Вопросы для повторения
Можно ли решить проблему экологии в рамках отдельного государства?
Как вы объясните такое большое количество глобальных проблем?
Есть ли выход, по вашему, из глобального кризиса?
Дайте определения основным понятиям.
1. Как соотносятся философские понятия “бытие” и “материя”:
2. Принцип, устанавливающий взаимозависимость человека и физических
параметров вселенной космоса, называется:
б) принцип материального единства мира;
г) принцип непричинения вреда.
3. Какое понятие самое широкое в приведенном перечне:
4. Выберете утвердившееся в современном естествознании соотношение
понятий “развитие” и “прогресс”:
а) прогресс – признак развития;
б) для развития обязателен или прогресс, или регресс;
в) прогресс – одно из возможных направлений развития;
г) критерии прогресса в развитии природы невозможно определить.
5. Пространство и время для материалистической философии это:
б) фундаментальные понятия физики;
в) субъективные формы человеческого восприятия мира;
6. Чем отличаются категории диалектики от понятий:
г) в категориях — объективное знание.
7. Синергетика изучает:
а) как из порядка возникает хаос;
б) как из хаоса возникает порядок;
г) квантово-механические явления.
8. Бифуркация оказывает следующее воздействие на энтропию:
9. Какое определение природы носит характер общефилософской категории:
а) окружающая человечество среда его обитания;
б) вся объективная реальность;
г) сущность любого явления.
10. Чем динамические законы природы отличаются от статистических:
а) первые относятся к развитию, а вторые к структуре явлений;
б) степенью определенности/неопределенности своего действия;
в) как физика от математики по своему предмету;
г) первые выражаются качественно, а вторые количественно.
КЛЮЧ: 1в, 2в, 3а, 4в, 5а, 6а, 7б, 8а, 9б,10б.
РАЗДЕЛ IV. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Занятие 14. СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
2. Биопсихосоциальное своеобразие человека.
3. Родовые признаки человека.
Антропогенез, теистическая антропологическая концепция, эволюционная теория, изменчивость, наследственность, естественный отбор, трудовая теория антропогенеза, антропосоциогенез, мутационная теория эволюции, синтетическая теория эволюции, наяпитековая гипотеза, социобиология.
Темы рефератов и докладов
Социобиологический взгляд на человека.
П.Т.де Шарден о феномене человека.
Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010.
Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2010.
Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. — М. : Проспект, 2010.
Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. — 10-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии [Текст] . — М. : Академкнига, 2002.
Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — Курск : ЮЗГУ, 2012.
Добреньков В. И. Социальная антропология [Текст] : учебник. — М. : Инфра-М, 2005.
Марков Б. В. Философская антропология [Текст] : учебное пособие. — 2-е изд. — СПб : Питер, 2008.
Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. — М. : Мысль, 2010.
Антропогенез (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — учение о происхождении человека.
До XIX века в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой человек появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27). Согласно этой концепции, мир не имеет развития и истории. Прошлое и будущее точно такие же, как и настоящее. Это полностью относится и к человеку. Мир и человек появились потому, что так сказал Бог — единственная причина их творения. Таким образом, здесь отсутствует главное, что делает теорию научной — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.
Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Чарльз Роберт Дарвин (1809—1882) опубликовал в 1859 г. свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В нем на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.
Дарвин показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти новые признаки и особенности. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, не способные приспособиться к условиям существования. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки. Это и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов.
Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естестенно-научным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала причинное объяснение развития видов и тем самым заложила основы научной концепции эволюции. Он показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.
Но, разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не смог включить в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в его теории отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли деятельности в процессе антропогенеза.
На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает характер действия естественного отбора, формирует способность становящегося человека преобразовывать природу по своим собственным меркам, а вместе с тем способствует и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.
Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие действительно оказало огромное влияние на антропосоциогенез. Важным моментом при этом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой — социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает.
Таким образом, было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности.
Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже XX в. Появляется мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза (1848—1935), согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это возникновение никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.
Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная генетика. Эта наука, основанная отечественными биологами С.С.Четвериковым и Н.В.Тимофеевым-Ресовским, изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений. Согласно ей, минимальной единицей эволюции в биосфере является не особь, как это считается в теории Дарвина, а популяция, совокупность индивидов одного вида, способных скрещиваться между собой.
Наяпитековая гипотеза (от греч. названия водных богинь), автор — отечественный философ Ибраев, утверждает, что решающий фактор эволюции – уход наших предков из саванны к пресным водоемам (потеря густого волосяного покрова, хвоста, прямохождение, изменение формы черепа, носа, руки, переход на более богатое рыбное питание).
Особо необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и в социальной), видимо, вообще вряд ли можно говорить о строго линейном процессе развития и монофакторной детерминации эволюции. Видимо, в более раннее время существовало одновременно множество родственных видов, большинство из которых вымерло. Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует также иметь в виду, что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большинство из которых очень быстро исчезает. И в каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка. При этом основная проблема в воссоздании эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне видов. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, ныне живущие родственники — шимпанзе и горилла были связаны с нами общим предком не менее чем 7 млн. лет назад.
Тем не менее, постоянно встречаются находки, не укладывающиеся в принятую концепцию антропогенеза. Так, например, в конце ХХ века геологи наткнулись на древнюю стоянку людей в Якутии. Это было оседлое поселение охотников, найдено много охотничьих приспособлений. Углеродный анализ артефактов показал возраст находок – 3,5 млн. лет – 3 млн. лет (в Африке в это время жили австралопитеки). Климатологи утверждают, что климат в то время в Сибири был такой же, как сейчас. Т.о., мономестное, африканское происхождение человека оспаривается.
Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Одни уверены, что человек — это продукт естественного развития самой природы Земли. Другие находят аргументы, что человек разумный переселился на Землю с другой планеты, возможно, ассимилировался с местными похожими животными формами, но не адаптировался полностью (большое содержание в крови человека молибдена, элемента, редкого для Земли; несоответствие давления на Земле и костного скелета человека; космические сны, ощущение невесомости, полета и т.д.)
Источник