- Конспект дефектолога с применением здоровьесберегающих технологий по теме: «Перелетные птицы»
- Презентация дефектолога с применением здоровьесберегающих технологий по теме: «Перелетные птицы»
- Конспект занятия учителя-дефектолога «Птицы весной» план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект дефектолога с применением здоровьесберегающих технологий по теме: «Перелетные птицы»
Цели: Уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах, их внешних признаках, особенностях поведения осенью. Познакомить с понятиями: «стая», «клин», «вереница». Упражнять в образовании приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, подборе антонимов.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая
Оборудование: Презентация «Перелетные птицы», перья, силуэты птиц на магнитах, магнитная доска, контурные изображения птиц, фломастеры, массажная дорожка: дерево, подушки – «кочки», гимнастические дуги, ребристая доска.
Листья с веток опадают, Лить дожди не устают. Улетают птичьи стаи, Направляются на юг. |
Дефектолог: — О каком времени говорится в этом стихотворении?
— По каким признакам вы догадались?
— Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в теплые края?
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Наступила осень, и в жизни птицам начинается самая ответственная пора, они собираются в дальнюю дорогу. А вы хотели бы узнать, как птицы готовятся к отлету? Тогда я предлагаю вам совершить экскурсию в лес. Там, на самой большой поляне открылась специальная школа по подготовке птиц к отлету. Вы хотите там побывать? Тогда отправляемся в дорогу, путь нам предстоит не близкий и очень сложный. Будьте внимательны, запоминайте дорогу.
3. Образование приставочных глаголов по совершаемому действию.
На полу расставлено оборудование: дерево, подушки — «кочки», гимнастические дуги, ребристая доска. Дети и дефектолог идут по массажной дорожке, проговаривая свои действия: дошли, перешли, обошли и т.д.
Дефектолог: По лесной дорожке зашагали ножки –
Шли, мы шли к дереву пришли, его вокруг мы обошли (обойти дерево)
Шли, шли к болоту подошли, смело по кочка его перешли (перешагивание по подушкам — «кочкам»)
По дорожке шли, шли, до горы дошли
Чтобы дольше нам пройти, надо в гору нам войти.
В гору смело мы вошли, вышли, и опять пошли (проходят под гимнастическими дугами)
Вновь преграда на пути, надо реку перейти
Мы на мостик зашли, речку быстро перешли
Долго шли мы по дорожке, как устали наши ножки,
Вижу лес я впереди, надо до него дойти.
Слайд №1,2
Дефектолог — Вот, ребята, мы и добрались с вами до лесной поляны, где открылась летная школа для перелетных птиц. Вот сколько собралось здесь разных птиц. Вы узнали их? Назовите птиц, которых вы видите (Дети перечисляют птиц):
— Я вижу аиста.
— Я вижу журавля… и т.д)
— А как называют этих птиц ? (перелетные птицы)
4 . Формирование лексико-грамматических категорий. Слайд №3
— Давайте попробуем их пересчитать . (пересчитываются птицы одного вида: один гусь, два гуся, три гуся, четыре гуся, пять гусей и т.д.)
Дефектолог: Да, ребята, очень много птиц собралось. Скажите, птицы похожи друг на друга или отличаются? Да, все птицы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Назовите, какие одинаковые части тела есть у всех птиц? Дети по очереди отвечают:
У птицы есть голова. У птицы есть две лапы. У птицы есть клюв. | У птицы есть два крыла. У птицы есть хвост. Тело птицы покрыто перьями. |
— Вы молодцы, все птицы имеют одинаковое строение, но все равно очень отличаются друг от друга. Они бывают крупные и мелки, имеют различную окраску оперенья, даже форма клюва у всех разная Давайте сравним птиц. Например, ласточку и лебедя
Слайд №5. Игра «Скажите наоборот».
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
У ласточки туловище мелкое, а у лебедя… (крупное).
Ласточка маленькая, а лебедь ….(большой).
У ласточки клюв короткий, а у лебедя … (длинный).
У ласточки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
У ласточки хвост длинный, а лебедя …(короткий).
У ласточки крылья черные, а лебедя …(белые).
5. Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики
Слайды №6, 7,8,9. (выполнение гимнастики с сочетанием работы языка и рук)
— Посмотрите на ласточку еще раз — клюв у нее маленький вытянутый. Давайте её по приветствуем и улыбнемся ей ( артикуляционное упражнение «Улыбка»), а теперь покажите какой у неё клюв (Упражнение «Трубочка»)
• Упражнение «Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)
— А вот у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.
Клюв у лебедя хорош,
На «лопатку» он похож.
• Упражнение «Лопатка» (повторяем 3 раза)
— Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый, похож на иголку)
• Упражнение « Иголочка» (повтор упр.3 раза)
Узкий клюв у птицы нашей
Мы «Иголочку» покажем
• Упражнение « Лопатка – Иголочка» (повтор упр.3 раза)
— И крылья у птиц разные: у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.
Как «качели» вверх и вниз,
Машут крылья наших птиц
• Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)
А у ласточки вот так
Словно часики «тик –так»
• Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)
6. Упражнение на дыхание: «Перышко».
— Посмотрите, кто-то обронил перышки, наверное, птички летали и перышки потеряли. Давайте мы на них подуем. (Дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…», затем на длительном выдохе « Чье перо улетит дальше»)
7. Гимнастика для глаз: «Журавль». Слайд №10.
— А вот и директор летной школы, какой он важный, ходит по поляне и следит за порядком. Давайте и мы вместе с ним посмотри, чем занимаются птицы.
По поляне я хожу, Во все стороны гляжу (движения глазами вправо – влево) Часто нагибаюсь, Клюковкой питаюсь (посмотреть на кончик носа) Я схожу на ручеёк, Заварю себе чаек (движения глазами по кругу) Буду пить – попивать, Красно лето вспоминать (закрыть глаза) |
8. Расширение и уточнение словарного запаса по теме.
— Ребята, Журавль приглашает нас на свое первое занятие
Слайд №11.
— Скажите, вы знаете, как птицы готовятся к отлету? (собираются в стаи).
Правильно, птицы одного вида собираются в стаи и выбирают себе вожака. Самую отважную и умную птицу. (Аудиозапись голосов птиц)
— Ребята, птицы так расшумелись, уж очень всем хочется стать вожаком, давайте мы им поможем. Посмотрите, перед вами лежат рисунки птиц, но их надо дорисовать и мы сможем узнать, кого птицы выбрали себе вожаками.
Формирование графических навыков. «Обведи и назови»
-Будьте внимательны, вам необходимо соединить последовательно все точки на рисунке.
— А перед работой давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Птичка» Птичка перышки помыла, Птичка крылышки сложила, Птичка клювом поводила, Птичка зернышки нашла. Птичка зернышки поела, Птичка песенку запела. |
— Молодцы, какие же птички у вас получились?
— А вы, хотите побывать вожаками своих стай? ( Раздаю медальоны с изображением птиц).
— Каждый вожак должен уметь построить своих птичек перед отлетом определенным порядком.
В небе птиц разглядеть нелегко Очень они летят высоко Вы за ними наблюдайте, Как птицы летят, повторяйте! |
№ 12. Это летит журавль. Журавли очень крупные птицы и размах крыльев у них очень большой, поэтому в полете они выстраиваются клином. Вот так.
№ 13. Это летит гусь. Гуси выстраиваются в полете друг за другом – вереницей. Вот так.
№ 14. Это летит ласточка. Ласточка маленькая птичка и одной ей очень трудно преодолеть такой сложный путь,поэтому все маленькие птички перелетают одной большой стайкой. Вот так.
№ 15. Дети повторяют построение птиц
— Давайте и мы с вами попробуем выстроиться:
— клином
— вереницей
— стайкой
Дефектолог:- У вас на столе лежат конвертики, найдите своих птичек и выстроите их нужным порядком. Будьте внимательны.
9. Развитие координации движения в сочетании с текстом.
— Молодцы, я вижу, уже все готовы к отлету, и нам осталось посетить последнее занятие по предполетной подготовке.
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе сделаем вот так… Ходьба и маршировка по кругу
Отряхнулись как умеем, Движения по тексту
Вытянем свои мы шеи.
Посмотрели, оглянулись,
Шеи в плечики втянулись.
Встали смирно, подравняйтесь
И за мною повторяйте.
Крылья вверх, не ленись,
Все присели, крылья вниз.
Снова крылья поднимаем,
А потом их опускаем,
Снова дружно все присели,
Очень сильно зашипели: ш-ш-ш…
10. Дидактическая игра «Чей, чья, чьи» Слайд №16.
— Вот и улетели птицы! Как высоко они поднялись, их уже и трудно рассмотреть! Давайте попробуем угадать, какая птичка, за каким облаком спряталась?
— Какая птица скрылась за синим облаком? Чей хвост виден? (это ласточкин хвост)
— А кто спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (гусиный клюв)
— Чье крыло вы видите за голубым облаком? (журавлиное крыло)
— А кто за серым облаком? Чьи там лапки? (гусиные лапки)
— Все выше и выше поднимаются в небо птицы! Давайте с ними попрощаемся. До свидания, до встречи весной!
— Ну что ребята, птицы улетели и нам пора возвращаться к себе. Скажите, теперь вы узнали, как птицы готовятся к отлету? Что же они делают? (Ответы детей)
Рефлексия «Перышко».
— Ребята, Журавль нам на память оставил перышки, с которыми мы играли, а взять его себе сможет тот, кто расскажет, что понравилось ему в лётной школе.
Презентация дефектолога с применением здоровьесберегающих технологий по теме: «Перелетные птицы»
Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Автор материала учитель – дефектолог МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка» г. Губкин, Белгородской области: Попова Наталья Ивановна
Источник
Конспект занятия учителя-дефектолога «Птицы весной»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Закрепить знания детей о характерных признаках весны, о перелётных птицах и научить их применять в предметно-практической и игровой деятельности.
1. Образовательные: расширение представлений детей о весне, о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни; закрепление навыков прямого и обратного счета, пересчета предметов в пределах 5, умение находить цифру, соответствующую определенному количеству предметов, закрепление цифрового ряда до 5.
2. Коррекционно-развивающие: развитие мышления (умение отгадывать загадки и объяснять их смысл, умение исключать предмет из ряда и объяснять свой выбор, умение сравнивать объекты и находить признаки сходства и отличия, умение сравнивать), развитие зрительной и слуховой памяти и произвольного внимания (игра «Кто улетел?»), развитие речи (активизация словаря по теме, координация речи и движения, развитие грамматического строя речи (игры «Чье гнездо?», «У кого кто?»).
3. Воспитательные: воспитание у детей интереса к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: набор для ковролина «Весна», картинки с изображением перелётных птиц на ковролине, мяч, карточки с заданием «Кто лишний?», фонограмма записи «Голоса птиц», карточки к игре «Сосчитай-ка».
— Назовите, какое время года было перед весной?
— Какое время года будет после весны?
— Сегодня мы будем говорить о весне и пойдем на прогулку в весенний лес.
— Весной солнышко пригревает, снег тает, бегут ручейки. На нашем пути – ручейки и лужи. Пройдем по кочкам, чтобы не промочить ноги. Наступать на кочки нужно по порядку. (Дети проходят по кочкам, считая от 1 до 5).
2.Составление предложений о приметах весны.
— Мы вышли на лесную полянку. Присядем на пенёчки.
— Скажите, наступила ли в лесу весна? Назовите приметы весны.
Дети называют приметы весны.
— Верно, ребята. Весной всё оживает, просыпается вокруг. А теперь послушаем, чем нас встречает весенний лес. Закрывайте глаза и слушайте.
(Звучит музыкальная запись «Голоса птиц»)
— Верно, дети. Мы слышим пение птиц. Они радуются приходу весны.
— Весной в лесу очень много птиц. А вы хотите их увидеть? Чтобы увидеть птиц, нужно отгадать загадки. И тогда они прилетят к нам на полянку.
Источник