Тема методы изучения природы 5 класс

Конспект урока биологии 5 класс «Методы изучения природы»

создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы

Планируемые результаты

Личностные : развитие умений ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Метапредметные

Познавательные : понимание сути методов изучения природы, расширение знаний учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы.

Информационнокоммуникационные : использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивные : владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.

Предметные : создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности .

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний.Проверка домашнего задания

Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

Вспомним изученный материал.

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3. Проверка заданий рабочей тетради

III . Мотивация и целеполагание

Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект — к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Метод (от греческого «методос» – путь исследования) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

— Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

— Итак, тема урока: «Методы изучения природы». Запись числа и темы в тетрадь.

IV . Изложение нового материала

Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы. Учитель дополняет материал.

— О каком первом методе вы узнали?

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в вашем учебнике описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. (Его портрет можно посмотреть на стр. 15 в учебнике.) Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

Читайте также:  Природный заповедник крыма казантипский заповедник

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

— Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

— Назовите еще один очень важный метод.

Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

V . Физкультминутка

VI . Практическая работа

А сейчас мы попробуем применить некоторые методы, о которых мы с вами говорили, на практике.

Инструкция для учащихся

Название эксперимента: «Растворение медного купороса

Гипотеза: я думаю, что медный купорос растворим / нерас-

творим в воде (выберите нужное), истертый в порошок мел

в воде растворим / нерастворим.

1. Насыпаю в стакан № 1 медный купорос.

2. Насыпаю в стакан № 2 истолченный мел.

3. Наливаю до стакана воды.

4 . Размешиваю стеклянными палочками.

5. Наблюдаю: медный купорос в воде растворился / не рас-

творился , так как раствор прозрачный / непрозрачный, осадок

отсутствует / присутствует . Мел в воде растворился / не рас-

творился , так как раствор прозрачный / непрозрачный, осадок

отсутствует / присутствует .

6. Вывод: медный купорос растворим / нерастворим в во-

де; мел растворим / нерастворим в воде.

7. Мною высказанная гипотеза подтвердилась / не под-

Такой метод изучения природы называется.

VII . Подведение итогов

Итак, давайте подведем итоги.

· О каких методах изучения природы вы узнали сегодня на уроке?

Читайте также:  Определите правовую природу правоотношений

VIII . Домашнее задание Параграф 3 .

Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.

Источник

Конспект урока в 5 классе по теме «Методы изучения природы»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока «Методы изучения природы»

  • Расширить представления учащихся о методах изучения природы.
  • Научить применять теоретические знания на практике.
  • Пробудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Воспитывать умение работать в группах.
  • Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2014;
  • компьютер;
  • презентация;
  • пластиковых стаканчиков;
  • луковицы .

— Здравствуйте, мои друзья! Я вновь рада вас видеть на нашем уроке. Давайте улыбнемся друг другу. Надеемся, что сегодня на нашем уроке удет интересно!

II. Актуализация опорных знаний

— Ребята, Вспомним изученный материал:

о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

6 учащихся приглашаются работать по карточкам. .

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3.Игра «Живая-неживая природа» (учитель приводит примеры, учащиеся определяют к чему они относятся оъекты)

III. Мотивация и целеполагание

— Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект — к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Слайд 2. Метод (от греческого «методос» – путь исследования) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

— Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

— Итак, тема урока: «Методы изучения природы».

Запись числа и темы в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

— Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы.

(Одновременно демонстрация презентации.) Учитель дополняет материал.

— О каком первом методе вы сейчас узнали?

Рассказ учителя о сущности метода.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Это интересно: «Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.»

Читайте также:  Природный газ алтайского края

А как вы думаете с помощью каких приборов мы можем наблюдать за мелкими объектами или удаленными небесными телами?

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

— Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Итак, описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание , как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

— О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение , применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

— Назовите еще один очень важный метод.

Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

— Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце?

Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

— Как называется последний метод, о котором вы узнали?

Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

— Итак, мы познакомились с основными методами изучения природы.

V. Физкультминутка Слайд 9.

— А теперь немного отдохнем.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. ( Поворот туловища).

Открыли глаза, и снова за дело!

  1. Параграф 3.
  2. Вопросы после параграфа (устно).
  3. Практическое задание : прорастить луковицу, наблюдая за ростом листьев и корней в течение двух недель. Наблюдения записывать в табличку.

Источник

Оцените статью