- Анализ стихотворения Тютчева Природа — сфинкс. И тем она верней
- Краткий анализ произведения Ф.И. Тютчева «Природа-сфинкс»
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Темы, проблемы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Федор Тютчев — Природа сфинкс: Стих
- Анализ стихотворения «Природа — сфинкс» Тютчева
- Скажите, как вы понимаете это стихотворение Тютчева?
Анализ стихотворения Тютчева Природа — сфинкс. И тем она верней
Написанное на закате жизни четверостишие, наполнено глубоким философским смыслом. Понимая, что его земной путь подходит к логическому концу, Тютчев оставил попытку узнать тайны мироздания. Он задумывается: возможно, никаких загадок и нет?
Может быть, все предельно просто? Человек приходит в этот мир, чтобы просто пройти свой путь и выполнить свое предназначение. При этом долгие годы дипломатической службы научили его высказывать свое мнение аккуратными, завуалированными фразами.
В одном кратком, лаконичном катрене Тютчев смог уместить
все свои рассуждения о смысле бытия. И в то же время, он смог показать извечную проблему смысла существования в достаточно развернутом виде законченной фразой.
Написанное пятистопным ямбом, двусложной стопой и опоясывающей рифмовкой.
Для увлеченных творчеством Тютчева читателей нет ничего удивительного в том, что все произведения поэта сотканы из контрастов. Так и здесь, с одной стороны природа-сфинкс, жестокий и беспощадный, загадочный и непонятный. С другой — Загадки нет и не было у ней.
Необъяснимо, как в поэте могли одновременно уживаться два таких разных человека. Один восторгался природой, восхищался
неповторимой красотой мира. Об этом, в особенности красноречиво, говорит его ранняя пейзажная лирика.
Другой был исполнен ощущения горечи и непонятного трагизма, особенно в конце жизненного пути.
Что порождало такие мысли? Возможно личная, неудачно сложившаяся жизнь, оставила такой отпечаток на творчестве Тютчева. Но, лишенный поддержки любимой женщины, поэт со временем стал все больше задумываться о бренности существования.
На фоне величества природы жизнь человека уже не кажется ему такой значимой, он не предает ей больше такого колоссального значения. Удивительно, как личные обстоятельства влияют на творчество талантливых людей.
Источник
Краткий анализ произведения Ф.И. Тютчева «Природа-сфинкс»
В творчестве Тютчева всегда можно найти образы таинственной и непостижимой природы. Он считал, что человеческое существование по сравнению с тайнами мироздания ничего не стоит, поэтому его философские рассуждения были направлены на тему природы, мира, вселенной в целом.
История создания
В 1869 году Тютчев пишет стихотворение “Природа-сфинкс”. При жизни же Тютчев свое творчество воспринимал не больше, чем увлечение, поэтому почти не публиковал свои стихи.
Поэт любил размышлять о природе и мудрости, которая в ней хранится. И в этом произведении он выкладывает все мысли, которые у него накопились на эту тему. Несмотря на то, что стихотворение отличается своей лаконичностью, оно не теряет глубокого смысла, наделенного Ф.И. Тютчевым.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Природа – сфинкс» является лирическим и относится к философской лирике, так как в нем автор пытается понять и разгадать сущность природы. Состоит из четырех строк, которые в литературе называются катреном. Размер стихотворения — пятистопный ямб, тип рифмовки — опоясывающий.
Тютчев является приверженцем “чистого искусства”, такого искусства, которому не подвластно время и пространство. Поэты, так же относящиеся к данному направлению, посвящали свое творчество вечному и прекрасному. Такие произведения, неподдающиеся моде, остаются актуальными и по сей день.
Композиция
Уже с первых слов стихотворение удивляет нас. Оно начинается с короткого предложения, без глагола. Однако, нам сразу становится понятно, как относится к природе автор. Он видит в ней живое мифическое существо, которое хранит в себе множество тайн и загадок.
А далее, автор поясняет ту короткую фразу в начале и раскрывает сущность природы. Природа показывается той силой, которая манит, но в то же время и пугает, “губит человека”. Вместе с тем, лирический герой не исключает того факта, что это может быть просто обман и никакой загадки на самом деле нет, что еще больше подпитывает интерес и будоражит разум.
Темы, проблемы и настроение
В данном стихотворении поднимается проблема неуловимости смысла жизни и месте человека в мире. Человечество не прекращает искать загадки и их решение, однако всегда проигрывает в этой гонке. Природа губит и не раскрывает своих секретов. А Тютчев пытается понять природу и предполагает, что это тайны “не было у ней”.
Тютчевым раскрывается и является основной в стихотворении “Природа —сфинкс” тема природы. Автор видит ее мистической и не подвластной человеческому разуму. Она схожа со Сфинксом, потому что так же губительна и неуловима в том случае, если с ней попытаешься играть.
Несмотря на то, что настроение стихотворения спокойное, после прочтения же ощущается неопределенное чувство тревоги. Кажется, что стихотворение не окончено, поэтому оно оставляет после себя множество открытых вопросов и желания все переосмыслить.
Основная идея
Через стихотворение автор пытается показать на сколько человек ничтожен перед природой, ведь та намного мудрее и сильнее его. Возможно, человечество само пытается разгадать то, чего нет и это его самая большая ошибка. А природа не ошибается, потому что она выше и больше этого, как Сфинкс. Человек её никогда не поймет до конца, а значит и не покорит.
Главной мыслью этого стихотворения является раскрытие бессмысленной вечной погоней за ответами на абстрактные вопросы. Природа искушает человека. Ведь оказывается, ничего не изменилось с времен первых людей, которые также хотели всё познать. Итогом оказалось изгнание из Рая, что определило судьбу всего человечества.
Средства выразительности
В данном стихотворении поэт почти отказывается от средств выразительности. Он лишь использует метафору: “Природа – сфинкс”, и олицетворение: «своим искусом губит человека».
Источник
Федор Тютчев — Природа сфинкс: Стих
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Анализ стихотворения «Природа — сфинкс» Тютчева
Федор Иванович Тютчев – мастер коротких и емких как по содержанию, так и по красочности, произведений. Его стихотворения легко можно описать поговоркой «Краткость – сестра таланта», поскольку в нескольких строках автор отображает глубокие философские мысли, которые не всегда можно четко выразить даже длинными трактатами. Стихотворение «Природа — сфинкс» является прекрасным примером умения поэта выразить ясную и законченную мысль всего в четырех строках.
Тютчев поднимает в своем произведении проблему философского бытия, смысле жизни, смысле человека в окружающем его мире. Поэты его времени делились на философов и романтиков, разбивая копья своей правды друг о друга. Федор Иванович же был одновременно и романтиком, и философом, объединяя непримиримые стороны размышлений своих современников. Он не считал нужным тратить и без того короткую человеческую жизнь на восхваление окружающего мира, а полагал, что нужно познавать этот мир, искать смысл земного существования.
«Природа — сфинкс» было написано, когда жизнь Тютчева уже шла к закату. Это тот период в жизни каждого, когда стоит оглянуться на прожитое и свершенное, осмыслить, оставил ли человек какой-то след или же все-таки «наследил». Он отказывается от попыток постичь тайны мира и мироздания не потому, что разуверился в возможности это сделать. Причина его отказа от поисков заключается совсем в другом – автор предполагает, что все чудеса природы человек придумал себе сам и поверил в них, а на самом деле «может статься, что никакой загадки нет». Все можно решить логически, но человечество упрямо продолжает верить в некие неразгаданные чудеса, которые, по факту, придумало само себе. Сказывается на настроении произведения и возраст поэта — природа кажется вечностью, но вечностью бессмысленной, как и раздумья о ней.
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Написано пятистопным ямбом, стопа двусложная с ударением на втором слоге, рифмовка опоясывающая. Особенность построения композиции заключена в первой строке – короткая сильная фраза с пропущенным глаголом. Оно же является красивой метафорой – сравнение природы с мифологическим существом, загадывающим неразрешимые загадки встретившимся путникам. Вместе с тем природа не нуждается в человеке и его изысканиях, как сфинкс в своей жизни не нуждается в загадках кому бы то ни было. Он живет своей жизнью, мудрой и спокойной.
Природа не дает человеку разгадок, поскольку независима от него, и окружающий мир все еще остается тем же самым сфинксом.
Источник
Скажите, как вы понимаете это стихотворение Тютчева?
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Вазелиныч, с первой частью вашего ответа я полностью согласна. более того, вы многое объяснили мне. Только вы не очень внимательно прочитали стихотворения. Вы написали «природа своим искусством губит человека» указывает на то.. . У Тютчева не «искусством», а «искусом»( то есть укусом).
для начала небольшой экскурс в тему:
Как известно, Сфинкс из подошедших к нему пожирал тех, кто не мог разрешить его загадки. Аллегория Сфинкса значит, что человек не должен задавать себе некоторые вопросы, если он не знает ответа на них. Коснувшись однажды определённых идей, человек уже не может жить, как раньше: он должен или идти дальше, или погибнуть под тяжестью непосильного для него груза.
Во многих других мифах и легендах одинаково изображалось в аллегорической форме положение человека по отношению к новым для него и чересчур сильным идеям, с которыми он не способен справиться, ибо у него нет соответствующей подготовки. То же самое выражалось в легендах о священном огне, который сжигал непосвящённых, неосторожно подходивших к нему, в мифах о богах и богинях, которые смертные не должны были видеть, а увидев, погибали. Свет некоторых идей слишком силён для глаз человека, особенно, если он видит его в первый раз.
Например:
1. Моисей не мог смотреть на горящий куст, не мог видеть лицо Божества на горе Синай.
2. Одна из человеческих любовниц Зевса, следуя лукавому совету Геры, попросившая его явиться к ней во всем величии, была мгновенно испепелена видом Зевса, который исполнил это ее желание. Произошло это опять же потому, что человек не способен вынести (понять) сущность или вид бога.
что касается данного стихотворения Федора Тютчева, то он выражает в нем идею того, что нет таких ответов на вопросы (загадки) природы, которые доступны человеку на его уровне сознания, хотя вообще «ответы» существуют. Но для их постижения человек должен погибнуть, т. е. перейти в другую форму. И фраза «природа своим искусством губит человека» указывает на то, что в природе заложено постоянное развитие для населяющих ее сущностей (человек может быть рассмотрен как одна из ступеней развития) выраженная в понимании человека как череда смертей и возрождений.
На этот счет известны такие примеры, как превращение гусеницы в кокон, а затем превращение кокона в бабочку, где каждое превращение есть смерть одной сущности и рождение другой (хотя целиком процесс непонятен, это неплохая схема) . При этом «загадка природы» [Что такое полет? ] не может быть удовлетворительно объяснена гусенице или кокону, и, фактически, неважно ставится этот вопрос или «загадки не было у ней». А для бабочки, которая является неким наследником гусеницы, этот вопрос находит естественный ответ в ее ощущениях, и опять здесь нет никакой загадки с точки зрения участника процесса.
Хотя может оказаться, что Тютчев и не подразумевал такой глубины (несмотря на то, что она действительно заложена в стихотворении) . Частым мотивом лирики Тютчева является некая скорбь по событиям, которые произошли или не произошли, поэтому данное стихотворение может оказаться лишь очередным выплеском грусти и легкого нигилизма.
всё что мы не понимаем нас притягивает. и мы делаем из этого. ореол загадки. сами придумывая что она там есть. а на самом деле всё просто. )) )
я так поняла. .
потому что. в мире всё просто. если не забивать гвозди в мозг))
Природа натуральна и бесхитростна, но сотворена настолько гениально и сложно, что человек, мнящий себя венцом природы, не в силах до конца постичь ее загадки. Да она и не загадывает их, она просто живет своей жизнью. А человек сам себе придумывает проблемы и загадки, чтобы оправдать свое бессилие перед тем, что он не может объяснить.
Источник