- Раздаточный материал.Таблица «Системы органов многоклеточных животных»
- Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция
- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «Химия и биология»)
- Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО
- Разбор основных типов генетических задач для ЕГЭ по биологии
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Материал подходит для УМК
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- Типы биотических взаимоотношений | Таблицa
- Системы органов животных
- Системы органов
- Развитие систем органов
- Аналогичные органы
- Что мы узнали?
Раздаточный материал.Таблица «Системы органов многоклеточных животных»
Состоит из скелета и крепящихся к нему скелетных мышц. Скелет может состоять из твердого вещества (хитин, костная или хрящевая ткань) или жидкости (гидростатический скелет круглых червей). По типу расположения различают наружный (у членистоногих) и внутренний (у хордовых) скелет. У животных без твердого скелета мышцы вместе с покровами могут образовывать кожно-мускульный мешок.
Обеспечивает движение тела, опору и защиту внутренних органов.
Пищеварительная система начинается ротовым, а заканчивается анальным отверстием. Между ними находится кишечник, который может дифференцироваться на ряд отделов (глотка, пищевод, желудок и т.д), а также пищеварительные железы (слюнные, печень).
Обеспечивает поглощение, переваривание и всасывание питательных веществ.
У водных видов представлена обычно жабрами, а у наземных- легкими или трахеями. Дыхание может осуществляться также всей поверхностью тела (особенно у мелких организмов).
Обеспечивает процесс дыхания (поступление в организм кислорода и вывод наружу углекислого газа).
Часто представлена выделительными трубочками, которые могут объединяться в выделительные железы. К выделительным органам также относятся мальпигиевы сосуды членистоногих и почки позвоночных.
Вывод из организма избытка воды и продуктов обмена веществ.
Бывает замкнутая (кровь передвигается только по сосудам) и незамкнутая (кровь попадает в полость тела). В составе кровеносной системы различают артерии (сосуды, по которым кровь движется от сердца), вены (сосуды, в которых происходят процессы обмена между кровью и тканями). Движение крови по сосудам обычно обеспечивается сердцем (у некоторых видов отсутствует).
Транспорт веществ и защита от ядов и чужеродных организмов.
Состоит из нервов и нервных узлов. У большинства животных различают центральную и периферическую нервную систему.
Обеспечивает реакции организма на воздействие внешних факторов, координирует работу различных органов и систем организма.
Состоит из желез внутренней секреции, которые продуцируют и выделяют в кровь или в полость тела специальные вещества – гормоны, которые регулируют деятельность различных тканей и органов организма.
Обеспечивает поддержание гомеостаза, координирует работу различных органов и систем организма.
Представлена половыми железами семенниками (продуцируют сперматозойды) и яичниками (продуцируют яйцеклетки).
Обеспечивает процессы размножения организма.
Раздаточный материал «Системы органов многоклеточных животных, строение и функции»
Курс повышения квалификации
Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс профессиональной переподготовки
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «Химия и биология»)
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Разбор основных типов генетических задач для ЕГЭ по биологии
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Дистанционные курсы для педагогов
Евгений Ямбург Павел Северинец
Нововведения в новом учебном году 2023
Открытая сессия для учителей и руководителей образовательных организаций
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 331 283 материала в базе
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
- Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
- Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
- Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
- Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
- Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
- Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»
Оставьте свой комментарий
- 19.02.2019 12965
- DOCX 14.4 кбайт
- 177 скачиваний
- Рейтинг: 5 из 5
- Оцените материал:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал
Автор материала
- На сайте: 6 лет и 10 месяцев
- Подписчики: 25
- Всего просмотров: 84096
- Всего материалов: 49
Дистанционные курсы
для педагогов
46 минут
Видеолекция Обсуждение концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 г
44 минуты
71 минута
Видеолекция Технология продукции и организация общественного питания: технология приготовления первых блюд
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Типы биотических взаимоотношений | Таблицa
1. Симбиоз – форма честных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу:
1) гриб и водоросли;
2) дерево и белый гриб;
3) азотофиксирующие бактерии и бобовые растения.
2. Мутуализм – тип взаимовыгодных отношений между организмами разных видов. Симбиотическая связь, в которой два разных вида взаимодействуют, а в некоторых случаях полностью полагаются друг на друга для выживания:
1) муравьи и тли;
2) рыба и креветки или мелкие рыбы;
3) рак-отшельник и актиния.
3. Протокооперация – форма симбиоза, при которой совместное существование взаимовыгодно, но является необязательным, то есть каждый из организмов при отсутствии партнёра может жить самостоятельно:
1) цапли и буйвол;
2) микориза – сожительство гриба с корнями растения;
3) пчёлы опыляют растения.
Взаимоотношения, при которых один вид получает пользу, а другой не чувствует вреда.
1. Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина:
1) гиены и львы;
2) песцы и белый медведь;
3) акула и рыба-прилипала.
2. Сотрапезничество – потребление веществ или частей одной и той же пищи:
1) различные виды почвенных бактерий-сапрофитов и высшие растения;
2) грибы и почвенные черви;
3) бабочки и пчёлы.
3. Квартиранство – использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища:
1) мхи и лишайники на стволе дерева;
2) лиана на стволе дерева;
3) норы грызунов и членистоногие;
4) рыба-клоун и актиния.
4. Сотрудничество – объединение животных в группы для более успешного и эффективного выживания и развития.
Отношения, при которых один из партнёров получает пользу, а другой – вред.
1. Паразитизм – форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред:
1) черви-паразиты внутри тела животных.
2. Хищничество – один из организмов атакует другого и питается его плотью:
1) волк и заяц;
2) гепард и косуля;
3) медведь и рыба.
3. Каннибализм – поедание особей своего вида, внутривидовое хищничество:
2) осьминоги;
3) луговая собачка.
Взаимоотношения, при которых организмы причиняют друг другу вред.
1. Прямая и непрямая конкуренция:
1) внутривидовая (голуби, воробьи);
2) межвидовая (морской жёлудь, разрушающий раковины малого морского жёлудя)
Источник
Системы органов животных
Системой органов называют совокупность взаимосвязанных органов, объединённых в одно целое и выполняющих какую-то жизненно важную функцию.
Системы органов
Можно выделить 8 основных систем органов животных:
- пищеварительная;
- дыхательная;
- кровеносная;
- опорно-двигательная;
- выделительная;
- нервная;
- половая;
- эндокринная.
Каждая система органов развивается и усложняется от низших животных до наиболее развитых классов птиц и млекопитающих.
Функции органов в системе различны. Так, сердце обеспечивает движение крови, а сосуды – доставку крови ко всем тканям организма. Причём, вены и артерии выполняют только транспортную функцию, а капилляры – обменную.
В таблице «Системы органов животных» приведены данные о системах органов наземных позвоночных.
Система органов
Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа
Усвоение питательных веществ
Лёгкие и воздухоносные пути
Газообмен с внешней средой
Питание и газообмен в тканях
Головной и спинной мозг, нервы
Управление работой всех систем органов
Скелет и прикреплённые к нему мышцы
Защита внутренних органов и перемещение тела в пространстве
Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевыводящий канал
Удаление из организма излишков воды и ненужных веществ
Эндокринную систему составляют железы внутренней секреции. Они выделяют в кровь особые вещества (гормоны), регулирующие работу органов и поведение животного.
которые читают вместе с этой
Половая система включает семенники и яичники, а также органы совокупления. Млекопитающие имеют матку для внутриутробного вынашивания потомства.
Развитие систем органов
Полного развития системы органов достигают у наземных позвоночных животных. У беспозвоночных могут отсутствовать некоторые органы и целые системы органов.
Например, плоские черви не имеют заднего отдела кишечника и анального отверстия. Также у них отсутствует кровеносная и дыхательная системы.
Аналогичные органы
Рыбы вместо лёгких имеют жабры, – орган дыхания растворённым в воде кислородом.
Насекомые получают воздух через особые трубочки – трахеи.
Трахеи, жабры и лёгкие – аналогичные органы, они имеют разное строение, но одну функцию – снабжение организма кислородом.
Скелет может быть не только внутренним и костным. Членистоногие имеют хитиновый внешний скелет, а некоторые кишечнополостные – известковый.
Сердце позвоночных устроено аналогично, но происходит увеличение числа камер сердца: от 2 у рыб до 4 у птиц и млекопитающих.
Что мы узнали?
Изучая по биологии 8 класса системы органов, мы выяснили: органы и системы органов животных различны у разных классов, функция системы органов одинакова для всех животных.
Источник