Тема природы произведениях астафьева

«Природа и экология в произведениях Астафьева»

Последняя четверть 20-ого века поставила перед человечеством глобальную проблему – проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострилось настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или, погубит планету и погибнет сам. Тема отношений природы и человека была новой в русской литературе, и одним из первых обратился к ней Виктор Астафьев.

Уроженец русского Севера, Астафьев любит и чувствует природу. Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.

Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как к «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек – царь природы. Забыта истина, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое.

Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в лес Гога Герцев и погиб, и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом в котором живут.

Всего через десятилетие после того, как была написана «Царь-рыба», случилась Чернобыльская катастрофа. И время разделилось на то, что было до и после Чернобыля. Воздействие человека на живую природу по губительной силе сравнялось с планетарными стихийными бедствиями. Местные катастрофы перестали быть местными. За тысячи и тысячи километров от Чернобыля в костях животных, птиц и рыб находят радиоактивный стронций. Зараженные воды уже давно влились в Мировой океан. В Антарктиде погибают пингвины, питающиеся зараженной рыбой. То, о чем писал Астафьев, стало страшной реальностью: планета мала, она слишком хрупка для бравых экспериментов. Нельзя вернуться в прошлое, но можно попытаться спасти то, что еще осталось.

Читайте также:  Греция объекты неживой природы объекты живой природы

Конец 20-ого и начало 21-ого века дали еще одному понятие – экология человека. Человечество, искалеченное духовно, не имеющее цели, кроме погони за материальными благами любой ценой, калечит природу. Астафьев не использовал термин «экология человека», но его книги именно об этом, о необходимости сохранить нравственные

Следующий рассказ «Капля», лишенный драматического конфликта, представляет собой философские размышления автора о смысле человеческой жизни после законченной рыбалки: «Тайга на земле и звезда на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали или разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. Тайга все также величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься, только тогда поймешь ее могущество, почувствуешь ее космическую пространность и величие». Человек, наделенный разумом, должен быть, по мнению Астафьева, ответственным за продолжение жизни на земле. Но об этой ответственности забывают браконьеры, герои последующих рассказов «Дамка», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало».

Источник

Взаимодействие человека и природы в рассказах В.П.Астафьева.

…Исследовательская работа на тему:Взаимодействие человека и природы в рассказ.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.752 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Цифровая грамотность педагога. Дистанционные технологии обучения

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.752 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания иностранных языков в профессиональном образовании: английский, немецкий, французский

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

Читайте также:  Световая волна электромагнитная природа световой волны

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.752 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Слабоуспевающие и одаренные дети в школе. Где мы видим общее, а где принципиально разное в работе и сопровождении этих категорий детей?

Описание презентации по отдельным слайдам:

…Исследовательская работа на тему:Взаимодействие человека и природы в рассказ.

1 слайд …
Исследовательская работа
на тему:
Взаимодействие человека и природы в рассказах В.П. Астафьева
Автор. Катаева Мариян,
ученица 9 «ж» класса
Руководитель. Загидова Б.М. ,
учитель русского языка
и литературы.

Цель работы: показать на примере произведения В. П. Астафьева «Царь-Рыба» вза.

2 слайд Цель работы:
показать на примере произведения В. П. Астафьева «Царь-Рыба» взаимоотношения природы и человека, заложить начала эковоспитания молодежи

Задачи: - изучить литературу по теме исследования; - собрать материал из книг.

3 слайд Задачи:
— изучить литературу по теме исследования;
— собрать материал из книг и Интернет-ресурсов о произведении В. П. Астафьева «Царь-рыба»;
— показать, насколько важна проблема и как она раскрывается в произведении;
— представить готовый материал на конференции, предоставить возможность использования темы на классных часах и родительских собраниях.

Практическое значение: данную работу можно использовать на уроках литературы.

4 слайд Практическое значение: данную работу можно использовать на уроках литературы как в младших, так и в старших классах при изучении творчества В. П. Астафьева. Она может быть полезна в ходе изучения материалов по повести «Царь-Рыба», при подготовке выступлений на мероприятиях, творчеству великого писателя и для написания сочинений, рефератов. Также пользу она может принести учителям при подготовке классных часов по эковоспитанию молодежи.

Енисей

Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов. Но откуда пошла.

7 слайд Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов. Но откуда пошла такая огромная любовь к природе? Почему же именно эта тема является главной в творчестве Астафьева?

Выросший на берегу великой реки, знающий и любящий природу, Астафьев показыва.

9 слайд Выросший на берегу великой реки, знающий и любящий природу, Астафьев показывает нам, что отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, это его характер, душа, философия.

«Криком изболевшейся души» назвал Василь Быков произведение «Царь-Рыба»

Сила в единстве человека и природы – главная тема рассказа «Капля».

Браконьерство – главная тема рассказа «У Золотой Карги».

Что в природе, то и в народе – борьба. Борьба - извечное противостояние челов.

13 слайд Что в природе, то и в народе – борьба. Борьба — извечное противостояние человека и природы. А неужели невозможно жить без этого? Для этого нужно, чтобы каждый человек жил по совести, понимая, что от него зависит, каким будет завтрашний день его страны, его родины, его самого. Человек должен ощущать себя частью природы, ведь природа – это часть человека.

Главные герои "Царь-Рыбы" — это Природа и Человек, их извечное противостояние.

14 слайд Главные герои «Царь-Рыбы» — это Природа и Человек, их извечное противостояние. В этом рассказе оно выражено в борьбе за жизнь человека – Игнатьича и Царя-Рыбы – осетра. От чего же произошла эта борьба?

Читайте также:  Природа алтайского края леса

Писатель показывает нам поединок выдохшейся, измученной рыбины с человеком не.

15 слайд Писатель показывает нам поединок выдохшейся, измученной рыбины с человеком не на жизнь, а на смерть. И наши симпатии на стороне Природы, а не того, кто издевается над ней.

Вспомнил тут Игнатьич, что говорил ему дед про страшный человеческий грех – л.

16 слайд Вспомнил тут Игнатьич, что говорил ему дед про страшный человеческий грех – лучше не вязаться с Царь-Рыбой. А у Игнатьича такой грех на душе был. В молодости он плохо поступил с девушкой, которая его любила.

«Вот и прими заслуженную кару … Прощения ждешь? От кого? Природа, брат, она т.

17 слайд «Вот и прими заслуженную кару … Прощения ждешь? От кого? Природа, брат, она тоже женского рода!»

Хотел достать рыбу? Думал, «меня не достанет»? Рыба достала, потому что и рыб.

18 слайд Хотел достать рыбу? Думал, «меня не достанет»? Рыба достала, потому что и рыба, и человек – все природа. «Проститеее»,- зарыдал Игнатьич. «Иди ,рыба, иди! Я про тебя никому не скажу. Поживи, сколько сможешь!» — молвил ловец, и ему сделалось легче.

“ Своей книгой В.П. Астафьев утверждал простую и ясную мысль: природа и челов.

19 слайд “
Своей книгой В.П. Астафьев утверждал простую и ясную мысль: природа и человек «повязаны одним смертельным концом»: погибнет природа – погибнет и человечество. Автору больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решили на разбойный, зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, но против варварской позиции.

Защита природы, защита человеческого в человеке — основная мысль, которая про.

20 слайд Защита природы, защита человеческого в человеке — основная мысль, которая проходит через все произведение Астафьева, и она связана с высокими гуманистическими традициями русской классической литературы. Поэтому произведение В. Астафьева преподносит нам, читателям, настоящие уроки доброты, человечности, любви к родной земле и людям.

Браконьерство и добыча нефти - две главные экологические беды Каспия, словно.

21 слайд Браконьерство и добыча нефти — две главные экологические беды Каспия, словно спорят друг с другом за первенство в соревновании по нанесению уникальному морю непоправимого ущерба.

Задаешься вопросом: Что сегодняшнее поколение может оставить последующим, лиш.

22 слайд Задаешься вопросом: Что сегодняшнее поколение может оставить последующим, лишь загрязненный мертвый водоем да фотографии и видео, рассказывающие о его былом великолепии

Человек и природа связаны между собой, они должны помогать и за.

23 слайд
Человек и природа связаны между собой, они должны помогать и заботиться друг о друге. Именно это и пытаются объяснить писатели и поэты в своих произведениях.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Источник

Оцените статью