Таким образом восприятие природы

«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»
статья на тему

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В этот период закладывается позитивное отношение к природе и окружающему миру.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия . Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели, уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3 — 4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание малышей неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек.

Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра.

Организуя наблюдение со старшими дошкольниками, возможно увеличение подгруппы до 5 — 6 человек. Также можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.

Изменяется и характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, вид посадки (рядами, одиночными растениями).

В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводить наблюдение за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев и цветков.

Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Таким образом, восприятие природы детьми дошкольного возраста, имеет важное, значение, в развитии детей, и является важнейшим средством умственного воспитания. Окружающая природа, постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Источник

Восприятие природы (ОГЭ по русскому)

Что такое восприятие природы? Поразмышляем над этим понятием. Я думаю, что восприятие природы — это способность человека воспринимать окружающий мир, умение видеть в самых простых и обыденных вещах что-то особенное, необычное и прекрасное, то есть видеть мир с обратной стороны. Попробуем доказать справедливость своего суждения. Во-первых, обратимся к рассказу русского писателя Анатолия Игнатьевича Приставкина. В тексте рассказывается о молодом человеке, который совершенно спонтанно собирался навестить свою тетушку. Приехав, он присел на лавочку в саду. Некое недовольство вызывало у него всё, что находилось вокруг. Он сидел раздраженно, постукивая пальцами по лавочке в ожидании своей непунктуальной тетушки.

Читайте также:  Гост природно климатические условия

Он просто напросто не замечал, ту самую красоту природы, которая находилась вокруг него. Тетушка, увидев эту ситуацию, была не столько удивленна, сколько разочарована в своём племяннике. Определенно ей было его жаль. Жаль, ведь она поняла, что он проживет свою жизнь в неведении того, что находится вокруг. Он видит лишь себя и свое неистовое богатство. Жаль, но и в наше время таких людей огромное количество. Автор, всего лишь через одно предложение, смог передать суть этого человека, та чёрствость и равнодушие, которая царила в его потерянной душе: «Лес — он и есть лес, в нем много стволов, на которых весят всякие ветки. «. Во-вторых, чтобы доказать справедливость моего высказывания, приведу пример из биографии С. А. Есенина. Могу точно и с уверенностью сказать, что С. А. Есенин был очень чувственной и тонкой натурой, которая восхищалась каждой бессмыслице, которую замечал вокруг себя. Именно этот момент сделали его, пусть и короткую жизнь ярче и интереснее. Его дар заключался тот раз таки в том, что он видел то, чего не видели другие, величие и красоту природы. Я считаю, что именно этот момент сделал его настоящим великим поэтом. Размышляя о прочитанном я поняла, что способность восприятия природы, может иметь только тот, кто имеет светлую и чистую душу. Именно этот человек является самым счастливым, ведь даже в самом обычном, зелёном листочке есть что-то особенное и прекрасное.

Источник

Субъективное восприятие мира природы детьми дошкольного возраста

Актуальность данной темы заключается в том, что мы как воспитатели столкнулись в своей деятельности с таким явлением как снижение интереса детей к природе. Ведь именно дошкольный возраст является ключевым для формирования бережного отношения к природе, осознание важности ее охраны и заботы о ней.

В своей работе мы столкнулись с неоднозначным явлением, работая с детьми, используя все знания и опыт, не всегда получают ожидаемый результат. Одна часть детей с интересом и вниманием слушают рассказы о животных, проявляют активность в беседах, с успехом решают экологические задачи, однако, при проведении практических занятий становятся пассивны, даже пытаются уклониться, в то время как вторая часть детей проявляет себя в точности наоборот. Это будет зависеть от субъективного восприятия мира природы. Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. Возникает вопрос, когда и в связи с чем, формируется субъективное восприятие мира природы у детей.

Читайте также:  Классы опасности отходов окружающей природной среды

Публикация «Субъективное восприятие мира природы детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Л. Н. Толстой в своих биографических записках отмечает: «Природа до пяти лет не существует для меня. Все, что я помню, все происходит в постельке, в горнице. Ни травы, ни листьев, ни неба, ни солнца не существует для меня. Не может быть, чтобы не давали мне играть цветами, листьями, чтобы я не видал травы, чтоб не защищали меня от солнца, но лет до пяти, до шести нет ни одного воспоминания из того, что мы называем природой» [3].

Субъективное восприятие природы начинает развиваться у ребенка только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется у него в дошкольном возрасте. Это, во-первых, опыт его непосредственных контактов с животными и растениями и, во-вторых, опыт общения со взрослыми, в процессе которого ребенку сообщаются определенные сведения о мире природы и транслируются, свойственные взрослым экологические установки.

С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин в своих работах рассматривая эту проблему, утверждают, что субъективное восприятие, будет формироваться на основе наделения объектов природы субъективностью [1,с. 165]. Г. П. Шиленок приводит следующие эпизоды:

— Почему у вас в аквариуме нет рыбок?

— Сдохли,- отвечает без тени эмоций пятилетний дошкольник.

Такие ответы детей, вызывают возмущение и не понимание со стороны воспитателей. Хотя это объясняется возрастными особенностями мышления дошкольника и их представлениями о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Это явление носит название «артификализм».

Свойственный дошкольникам артификализм проводит к формированию у них прагматического характера отношения к природе. Это выражается в потребительском отношении к ней, возможном проявлении агрессии и девальвации нравственных ценностей. Возрастает вероятность негативной тенденции воспитания антигуманного, а порой жесткого отношения ко всему живому [4].

Существуют формы субъективного восприятия, которые позволяют изменить отношение к природе, как просто объекту:

1)Анимизм — вера в наличие у природных объектов души;

2)Антропоморфизм – природа, как уподобление человеку, может чувствовать, мыслить, действовать.

3) Субъектификация — объекты природы для человека становятся субъектами, он с ними может разговаривать (с растениями, животными, утреней зарей).

Механизм формирования субъективного восприятия природы делится на три канала: перцептивный — в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основе переработки получаемой информации, практический — в процессе непосредственного практического взаимодействия.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему. [5].

Читайте также:  Область природы охваченная разумной деятельностью человека

Например, разнообразие объектов природы, особенности видов, специфики, будут стимулировать ребенка на взаимодействие с ними и стремление познать их. Но для этого нужно, чтобы взрослый развивал каналы восприятия ребенка, заострял внимание детей на незаметных для них на первый взгляд явлениях. Это способствует развитию субъективного восприятия мира природы детьми дошкольного возраста.

Таким образом, субъективное восприятие природы развивается у ребенка с помощью взрослого. В наших руках возможность сохранить экологию, вырастив поколение детей, которое будет принимать природу как равную себе, любить, уважать и оберегать ее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону. Феникс, 2006; с. 165.

2. Ясвин В. А. — «Психология отношения к природе». 2000г. с. 144.

Познавательно исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Вода — чудо природы» Тема: «Вода — чудо природы». Цель: представить опыт работы по познавательно — исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста

Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста Автор: Тарара Серафима Вячеславовна воспитатель МБДОУ ДС № 3 «Вишенка».

Конспект музыкального занятия с детьми среднего дошкольного возраста по программе «Детство» «Знакомимся со звуками природы» Конспект музыкального занятия с детьми среднего дошкольного возраста по программе «Детство». Ф. И. О. Лазарева Ирина Николаевна ОУ МДОУ д/с.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста «Осенняя прогулка» Конспект ООД — познавательное развитие (формирование целостной картины мира) с детьми младшего возраста. Тема: «Осенняя пргулка» Программное.

Мастер-класс по лепке «Голубь — символ мира» с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по лепке «Голубь — символ мира» с детьми старшего дошкольного возраста Доброго времени суток, друзья и коллеги! В предыдущей публикации я рассказала о том, как мы рисовали праздничный салют с воспитанниками.

Паспорт проекта «Народы России и мира» для детей старшего дошкольного возраста Паспорт проекта «Народы России и мира» Составила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» Ильина Р. М. Вид проекта: информационно –.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Вода — чудо природы!»

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Вода — чудо природы!» Тема: «Вода — чудо природы!» Цель: представить опыт работы по познавательно — исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Чемпионат мира по футболу 2018» Чемпионат мира по футболу — главное международное соревнование по футболу, в котором могут участвовать мужские национальные сборные стран-членов.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Чемпионат мира по футболу 2018» Чемпионат мира по футболу — главное международное соревнование по футболу, в котором могут участвовать мужские национальные сборные стран-членов.

Экспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возраста Кадый ребенок -маленький исследователь. Любопытство, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и эксперементировать побудило.

Источник

Оцените статью