Тема произведения подумаешь птицы

Краткое содержание повести «Безумная Евдокия» А. Алексина

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина Подумаешь, птица!

Цель: Развитие навыков анализа текста, воспитание гуманности, человечности; развитие умения понимать других людей.
Мы живем среди людей. Гордого одиночества нет и не может быть. И важно всем нам: и большим, и маленьким, отозваться добром в сердцах тех, кто рядом с нами. А. Алексин

I. Введение в тему. Как вы понимаете первое слово, его значение? – Итак сегодня на уроке мы будем учиться исследовать текст. – А как понять слово «самосовершенствование»? Сколько корней в этом слове? – Какие жанры нам уже знакомы? Докажите, что это рассказ. Из скольких частей состоит этот рассказ? II. Исследование текста. – Как бы вы озаглавили 1 часть рассказа? («Семья – это прежде всего мама») – Почему Колька гордился своей мамой? – А было такое, что он её ревновал? А почему перестал? («У меня нет никого роднее тебя и не будет») – В другой повести А.Алексина «В тылу как в тылу» есть такая фраза: «Материнство выше любви». Как вы это понимаете? Согласны с этим? – Какой вам запомнилась мама Коли? – Какая черта её натуры прежде всего бросается в глаза? (Все самое трудное взять на себя). Как правило, это удел мужчины. Так принято, так правильно. Но всегда ли бывает так? Что мы узнаем об отце Кольки? – А мама тяготилась тем, что все, казалось, лежало на её плечах? (Она все делала с радостью). Вывод: оказывается, даже самые повседневные заботы могут приносить радость, если ты любишь тех, о ком заботишься. – Казалось бы, ничто не предвещало беду. Несчастья чаще всего так и приходят – неожиданно. В какой момент произошла эта трагедия? Расскажите. – Это и будет второй частью рассказа. Давайте её озаглавим. – Мама Коли умерла, а через 3 года отец женился на другой. Похожа Елена Станиславовна на мачеху из русских народных сказок? (Рассказ о ней) – Какой теперь стала семья Коли? (образцово-показательной). Докажите это текстом. – Ребята, а давайте найдем в тексте слова-звоночки, которыми автор предупреждает: нет, не все так благополучно, вернее, все совсем неблагополучно в этой семье. Работа с текстом. – Именно здесь, ребята, проявилось нечто, очень характерное для всех произведений А.Алексина. Сейчас очень много говорится о материальном потребительстве. Нам хочется иметь то и это, хочется, чтобы нам это кто-то дал, подарил, предоставил возможность. Мы требуем, даже скандалим. Некрасиво, правда? Но, по мнению писателя, более страшным является духовное потребительство. Оно сложнее, скрытнее, оно трудноразличимо. Только вот травмы, которое оно наносит, практически неизлечимы. Возьмем новую Колькину семью. Какие же это потребители? Это организованные, деловые люди, старающиеся любить друг друга и своих детей. Так ведь? А вас не задело слово «старающиеся» в моей фразе? Ведь тем, кто по-настоящему любит, не нужно стараться это делать. Все происходит так же естественно, как заход солнца или появление звезд. Давайте вновь обратимся к тексту и найдем моменты, которые свидетельствуют о том, что все в этой семье делается от чувства долга, а не от сердца. Работа с текстом. – Помните, каким было самое любимое слово Колькиной мамы? (справедливо) – В этой семье все справедливо? Да, все нормально, все справедливо, только маленькому Кольке нет места ни в этом доме, ни в сердцах этих людей. У него даже нет увлечений, кроме одного. Какого? – А как вы думаете, почему он любит спасать и лечить? – Вы вот сразу это поняли, а взрослые, умные люди, близкие люди, понять не захотели. Почему? – Почему так дорога ему Черная Спинка? -Какие слова передают боль, отчаяние мальчика? Зачитайте. – Как заканчивается рассказ? – Как эта фраза характеризует Нелю? – Зачитаем финал: «Он схватил огромную клетку» В чем разница в значении глаголов «пошел» и «побрел»? А здесь еще есть глагол «споткнулся» III. Актуализация знаний: тема, идея произведения. – Определим тему этого рассказа? (Взаимоотношения людей в семье) – Какова идея? (Нельзя быть черствым) IY. Рефлексия. Как вы поняли сердцем этот рассказ и его героев? – Финал рассказа открытый? Перечитаем эпиграф. А какой бы получилась заключительная 3 часть рассказа у вас? Это и будет вашим домашним заданием.

Читайте также:  Птичье молоко состав его

Другие персонажи

  • Папа — работает хирургом, его призвание — помогать больным людям стать здоровыми.
  • Мама — красивая молодая женщина, не очень довольная, что её муж слишком увлечён работой, но понимающая, что он талантливый хирург и что он очень нужен людям, попавшим в беду.
  • Бабушка — живёт отдельно от семьи мальчика. Каждый вечер она приходит помогать по хозяйству его маме и старается ненавязчиво давать советы своим родным.
  • Игнатий — дальний родственник папы мальчика, приехавший к нему, чтобы он помог доказать его матери, что болезни, которую заподозрили у него врачи, у него нет.
  • Женька Могила — друг главного героя, умеющий хранить тайны.
  • Владик Бабкин — одноклассник главного героя.
  • Лиля Тарасова — новенькая ученица, в которую влюбились главный герой и Владик Бабкин. Красивая, насмешливая, хитрая девочка.
  • Валя — сосед и друг Лили, с которым она после ссоры помирилась.
  • Костя — студент-геолог, за которым когда-то во время болезни ухаживал главный герой.
  • Андрюша — молодой человек, которому помог победить болезнь папа мальчика.
  • Старушка — старушка со строгим лицом, сидевшая рядом с мальчиком на праздничном вечере в больнице.

План-конспект урока литературы по рассказу Алексина “Подумаешь, птицы. ” 6 класс

специалист в области арт-терапии

План урока внеклассного чтения в 6 классе

Источник

Оцените статью