Синяя птица
Через 75 лет после премьеры «Синей птицы» в МХТ, в 1983-м, Наталия Сац поставит балет «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Михаила Раухвергера. И этот спектакль (ставший своеобразным символом театра и по сей день остающийся в репертуаре), как и скульптура над фасадом, станет той Синей птицей удачи, которую удалось поймать Наталии Сац.
В детстве Наташа Сац посмотрела легендарный спектакль Московского художественного театра «Синяя птица», музыку к которому написал ее отец Илья Сац. Маленькая Наташа была очень расстроена, что герои сказки так и не поймали Синюю птицу, и заявила тогда: «А я поймаю свою Синюю птицу!» В 1979 году волшебная Синяя птица на золотой арфе украсила первый в мире детский музыкальный театр — ее изваяние словно парит над фасадом здания.
Фрагменты из книги Наталии Ильиничны Сац «Новеллы моей жизни»:
«Для детей театр сохранил одну из самых первых своих постановок — пьесу бельгийского драматурга М. Метерлинка «Синяя птица». Это пьеса-сказка, приключения мальчика и девочки, которые ищут Синюю птицу. Это не простая птица: тот, кто найдет ее, найдет счастье для всего человечества. Детям приходится преодолевать много препятствий. Они путешествуют не только в пространстве, но и во времени: посещают и прошлое, и будущее, они попадают в страны вымысла и грез, им становится понятен язык животных. Все волшебно, все фантастично в этой пьесе: и сюжет, и действующие лица, и костюмы.
Настроение необычности, ощущение чего-то сказочного создает и музыка спектакля. Она чудесно сливается с тем, что происходит на сцене, дополняет и усиливает впечатление. Казалось бы, проста, незатейлива эта музыка… А как она западает в душу, в память человека и долго еще после спектакля продолжает звучать в ушах. Эту музыку написал композитор Илья Сац.
«Синяя птица» был лучший, в своем роде единственный детский спектакль большого искусства.
«При имени Ильи Саца у меня возникает удивительное, почти сказочное воспоминание о зиме 1912 года в Москве, о дымных закатах над Пресней, о бубенцах и свисте полозьев — о той старой Москве, где в тихом переулке вблизи Охотного ряда уже сиял, как некий загадочный и драгоценный камень, молодой Художественный театр.
Я относился к этому театру с благоговением — так же, как и вся тогдашняя Россия. Для меня он был воплощением смелости, передовой мысли, нового искусства, только что вышедшего в свет и еще не потускневшего от горячего дыхания времени.
Первым спектаклем, который я тогда увидел в Художественном театре, была «Синяя птица» Метерлинка с удивительно прозрачной и классической музыкой Ильи Саца. Мне тогда казалось, что эта музыка зазвучала среди мохнатых московских снегов, как пение из той страны, где происходило действие «Синей птицы», как пение с тех островов, далеких как сон, откуда слышался печальный голос Метерлинка.
Музыка Саца была настолько ясной, что сразу вошла в сердце нашего поколения и осталась в нем на всю жизнь.
Вся Россия пела тогда: «Прощайте, прощайте, пора нам уходить», — легкая грусть, прощание с любимыми сообщала нам влюбленность в расцветавшее на наших глазах искусство. Мы становились современниками истории искусства, и гордость за его талантливость наполняла наши сердца». (К.Г. Паустовский)
Значительный успех завоевала постановка полнометражного балета «Синяя птица». Эмблема нашего театра, возникшая из самого яркого впечатления моего детства, — Синяя птица — нашими общими взлетами превратилась в балет. Любимые корни его — в музыке отца, композитора Ильи Саца, к пьесе Мориса Метерлинка, с 1908 года не сходящей со сцены Московского Художественного театра, театра К.С. Станиславского.
Новое и новое рождение того, что однажды крепко полюбила, наверное, характерно для меня как руководителя театра. Плохо ли это? Но, конечно, любимые темы музыки дорогого отца моего Ильи Саца в балете должны были получить полноценное симфоническое развитие, подчас переосмысление. Композитор Михаил Рафаилович Раухвергер с присущим ему мастерством представил нам новую, очень примечательную партитуру. Вдохновенно работал с ним наш дирижер Леопольд Гершкович. Уже сработавшиеся на «Мухе-цокотухе» либреттисты горячо делали свое дело, и в результате постановка Бориса Ляпаева «Синяя птица» детьми, взрослыми, общественностью и прессой была единодушно признана весьма успешной.
С особым успехом проходил мой доклад, где речь шла о создании «Синей птицы» в Московском Художественном театре. Это был, собственно, не доклад, а, как писала пресса, «театр одного актера». Я не только говорила, но играла на рояле, пела, — переводчица едва за мной поспевала. Зрители подчас жестами призывали ее помолчать, особенно когда я изображала рождение мизансцен, найденных К.С. Станиславским, Л.А. Сулержицким, И.М. Москвиным, и тут же перебегала к роялю, чтобы расцветить действие музыкой своего отца. Овацию вызвал эпизод, когда рассказала, как вслед за образом Воды режиссеры создавали образ Огня. Стол, за которым я стояла, был застелен огненно-красной, китайского шелка, скатертью, свисавшей до пола. И, представьте, во время моего рассказа из-под стола возникает наш балетмейстер Борис Ляпаев, срывает скатерть и начинает играть ею, словно языками живого пламени. Его танец-импровизация стал как бы первым всплеском будущего балета «Синяя птица», поставленного театром много позже».
В ролях : Татьяна Комар , Марина Носова , Игорь Чирков , Ирина Макарова , Лидия Сабурова , Ирина Лобыкина , Зинаида Волина
Источник
Синяя птица
Мистическая Синяя птица стала эмблемой театра, она словно парит над ним – изваяние Синей птицы установлено на самой вершине здания. Когда-то спектакль «Синяя птица» Московского Художественного театра стал первой постановкой, которую крупнейшие мастера сцены – К. Станиславский, Л. Сулержицкий, И. Москвин, А. Коонен – посвятили детям. Поэтому Синяя птица стала путеводным символом для основательницы всего детского театрального движения Наталии Сац и, конечно, символом ее самого главного детища – первого в мире музыкального театра для юных зрителей. Одна из традиций театра Театра Сац – открывать сезон именно балетом «Синяя птица». А в год своего пятидесятилетия, уже как поклон в адрес самой Наталии Сац, театр вдохнул новую жизнь в знаменитый балет, придав неувядающей музыке Ильи Саца первоклассную современную огранку одного из ведущих российских композиторов Ефрема Подгайца. Спектакль поставили один из самых интересных и самобытных современных российских хореографов Кирилл Симонов и известный театральный художник, признанный мастер «одушевленной сценографии» Эмиль Капелюш вместе со своими коллегами: художником по костюмам Стефанией Граурогкайте, художником по свету Евгением Ганзбургом. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – давний воспитанник театра, а ныне главный дирижер Московского академического театра оперетты Константин Хватынец.
Виктория Гаевая, Сергей Беломысов, Павел Окунев, Михаил Галиев, Марина Окунева, Рената Бурцева, Елена Анцупова, Вячеслав Леонтьев, Сергей Петрищев, Виктория Еременко, Ольга Зарецкая, Анастасия Афанасьева, Дмитрий Круглов, Олег Фомин, Михаил Еременко, Дмитрий Щемелинин, Роксана Сац, Павел Бахвалкин, Дмитрий Лещев, Сергей Татаркин, Вячеслав Пегарев, Михаил Сычаев, Дарья Камашева, Иван Титов, Екатерина Зайцева, Владимир Карпов, Наталия Савельева, Максим Подшиваленко, Олег Турко, Юлия Белякова, Анна Маркова, Варвара Серова, Алевтина Касаткина, Дмитрий Полухин, Полина Подольская, Максим Павлов
фотографии
обсуждение >>
хотелось бы получить ссылку или лучше сам спектакль колмановского «белоснежка и семь гномов». который я смотрела в 1972 году по телевизору на новый год. или хотя бы новую версию для личного просмотра.заранее. читать далее>>
Источник
Балет Синяя птица
Либретто Роксаны Сац по пьесе Мориса Метерлинка, Илья Сац, Ефрем Подгайц. Балет о поисках Птицы Счастья. С помощью нашего сервиса Вы можете заказать билеты на детский балет Синяя птица в театр Сац, оформить покупку онлайн и оплатить картами Visa, Mastercard, Мир. Доставка бесплатная по Москве и всей России (при покупке электронных билетов). Консультации, помощь в покупке по телефону +7(499)288-86-21.
Билеты в театр Сац, расписание
Спектакль Синяя птица
Каждый из нас, как все знают, мечтает о счастье. Существует поверие, что подарить его может таинственная Синяя Птица. Но где её искать, и есть ли на свете хоть кто, кому довелось встретиться с ней? На эти вопросы найдут ответы лишь те, кто пожелает заказать билеты на балет Синяя птица.
Основой для этого произведения стала великолепнейшая и известная во всём мире одноимённая пьеса М. Метерлинка. На этом произведении выросло не одно поколение мальчишек и девчонок со всего мира. Оно научило многих из нас мечтать и верить в чудеса. Пьеса нашла немало талантливых воплощений на театральной сцене и в кинематографе. Неоднократно появлялись попытки представить эту знаменитую историю и в музыке. Воплотить данную идею в жизнь удалось лишь совсем недавно замечательным российским авторам Илье Сацу и Ефрему Подгайцу. Их силами был рождён прекрасный балет о счастье, удивительных приключениях и важности умения мечтать. Над постановкой работали ведущие отечественные представители этого искусства.
Премьера балета Синяя птица состоялась в знаменитом детском музыкальном театре весной 2016 года в рамках фестиваля «Черешневый лес». Спектакль получил немало высоких оценок, как от профессионалов, так и от простых зрителей. Поэтому у него есть все шансы войти в постоянный репертуар этого прославленного коллектива. А подростки и взрослые ещё не раз смогут насладиться здесь потрясающей историей, талантливо воплощённой в великолепной музыке и удивительно красивом классическом танце.
Отрывок из спектакля
Источник