- Природа фантастики
- Т Чернышева — Природа фантастики
- Т Чернышева — Природа фантастики краткое содержание
- Природа фантастики — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
- Природа фантастики
- Отзывы
- Популярные книги
- Последнее желание
- Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации
- Бандит-4 Некромант
- Зайчик
- Косплей Сергея Юркина. Сакура-ян.
- Легкий способ бросить пить
- Новинки
Природа фантастики
В книге на титуле указан 1984 год, копирайт — 1985, подписано в печать — 25.03.85.
Информация об издании предоставлена: С.Соболев
- Мои книги (2 человека)
- Моя библиотека: Фантастиковедение (1 человек)
- Мои книги (Литературоведение и прочий non-fiction) (1 человек)
- Мои книги: Non-fiction (1 человек)
- Литературоведение и мемуаристика (в моей библ-ке) (1 человек)
- .
- Локус США
- Небьюла США
- Всемирная премия фэнтези США
- Хьюго США
- Аэлита Россия
- Книга года по версии Фантлаба Россия
- «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» Россия
- Мемориальная премия имени Андрея Зильберштейна Россия
- Новинки и планы издательств в жанре фантастики выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства
- Издательство «Эксмо» персональная рубрика
- Издательство «АСТ» персональная рубрика
- Издательство «Азбука» персональная рубрика
- Издательство «Фантастика Книжный Клуб» персональная рубрика
- Самодельные и малотиражные издания
- Рецензии на фантастические книги
- Личная колонка k2007 регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта
- Глас админа тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических
На мой вкус самая удачная из трёх прочитанных книг. Да много описаний, много статики в повествовании, но они не так раздражают как в первых двух. Все действия логичны, последовательны. Наконец-то чётко формируется мировозрение главного героя и его. >>
Любое использование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на источник.
© 2005-2023 «Лаборатория Фантастики».
Источник
Т Чернышева — Природа фантастики
Тут можно читать онлайн Т Чернышева — Природа фантастики — бесплатно полную версию книги (целиком). Жанр: Искусство и Дизайн. Здесь Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте LibKing.Ru (ЛибКинг) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.
Т Чернышева — Природа фантастики краткое содержание
Природа фантастики — описание и краткое содержание, автор Т Чернышева, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки LibKing.Ru
Природа фантастики — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Татьяна Аркадьевна Чернышева
Научный редактор — доцент Л. Л. Селявская
Рецензенты: проф. Ю. И. Кагарлицкий, доцент В. К. Гайдук
В монографии проводится классификация фантастических произведений, выделяются три группы фантастических образов и два типа повествований в современной фантастике; исследуется происхождение и развитие их. Особое внимание уделено научной фантастике и характеру связи ее образной системы с тем еще не вполне изученным процессом, который автор называет «современным натурфилософским мифотворчеством».
Книга адресована литературоведам и критикам, преподавателям вузов и всем любителям фантастики.
Глава I. О классификации фантастики. Фантастика и гротеск
Глава II. Из истории формирования двух типов повествований в фантастике
Глава III. Романтизм и фантастика
Глава IV. Новая фантастика и современное мифотворчество
Глава V. Утопия и ее судьба в XX веке
Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. К ней давно привыкли, без нее не мыслили искусства. Нельзя сказать, чтоб фантастика ранее не привлекала внимания исследователей. Напротив. Чтобы составить полную библиографию работ о фантастике, пришлось бы поднять едва ли не всю многовековую толщу литературоведческих сочинений и критических работ, да еще привлечь историю эстетической и философской мысли. Ведь любой разговор о мифе, сказке, гротеске, художественной условности невозможен без обращения к фантастике, во всяком случае без упоминания ее.
В современном литературоведении речь о фантастике заходит чаще всего в связи с проблемой условности. Еще сравнительно недавно (в конце 1950-х середине 1960-х годов) вокруг этой проблемы велись яростные споры, ломались критические копья. Подвергалась сомнению самая правомерность условности в реалистическом искусстве1. Теперь эти дискуссии принадлежат истории, и никто в наши дни не оспаривает права условности на гражданство. Многое сделано и в плане изучения ее. Современная наука четко отделяет первичную условность искусства (термин Ю. Манна) от условности внутри самого искусства, вторичной условности. Когда речь идет о первичной условности, подразумевается умение искусства и его потребителя — зрителя, читателя, слушателя — отделять произведение искусства от реальности, не воспринимать его как самую реальность.
Об этом свойстве искусства, составляющем непременное условие его функционирования именно как искусства, писал еще Л. Фейербах: «. искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, т. е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные»2. Эта условность осознается на сравнительно ранних этапах развития общества и осознается раз и навсегда, так как умение отделять произведение искусства от жизни, воспринимать его не как самую жизнь, а как ее отражение и интерпретацию — историческое завоевание сознания, и теперь разве только в детских театрах актер, играющий театрального злодея, рискует снискать ненависть своих зрителей. Первичная условность — родовой признак искусства. Вторичная условность — это уже во многом вопрос художнической техники, сумма приемов, с помощью которых на понятном читателю или зрителю языке выражается авторская мысль.
Вторичная условность имеет целый ряд градаций. Исследователи выделяют условности, присущие различным видам и жанрам искусства, — условность театральную, условность живописи и пр. Эти условности меняются в процессе исторического развития, приобретают новые черты или теряют старые, но пока существуют границы жанров и видов искусства, существуют и определенные грани присущих этим жанрам и видам условностей.
Особый вид условности представляет собою условность «по необходимости»3, «неосознанная» условность, которую исследователи объясняют сравнительно низким уровнем художественного сознания. Эту условность можно сравнить с условностью детского рисунка. В таких рисунках есть неповторимое обаяние, почти волшебная привлекательность, но ребенок рисует так, а не иначе во многом потому, что он просто пока не умеет рисовать. Такая условность исторически преходяща, она преодолевается в процессе развития искусства, его «взросления».
Прямым следствием ее является и «канонизированная» условность4. Этим термином исследователь называет элементы художественной формы, родившиеся от исторического неумения, невозможности отразить в системе имеющихся художественных средств какие-то явления; затем это неумение преодолевается, а формы, ранее вынужденные, на какое-то время закрепляются художественной традицией, правилом, каноном. Впоследствии, когда подобная условность осознается и преодолевается, возможна специальная стилизация под нее. Но это уже вопрос другого порядка.
Между этими двумя категориями (условностью жанрово-видовой и условностью исторической), пожалуй, следует поделить и ту условность, которая проистекает «от ограниченности в навыках или средствах»5, так как это ограниченность или историческая, или жанрово-видовая.
И, наконец, высшая форма условности — условность «сознательная» (А. Михайлова), к которой художник прибегает намеренно, как к специфическому средству художественной выразительности, способному особенно полно воплотить его замысел. Такую условность Т. Мотылева называет «сильно действующим художественным средством»6. В современном искусстве фантастика, фантастический образ, как правило, соотносятся с условностью намеренной, сознательной, при этом фантастика воспринимается как крайнее выражение такой условности. В. Дмитриев так и пишет: «Здесь (в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». — Т. Ч.) условность достигает характера фантастики» (выделено нами. — Т. Ч.)7.
Фантастика в современном искусстве может оказаться на службе у самых различных жанров, может стать одной из составляющих любого условного построения. Так, Ю. Манн сближает ее с преувеличением, воспринимая их как явления одного порядка: и в фантастике, и в преувеличении он выделяет как наиболее характерную черту смещение, намеренное искажение реальных пропорций, непохожесть ни на одно конкретное явление действительности. В таком виде фантастика, по мнению исследователя, служит гротеску и сатире8.
Г. Недошивин связывает фантастику с иносказанием: «То, что не может получить своего непосредственного пластического выражения, неизбежно приобретает вид фантастического образа»9, т. е. фантастический образ в этом случае — явление вынужденное, и выражать он должен нечто внешнее по отношению к нему самому, так как в иносказании один предмет или явление постигается и объясняется «посредством изображения другого предмета, одна сумма фактов — через другую сумму фактов»10, и поэтому в иносказании «явления, непосредственно изображенные. не самоценны»11.
Источник
Природа фантастики
В монографии проводится классификация фантастических произведений, выделяются три группы фантастических образов и два типа повествований в современной фантастике; исследуется происхождение и развитие их. Особое внимание уделено научной фантастике и характеру связи ее образной системы с тем еще не вполне изученным процессом, который автор называет «современным натурфилософским мифотворчеством».
Книга адресована литературоведам и критикам, преподавателям вузов и всем любителям фантастики.
Глава I. О классификации фантастики. Фантастика и гротеск
Глава II. Из истории формирования двух типов повествований в фантастике
Глава III. Романтизм и фантастика
Глава IV. Новая фантастика и современное мифотв.
Отзывы
Популярные книги
Анджей Сапковский Последнее желание ГЛАС РАССУДКА I Она пришла под утро. Вошла осторожно, тихо.
Последнее желание
Если вы хоть раз в жизни упускали возможность использовать личный контакт с важными для вас людь.
Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации
Продолжается учеба в Академии, и продолжаются приключения Петра Синельникова, или как его именут в .
Бандит-4 Некромант
Зайчик
«Сакура» — Все знают, что сакура – это род вишни, ставший деревом-символом Японии. Ну, а поскольку .
Косплей Сергея Юркина. Сакура-ян.
Annotation Аллен Карр, разработавший собственный способ избавления от никотиновой зависимости, н.
Легкий способ бросить пить
Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга «Природа фантастики» Чернышева Т. не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него — победа над собой. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом — во всю даль и ширь души. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. «Природа фантастики» Чернышева Т. читать бесплатно онлайн увлекательно, порой напоминает нам нашу жизнь, видишь самого себя в ней, и уже смотришь на читаемое словно на пособие.
Новинки
Книга психолога Софии Панкратовой об истинной любови к себе. Автор доказывает: любить себя — это и.
Источник