Тема природы евгении онегине

Пейзажи в “Евгении Онегине”

В романе «Евгений Онегин» пейзажи описаны ярко и красочно. Они вызывают приятные чувства и любовь к родине. Описания природы заняли особое место в романе Пушкина, который называют «энциклопедией русской жизни». На протяжении всего повествования читателю встречаются описания природы. Они показаны в форме целых картин или же в легких упоминаниях, но от начала и до конца произведения читатель чувствует связь с природой.

Роль природы в «Евгении Онегине»

Природа в «Евгении Онегина» описывается Пушкиным с собой нежностью и любовью. Он тонко и разнообразно описывает родные просторы, в них чувствуется русский дух и огромная любовь к Родине. Все описания красочны и реалистичны, насыщенны ощущением реальности и красоты. Пушкин упомянул и холодную зиму, и благодатную весну. Вспомнил он о дождях в осеннюю пору и о жарком лете.

Каждое время года предстает в описании автора очень поэтичным и колоритным. Зима с ее морозами, снегами и пушистым снегом выглядит особенно привлекательно. Весна ассоциируется с первой любовью, нежностью и юностью. Пейзажи в произведении очень символичны и играют важную роль в создании образов.

Описание природы выполняет в романе разные роли. Это и создание особенного фона для повествования, и создание настроения. С помощью описания пейзажей в лирических отступлениях, автор делает паузу в повествовании, чтобы перенести читателя в другой промежуток времени. Особую связь можно увидеть между природой и главными персонажами романа.

Онегин и природа

Евгений вырос в городе. Природа чужда для него и быстро надоедает, как и все остальное. Даже попав в деревню, герой восторгается новыми ощущениями только несколько дней. Потом ему становится скучно, он начинает хандрить. Такому персонажу сложно постигать красоту русских пейзажей, для него это быстро становится обыденностью и надоедает.

Неспособность оценить красоту природы говорит о том, что натура Онегина далека от поэтических чувств и тонкости ценителя прекрасного. Развращенный праздностью городской жизни, Онегин не может находиться в естественной среде.

Читайте также:  Основными методами изучения природы есть

Татьяна и природа

Описывать родную природу Пушкин начинает с особенной любовью именно тогда, когда в повествовании появляется главная героиня. Автор приоткрывает занавес поэтичной и мечтательной души Татьяны. Она очень тонко воспринимает и горячо любит красоту русской природы. Через это автор пытается донести до читателя тонкость и красоту натуры героини. Она восприимчива не только к внешней красоте (именно к красоте природы, а не напыщенности светского общества), но и к внутренней.

Через отношение к природе Пушкин показывает в Лариной тонкое и чувственное восприятие мира, особую широту и красоту русской души. Не случайно Татьяна очень любит русскую зиму. Описание природы глазами Татьяны раскрывает образ героини. Оно передает ожидание первой любви и истинную романтичность девушки. В романе Татьяну часто можно заметить на фоне ночного неба, падающей звезды, луны.

Пушкин глазами Татьяны как будто выражает собственное отношение к природе. Именно через ее образ он с особой любовью описывает любую русскую погоду, красоту пейзажей и широту природы.

Описание природы помогает глубже узнать русскую душу, понять жизнь русского человека. Крестьянин объединен с природой, он живет ей. Но и дворянина можно узнать, посмотрев на его отношение к природе. Образы героев через природу наполняются смыслом и дают читателю особенные характеристики. Открывая новые смыслы в образах природы в романе, можно с легкостью написать сочинение «Пейзаж в романе «Евгений Онегин».

Источник

Природа в романе «Евгений Онегин»

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин всегда большое внимание уделял описаниям природы, которые у поэта получались настолько красочными и сочными, что пейзажи до мельчайших подробностей формировались в читательском воображении. Александр Сергеевич мастерски подмечал самые важные детали, благодаря которым и создается впечатление присутствия в самом пейзаже, полное погружение в природу тех или иных мест. По его природным описаниям художники могли бы писать свои полотна — возможно именно этим и обусловлено такое большое количество иллюстраций, например, к «Евгению Онегину», самому известному произведению автора и первому отечественному роману в стихотворной форме.

Читайте также:  Природный венок своими руками

В «Евгении Онегине» описания природы призваны выполнять сразу несколько задач. В первую очередь зарисовки природы и различных пейзажей украшают роман, придают ему целостность и глубину:

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора

Поэт не видит смысла в украшательстве того, что прекрасно само по себе, поэтому природу он описывает без лишнего романтизма и восторженности, так, как воспринимает ее.

Также в романе природа служит инструментом для создания особых образов: Пушкин рисует не просто портреты сезонов года, а создает такие описания, в которых раскрывается взгляд его героев на природу и погодные явления:

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь

«Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед

Если в строках, приведенных ранее, Александр Сергеевич с помощью описаний природы приоткрывал читателю дверь в крестьянский быт, повседневные сезонные забавы и работу, то в следующем фрагменте природа помогает автору составить портреты главных героев через сравнение и сопоставление с ней. Поэт выстраивает между ними особую связь, природа становится спутниками героев, а не просто молчаливым наблюдателем или декорациями для разыгрываемого представления.

Так, например, через взаимосвязь, а вернее отсутствие отношений Онегина с природой раскрывается натура героя. Евгений родился и вырос в Петербурге, природа для него не приобретает особой важности даже после переезда в деревню. Местные красоты быстро надоедают ему, не вызывают никакого интереса или потребности любоваться пейзажами хоть изредка. Для него природа, такая изменчивая, прекрасная и всепоглощающая — всего лишь обыденность, одна из многих вещей который уже успели наскучить и вызвать глубокое разочарование. Возможно, в глубине его души по-прежнему живет поэтичная глубокая натура, но в момент действия романа она погребена под толстым слоем апатии, разочарования и пресыщенности светскими развлечениями.

Читайте также:  Дикую природу научные факты

Татьяна же, наоборот становится воплощением русской природы, со всей ее дикостью, цельностью и неизбежными трансформациями. Девушка чувствительна к природе, умеет любить и ценить окружающий ее мир. Именно через эту героиню Александр Сергеевич словно транслирует свое собственное отношение к природе со всеми ее неожиданными проявлениями. Большое внимание поэт уделяет русской зиме:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров

Сама Татьяна является отражением зимней стужи, она — необузданная стихия льда и метели, которой со временем суждено переродиться и расцвести. Природа постоянно сопровождает девушку, становится прекрасным сопровождением для ее мыслей, необдуманных поступков и неожиданных открытий.

Но не всегда природа созвучна с духовным миров героев А.С. Пушкина. Порой душевные переживания становятся противоположностью тех процессов, что протекают в природе, что еще больше подчеркивает их тяжесть и болезненность:

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны

В заключении стоит еще раз отметить чем же для Александр Сергеевича Пушкина является природа и все ее проявления. Для поэта она — источник гармонии, внутреннего покоя, силы и мудрости, духовной тонкости. Связью с природой он наделяет героев с глубокой натурой, чувственных, вдумчивых, способных понимать красоту мира, развиваться и меняться подобно природе. Неприятие и равнодушие к окружающей среде для поэта символизируют душевную бедность, внутренний застой и упадок. Но у каждого героя остается шанс на возрождение и изменение, как и у природы после долгой и суровой зимы — об этом свидетельствует открытый финал романа и нерассказанная дальнейшая история Онегина.

Источник

Оцените статью