Тема природные явления радуга

Конспект урока по предмету мир природы и человека «Явление природы. Радуга». (2 класс)

Цель урока: Сформировать представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

1. Создать условия для усвоения новых знаний.

2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.

3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

1. Обогащать словарный запас детей.

2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

3. Формировать самооценку школьников.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

1. Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.

2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

1. Опережающее обучение: связь окружающего мира и физики.

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку презентации.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.

Образовательные ресурсы :

— Компьютер; презентация для урока окружающего мира во 2 классе.

— Тесты для проверки учебного материала.

— Комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, фломастеры, полоски бумаги, призмы, фонарики, наборы для проведения опытов, мыльные пузыри.

— Технология урока на деятельностной основе.

— Технология проблемного обучения.

Организация пространства : фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

1. Организационный этап (мотивация к учебной деятельности).

2. Актуализация знаний и умений.

3. Совместное планирование деятельности. Постановка цели.

4. Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний).

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Мотивация к учебной деятельности .

— Здравствуйте, ребята, сегодня вы мои ученики. Разрешите представиться, меня зовут Ольга Владимировна и я проведу у вас урок окружающего мира.

Читайте также:  Вредит ли жвачка природе

— На улице осень и часто идут дожди. Даже моему волшебному зонту стало грустно. Обратите внимание, какого он цвета? (Серого). А так хочется ярких красок и хорошего настроения, чтобы мой зонт снова был цветным и радостным. Сегодня у нас будет занимательный урок. Нам предстоит сделать очень важное открытие.

2. Актуализация знаний.

Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Про явления природы).

— Что такое явление природы? (Явление природы – это изменения природы, которые происходят в природе независимо от воли человека).

— О каких явлениях природы вы узнали? (отвечают)

— Да, дети. В природе постоянно происходят различные изменения: то светит солнце и стоит ясная погода, то льет дождь и сыплет снег, опадают листья, то вдруг на небе появляется радуга.

Еще с одним явлением природы мы познакомимся на уроке. Его название вы узнаете, разгадав кроссворд. (Разгадывают кроссворд. «Радуга»).

— Кто из вас мне может ответить, что такое радуга?

Да. И тема нашего урока называется «Явление природы. Радуга». Нам предстоит узнать, как и когда появляется радуга, и, почему она разноцветная. Перед вами лежат рабочие листы, вместо тетрадей, запишите в них тему нашего урока.

3. Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний).

Ребята, предлагаю посмотреть видео радуги.

Внимание на экран. (Ученики смотрят видео).

— Ребята, кто видел радугу наяву?

— Какие чувства вы испытывали?

Чтобы узнать причину появления радуги, давайте обратимся к нашему рабочему листу. В нем есть интересная статья. (Читают сначала про себя, затем кто-то из детей вслух).

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. (Словарная работа: преломляет, призма – как понимаете?)

— Почему радуга, разноцветная?

(Лучи солнечного света встречают на своём пути каплю воды, она преломляет свет как призма).

4. Первичное закрепление.

— Радуга – природное явление. Она не может возникнуть по — желанию, но радугу мы сможем увидеть и в солнечный день: в лужах на асфальте, в брызгах фонтана, у водопадов, искорках снега, сверкающих на солнце в морозный день…

Читайте также:  Ознакомление природой второй младшей группе

— А вы хотите сегодня, прямо сейчас увидеть кусочек радуги?

ВОСП. МОМЕНТ (на фоне музыки)

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня Россия ты похожа очень.

Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей!

— Мы же россияне и этим гордимся. Живем в России, в стране больших возможностей.

— Сегодня мы поработаем волшебниками, создадим каждый свою радугу.

Работать мы будем в группах.

Вспомните правила работы в группе.

(Дети по очереди называют правила)

· Не обижать и не обижаться.

· Слушать и слышать друг друга.

· В обсуждении заданий принимать участие всем!

(У детей на парте прозрачная «призма» (заменяет в опыте капельку воды), фонарик, белый лист бумаги, таблица.)

— Во время проведения опытов будьте аккуратнее. (Т/б).

В таблицу вы будете записывать все свои наблюдения. Прочитайте внимательно инструкцию. (Приложение 1.)

Возьмите призму, фонарик, лист бумаги.

Направьте свет от фонарика через призму на лист бумаги.

— Что увидели на бумаге? Запишите.

Луч света, проходя через призму распадается на разные цвета

Рассмотрите разноцветные лучики.

— Какие цвета вы увидели? Зарисуйте их.

Весной и осенью – прохладный.

Игра «Собери радугу по цветам».

К нам ребята на урок, заглянул ветерок. Он подул на нашу радугу и все её полосы перепутались между собой. Помогите правильно собрать радугу.

Работа с народными приметами . (на доске дети составляют народные приметы. Обсуждение).

*Опыт с мыльными пузырями.

Послушайте стихотворение о радуге, которое написал Александр Бывшев.

(Учитель читает стихотворение)

— Ребята, в чём, по вашему мнению, красота радуги?

· В её необычной форме, в цветах, в том, что радуга разноцветная.

— Назовите цвета радуги, начиная сверху. (Слайд.)

· Красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

— Чтобы легче было запомнить порядок цветов в радуге люди придумали фразу – подсказку. Прочитайте её.

· Каждый охотник желает знать где сидит фазан. (Слайд.)

— Кто догадался, в чём секрет подсказки?

· Каждая первая буква слова из фразы, начинается на первую букву слова, которое обозначает один из цветов радуги: К – каждый, О – охотник,

· Ж — желает, З – знать, Г- где, С – сидит, Ф – фазан.

(Повторение и заучивание фразы.)

*Ребята, вы помните, что мы сегодня волшебники? Я предлагаю вам сейчас вырастить свою радугу. Опыт называется «Растущая радуга».

Читайте также:  Планета объект неживой природы

— Возьмите фломастеры и полоску белой бумаги. Между собой договоритесь, кто какую полоску радуги будет рисовать. Сколько дуг вы будете рисовать?

— Теперь не торопитесь, постепенно опустите полоску в стакан с водой. Посмотрите, как растёт «радуга».

(Дети демонстрируют «радугу»).

6. Самостоятельная работа (первичное закрепление).

— Сегодня вы узнали много нового и интересного. Предлагаю вам закрепить знания.

— (Тест. Учитель читает вопросы, дети выбирают вариант ответа)

(Приложение 2.) (Проверка теста на экране).

1. Что нужно кроме дождя, чтобы появилась радуга?

2. Где должно находиться солнце, чтобы можно было разглядеть радугу?

3. Как можно разглядеть не полукруг радуги, а весь круг?

в) высоко в небе

г) нужно забраться на гору

4. Лучи какого цвета самые длинные?

5. Сколько основных цветов радуги способен различать человеческий глаз?

— Какую учебную задачу ставили вначале урока?

· Хотели узнать, почему радуга разноцветная.

· Хотели узнать, как и когда появляется радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

— Как появляется радуга на небе?

· Солнечные лучи, попадают на капельки дождя распадаются на разноцветные лучики.

— Из каких цветов состоит радуга?

— У каждого народа мира существуют свои поверья о радуге. Так вот одна из них говорит о том, что в том месте, где радуга соединяется с землей, гном закапывает свой клад. А я вам предлагаю поделиться свои кладом знаний и заполнить им вот этот волшебный сосуд. Нарисуйте монетку, которая соответствует вашему настроению. (Дети заполняют сосуд).

— Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. На уроке вы были активными и любопытными. Правильно отвечали на вопросы и формулировали выводы. Я вам за хорошую работу ставлю оценку «5».

8. Домашнее задание .

— Ребята, посмотрите, мой волшебный зонт стал похож на радугу. Урок у нас был необычным. Произошло волшебство и с нашими монетами. (Достаю из сосуда шоколадные монетки и раздаю детям).

— Слово «радуга» похоже на слово «радость» . И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга » называли её в старину и верили, что она приносит счастье. Я хочу, чтобы вы были здоровыми, радостными, дружными, как цвета радуги, а ваши глаза светились счастьем. Впереди нас ждёт ещё много открытий и тайн природы, которые нам предстоит разгадать. Спасибо всем за активную работу на уроке. Молодцы! До новых встреч!

Источник

Оцените статью