта технологий крупнотоннажного сжижения газа из США (APCI, Conoco-Phillips) и Европы (Shell, Linde AG). Изменить ситуацию, возможно, позволит совместный проект «Газпрома» и «Криогенмаша» (холдинг ОМЗ) по разработке оборудования, позволяющего производить до 100 т СПГ в час (0,87 млн т в год). Но не факт, что эти усилия увенчаются успехом. «Ямал СПГ» — далеко не единственный газовый мегапроект, получающий большие налоговые послабления. Еще пример — строящийся газопровод «Сила Сибири», под который «Газпром» получил освобождение от НДПИ и налога на имущество для газа и объектов Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Необходимость инвестировать в «Силу Сибири» стала одной из причин снижения рентабельности «Газпрома», который по итогам девяти месяцев 2017 года зафиксировал убыток в 9,2 млрд руб. (данные отчетности по РСБУ), уйдя в минус впервые с дефолтного 1998 года. А значит, скромными окажутся и дивидендные выплаты монополии, которая и так отказывалась направлять на них 50% прибыли по МСФО или РСБУ, в зависимости от того, где прибыль больше: по итогам 2016 года вопреки позиции Минфина «Газпром» заплатил лишь 20% по МСФО (190,3 млрд из 952 млрд руб.). Странная, выходит, сырьевая зависимость: не газовая промышленность поддерживает бюджет, а наоборот, налогоплательщики субсидируют производителей газа. И это на фоне роста действующих (утилизационный сбор на автомобили) и ввода новых сборов (инвестиционный сбор в морских портах, утилизационный сбор на средства тяжелого и энергетического машиностроения, пошлины на импорт станков и оборудования), из-за чего только в 2018 году бизнес потеряет 100 млрд руб. (оценка РСПП, «Опоры России», ТПП и «Деловой России»). В условиях когда Резервный фонд практически исчерпан, а ФНБ все активнее используется для нужд бюджета, имеет смысл задуматься о ревизии этой субсидиарной схемы.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
- Санкт-Петербург и область
- Екатеринбург
- Новосибирск
- Башкортостан
- Вологодская область
- Калининград
- Краснодарский край
- Нижний Новгород
- Пермский край
- Ростов-на-Дону
- Татарстан
- Тюмень
- Черноземье
- Кавказ
- Карелия
- Мурманск
- Приморский край
© АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995–2023 . Сообщения и материалы сетевого издания «РБК» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 03.12.2021 за номером ЭЛ №ФС77-82385) сопровождаются пометкой «РБК». 18+ letters@rbc.ru
Источник
Суда для хранения сжиженного природного газа получат льготы
Суда под российским флагом, используемые для перевалки и хранения сжиженного природного газа (СПГ), получат льготы на уплату НДС. Законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ» одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности.
Судам, используемым для перевалки и хранения СПГ, будет предоставлена возможность регистрации в Российском международном реестре судов (РМРС) по аналогии с плавучими накопителями нефти и нефтепродуктов. Оплата услуг этих судов облагается нулевой ставкой НДС при условии дальнейшего экспорта продукции.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что при отсутствии экономической заинтересованности ходить под российским флагом, судовладельцы плавучих хранилищ газа могут зарегистрировать такие суда в других государствах. И в этом случае на них будет распространяться законодательство страны, под флагом которой зарегистрировано судно. Российские бюджеты различных уровней не будут из-за этого получать доходов, а российские моряки особых прав по трудоустройству на такие суда. Предлагаемые изменения позволят собственникам плавучих газовых хранилищ после регистрации в РМРС воспользоваться таможенными и налоговыми льготами. В документе отмечено, что правовой режим, позволяющий избежать лишних затрат особенно важен в условиях высокой конкуренции на рынке СПГ. Без него невозможно увеличение и удержание Россией значительной доли на мировом рынке СПГ.
Сейчас плавучих хранилищ газа под российским флагом просто нет. А учитывая растущие отечественные мощности производства СПГ, возникновение потребности в подобных судах не вызывает сомнений.
«При выходе на полную мощность проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2″ перевозки сжиженного природного газа составят ориентировочно 43 миллиона тонн, которые планируется переваливать по большей части с использованием уникальных плавучих хранилищ газа», — рассказал председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Он подчеркнул, что подготовленный законопроект создает условия для того, чтобы подобные хранилища регистрировались под российским флагом. Для этого судовладельцы получат налоговые льготы и преференции. В свою очередь, регистрация подобных плавучих баз под российским флагом позволит распространить на экипажи судов социальные гарантии российского трудового законодательства, пояснил Владимир Груздев.
Законопроектом также предусматриваются изменения в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании РФ», по которым к судам для хранения и перевалки СПГ не будут применяться пониженные тарифы страховых взносов для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения членам экипажа судов, зарегистрированных в РМРС. Это будет способствовать сохранению средств федерального бюджета и не затронет права застрахованных лиц (работников).
Источник