Таблица движущие силы природная экосистема агроэкосистема

Практическая работа по биологии «Сравнительное описание природных экосистем и агроэкосистем».
учебно-методический материал

Практическая работа может быть использована на уроках по биологии 11 класса, уроках биологии СПО.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».

Цель: закрепить знания о структуре экосистем, научиться составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять сходства и различия между ними.

  • Изучить описание природной экосистемы.
  • Распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты).
  • Оформите в виде таблицы.

Например: береза- гусеница-синица-ястреб

Биоценоз лиственного леса.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов.

Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа.

Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню.

Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др.

Четвертый ярус — травянистый.

Такими же этажами распределены и корни растений.

Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения.

Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые.

В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки.

Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей.

В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк.

В верхних слоях почвы встречаются кроты.

  • Изучите агроценоз пшеничного поля.
  • Распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Оформите в виде таблицы.

Источник

Практика. Практическая работа. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Тема: Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Читайте также:  Мин природных ресурсов чувашии

Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

1. Дать оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.

Не действует на экосистему. Действие на экосистему минимально.

Действие направленно на достижение максимальной продуктивности.

· Не действует на экосистему

· Действие направленно на достижение максимальной продуктивности

2. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.

3. Сравнить природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.

Общие характеристики

  • Основной источник энергии – Солнце.
  • Наличие в цепях питания продуцентов.
  • Наличие в цепях питания консументов.
  • Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека.
  • Человек слабо влияет на круговорот веществ.
  • Характеризуется многообразие экологических ниш.
  • Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком.
  • Обязательным элементом цепей питания является человек.
  • Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека.
  • Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы
  • Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека
  • Наличие в цепях питания продуцентов
  • Наличие в цепях питания консументов
  • Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком
  • Основной источник энергии – Солнце
  • Обязательным элементом цепей питания является человек
  • Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека
  • Человек слабо влияет на круговорот веществ
  • Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы
  • Характеризуется многообразие экологических ниш

4. Сделайте вывод о сходстве и различии природных экосистем и агроэкосистем.

Источник

Прак.4. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Цели: закрепить знания о структуре экосистем, научить составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение; продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, пробуждать их творческие способности; способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.

Оборудование: инструкции для студентов, тестовые задания, дидактические, мультимедийные презентации.

Прочитать текст «Агроценозы» и «Биоценозы».

Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Продуценты Консументы Редуценты
Дуб, липа, груша, клен, яблоня бересклета, калина, медуница, хохлатка, ветреница, лещина, бактерии, водоросли, Бактерии, грибы, круглые черви, кольчатые черви, насекомые, пауки, шелкопряды, пяденицы, листоеды, рептилии, птицы, полевки мыши, зайцеобразные, лоси, олени, лисы, волки, кроты Бактерии, грибы

Липа Гусеница Воробей Ястреб Бактерии, грибы

Полевая мышь Заяц Лиса Беркут

Пшеница Тля Божья коровка Птица
Органические вещества Дождевые черви Трясогузка Лиса

  • действует на экосистему минимально,
  • не действует на экосистему,
  • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

Источник

Урок 17. Биосфера и человек

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Читайте также:  Рассмотрите изображение различных объектов живой природы зеленый водоросли

Как биологический объект – человек – тесно зависит от природы? Как мощная социальная система – человек – создаёт свою интенсивную среду?

Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.

При современном уровне развития человечества, деятельность общества очень сильно сказывается на биосфере.

Экологический кризис – напряжённое состояние взаимоотношений между человеком и природой.

Загрязнение – это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу.

Типы загрязнений: биологические, физические, химические, загрязнение атмосферы. Основные загрязнения атмосферы: механические, физические, биологические.

Положительное влияние человека на среду обитания выражается в выведении новых пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений, создание культурных биоценозов, развитие биотехнологии, рыбного хозяйства, интродукции полезных видов в новых условиях.

Ноогеника – наука управления взаимоотношениями между человеческим обществом и природой.

Бионика – научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий.

Рост населения, скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба.

Преобразующая деятельность людей неизбежна, так как. с ней связано благосостояние населения. Единственный выход из сложившейся ситуации – научно обоснованное рациональное природопользование.

Типы загрязнений окружающей природной среды

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем.

Выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

1. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные экосистемы и агроэкосистемы.

В ячейках таблицы дать выпадающее меню:

2. Оцените некоторые количественные характеристики экосистем (больше, меньше).

В ячейках таблицы дать выпадающее меню:

  • Наличие в цепях питания продуцентов, консументов и редуцентов
  • Основной источник энергии – Солнце
  • Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком
  • Устойчивая, саморегулирующаяся система
  • Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека
  • Незамкнутый круговорот веществ
  • Обязательным элементом цепей питания является человек
  • Большое разнообразие видов, длинные цепи питания
  • Ограниченный видовой состав растений и животных
  • Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека
  • Человек слабо влияет на круговорот веществ
  • Характеризуется многообразие экологических ниш
  • Не способна к саморегуляции и самовозобновлению
  • Действует естественный отбор
  • Кроме солнечной энергии используется дополнительная энергия
  • Искусственный отбор
Агроценоз и его отличие от биогеоценоза

Агроценозы – искусственные экосистемы, структуру и функцию которых создаёт, поддерживает и контролирует человек в своих интересах. Природные биогеоценозы – саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.

Главная цель создания агроэкосистемы – рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека – источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов. Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.

Читайте также:  Природная зона степи полезные ископаемые

Отличия агроценозов от естественных биогеоценозов Между естественными и искусственными биогеоценозами наряду со сходством существуют и большие различия, которые важно учитывать в сельскохозяйственной практике.

Первое отличие состоит в разном направлении отбора. В природных экосистемах действует естественный отбор, отвергающий неконкурентоспособные виды и формы организмов в экосистеме и тем самым обеспечивающий её основное свойство – устойчивость. В агроценозах наряду с естественным действует искусственный отбор, направленный человеком прежде всего на максимальное повышение урожайности сельскохозяйственных культур. По этой причине экологическая устойчивость агроценозов невелика. Они не способны к саморегуляции и самовозобновлению, подвержены угрозе гибели при массовом размножении вредителей или возбудителей болезней. Поэтому без участия человека, его неустанного внимания и активного вмешательства в их жизнь агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав – 3–4 года, плодовых культур – 20−30 лет. Затем они сменяются естественным биогеоценозом.

Второе отличие – в источнике используемой энергии. Для естественного биогеоценоза единственным источником энергии является Солнце. В то же время агроценозы, помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д. Без такой дополнительной затраты энергии длительное существование агроценозов практически невозможно.

Третье отличие сводится к тому, что в агроэкосистемах резко снижено видовое разнообразие живых организмов. На полях обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений, что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий. Кроме того, биологическое однообразие сортов культурных растений, занимающих большие площади (иногда десятки тысяч гектаров), часто является основной причиной их массового уничтожения насекомыми-вредителями (например, колорадским жуком) или поражения возбудителями болезней (ржавчинными, головнёвыми грибами, фитофторой и др.).

Четвёртое отличие состоит в разном балансе питательных элементов. В естественном биогеоценозе первичная продукция растений (урожай) потребляется в многочисленных цепях (сетях) питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и элементов минерального питания.

В агроценозе такой круговорот элементов резко нарушается, поскольку значительную их часть человек изымает с урожаем. Поэтому для возмещения их потерь и, следовательно, повышения урожайности культурных растений необходимо постоянно вносить в почву удобрения.

Таким образом, по сравнению с естественными биогеоценозами агроценозы имеют ограниченный видовой состав растений и животных, не способны к самообновлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней и требуют неустанной деятельности человека по их поддержанию.

Источник

Оцените статью