Конспект урока по окружающему миру на тему » Богатства природы» (1 класс)
Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир – называть окружающие предметы и их взаимосвязи; познакомить учащихся с богатствами природы, учить понимать взаимосвязь в природе, объяснять как люди помогают жить друг другу; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи на уровне предложения или небольшого текста, совместно договариваться о правилах общения, учиться выполнять различные роли в группе.
2. Личностные результаты: умение объяснять своё отношение к миру, оценивать правильность поведения людей в природе, воспитывать бережное отношение к богатствам природы, потребность общаться с природой.
3. Предметные результаты: называть окружающие предметы и их взаимосвязи, называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
2. Презентация «Богатства природы», тест по теме.
3. Схема «Богатства природы».
4. Коллекция полезных ископаемых, их добыча, гербарий растений.
5. Справочник — проект «Профессии людей, добывающих нефть».
6. Плакат «Богатства природы» из комплекта наглядных материалов («Окружающий мир», 1 класс).
7. Слова «Шахта», кирка (17 штук), исследователи.
8. Медали для самооценки «Самый активный», «Самый любознательный», «Самый прилежный», «Самый умный».
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
— Ребята, послушайте стихотворение и доскажите словечко.
Посмотри, мой милый друг,
Солнце светит золотое, (Слайд 1. Природа: тучки, солнце, луг, бабочки.) Ветер ветками играет,
Тучка в небе проплывает.
Это всё вокруг …(природа).
— Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека.)
— А откуда взялись предметы, сделанные руками человека — тетрадь, столы, стулья, вода из крана, железные предметы, бензин для машин и многое другое? (Из дерева, из — под земли, нефти.) ( Слайд 2. Пилорама. Слайд3. Нефтяная вышка. Слайд 4. ( Добыча каменного угля.)
3. Открытие темы урока.
— Все предметы , которые нас окружают были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа — наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства. Значит, о каких богатствах мы узнаем на уроке? (Предположения детей, учитель выбирает более правильное.)
-Так вот на сегодняшнем уроке мы все будем – кто? (прочитаем хором — исследователи.) Попытаемся исследовать (читаем хором тему урока, открываю табличку « Богатства природы».) Ответим на вопросы, какие бывают богатства природы? Как человек их использует? Полезны эти знания для нас? (Да.)
4.Совместное открытие новых знаний.
— Люди научились использовать разные природные богатства. Какие? Узнаем, откроем учебник на стр.32 (по закладке). Рассмотрим, что изображено на зелёном фоне? ( Слайд 5. Рисунок стр. 32.)
( Вещи – рубашка, кофта; предметы – тетрадь, книга, клубок пряжи; продукты — яйца, молоко, батон хлеба, варенье, мясо.)
— Какие природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? (Растения и животных. Устанавливаю на схему.)
— Животные и растения — это какая природа? (Живая природа.)
1) — Значит, как называются эти природные богатства? (Живые природные богатства.)
— Находим вверху в учебнике ответ, правильно ли мы предположили? Читаем хором.
Молодцы! Запомните это название. (Устанавливаю на схему табличку « Живые природные богатства».)
2) — Если есть живые природные богатства, значит, есть и какие ещё природные богатства? ( Неживые природные богатства. Устанавливаю табличку.)
— На партах лежат природные богатства. Каждая группа выполнит исследование по заданиям, которые записаны на листочках. Приступили к выполнению. (Примерно работают 3 минуты. Дети подходят к группе.)
1. Подумайте, какие из природных богатств, можно отнести к неживым?
2. На стр.31, (внизу) учебника, определите где их добывают?
1. Подумайте, какие из природных богатств, можно отнести к неживым?
2. На стр.31(внизу) учебника, найдите какие ещё неживые природные богатства использует человек?
1. Подумайте, какие из природных богатств, можно отнести к неживым?
2. Стр. 33 (внизу) учебника, разберитесь, какие вещи сделаны из железа.
1.Подумайте, какие из природных богатств, можно отнести к неживым?
2. Стр. 33 (внизу) учебника, разберитесь, какие полезные вещи сделаны из нефти?
Проверка выполнения исследования.
1. — Первое задание было у всех одинаковое: какие из природных богатств, можно отнести к неживым? Каждая группа по очереди называет и показывает.
2. — Проверяем 2 – е задание у 1 — ой группы: где добывают эти неживые природные богатства? ( Слайд 6. Под землёй.)
— Это подземные кладовые их называем полезные ископаемые. (Устанавливаю табличку. Произнесём хором.)
3. — 2 – ая группа выявила: какие ещё неживые природные богатства использует человек? (Слайд 6. Устанавливаю таблички: вода, воздух, почва.)
— Проверим ваши предположения по учебнику стр. 32 (вверху). Читаем хором.
4. — 3 –ья группа исследовала и разобралась: какие полезные вещи сделаны из железа? (Слайд 7. В доменной печи из железной руды выплавляют металл — железо. Цистерна, гвоздь, иголка, диски колёс.)
5. — 4 –ая группа исследовала и пронаблюдала какие вещи сделаны из нефти? ( Слайд 7. Мыло, расчёска, бензин, зубная щётка, костюм из синтетических тканей.)
— Чтобы использовать нефть надо уметь её добывать. (Слайд 8. Нефтяная вышка. Наши буровые с рабочими.)
— Вы выполняли небольшие проекты « Профессии людей, добывающих нефть?» И вот какой справочник у нас получился. – Какая профессия вам понравилась?
— Сейчас мы с вами будем играть «Добывать уголь».
— Как называют людей, которые добывают уголь? (Слайд 9. Шахтёры, угольщики.)
— Куда им нужно идти? (Слайд 10. В шахту. Открываю карточку «Шахта». Идите.)
— Где она находится? (Под землёй. Имитируем движения под землю.)
— Чем будем добывать уголь? (Слайд 11.Отбойным молотком или киркой. Берём кирки, сделанные из картона. Работаем, добываем уголь.)
— В чём будем уголь вывозить? (Слайд 12. В вагонетках. Строим поезд, кладём руки на плечики друг другу. Подаём сигнал. Включаю музыку. Едем, теперь до своих мест.)
3) — Благодаря своему разуму люди научились использовать силы природы. (Устанавливаю табличку.)
— Что это за силы природы? (Предположения детей. Слайд 13. Устанавливаю таблички: ветер, течение рек.)
— На стр.33 (вверху) рассмотрите рисунок, представьте себя на месте Миши и Лены. Какие силы природы помогают стать здоровыми и сильными за время летних каникул. (Солнечный свет. Устанавливаю табличку.)
5. Первичное закрепление.
1. А сейчас проверим, внимательные ли вы исследователи? Работать будете за ноутбуками в паре. Вам предлагается тест. Читаете внимательно задание, дружно обсуждаете, приходите к единому мнению, выбираете правильный ответ.
( Дети выполняют тест. Словесное и звуковое оценивание за отлично выполненную работу. Отлично!)
1. Живые природные богатства – это … .
2. Неживые природные богатства – это … .
Проверка. – Встаньте те пары, кто не встретил грустную тучку, а солнышко улыбалось сразу, а теперь встаньте те, кому всё-таки улыбнулось солнышко и тучка стала радостной. Молодцы! Все справились с тестом.
— Итак, юные исследователи, какие полезные знания о богатствах природы вы открыли для себя? — Как человек их использует? (В хозяйстве, на заводах, фабриках, школах, больницах, строительстве, продуктах, одежде.)
Вывод. Все наши вещи были когда – то частью природы. Каждый предмет проделывает долгий путь превращений, прежде чем попасть к нам в руки. Человек не может жить без природы и её богатств. Природа – наш щедрый друг, она отдаёт нам свои богатства и мы должны её беречь. Закончим урок словами восхищения природой, её силой и красотой. Пожалуйста, Люда и Саша.
Любите родную природу — Озёра, леса и поля.
Ведь это же наше с тобою,
Навеки родная земля . На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же люди все вместе,
Мы к ней относиться добрей! (Хором весь класс.)
-Ребята, спасибо вам за урок! Вы были настоящие исследователи. Оцените самостоятельно себя, выбрав медали «Самому активному», «Самому любознательному», «Самому прилежному», «Самому умному».
учебник, тетрадь «Окружающий мир 1 класс» Вахрушев А.А.
картинки — цветок, солнце, дождь www.animashky.ru
презентация учителя начальных классов МОУ СОШ №19 г. Тверь, Андреевой С. С.
урок по окружающему миру. 1-й класс. Тема урока: «Богатство природы». Школа 2100, учитель начальных классов Белова С.Н.
Источник
Конспект урока окружающего мира, тема «Богатства природы», 1 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) на тему
Образовательная система «Школа 2100». Урок соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
– расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;
– показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.
Оборудование: таблица индивидуальная у каждого ребёнка, иллюстрации по теме (презентация).
У каждого ребенка учебник и рабочая тетрадь по предмету.
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы
1. – Ребята, сегодня у нас первый урок окружающего мира после каникул. Поэтому давайте вместе вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках. Напомню вам, что мы говорили с вами о хозяйстве человека, о том, что человек живет во взаимосвязи с окружающим миром, что люди не могут обходиться без труда друг друга.
–Мы с вами проследили путешествие многих вещей, а сейчас я предлагаю вспомнить наше путешествие с Колобком. Давайте вспомним, какие силы природы помогли ростку пшеницы вырасти.
Ответы детей . Показ слайда.
Динамическая пауза (показать, как росток тянется к солнцу).
– Представьте себе, что мы отправились с вами на прогулку по лесу. Что вам приходилось брать из природы во время загородной прогулки? (Грибы, ягоды, орехи, воду.)
– Что нужно сделать, чтобы согреться в лесу? (Развести костёр.)
– Что для этого мы можем взять из природы? (Дрова.)
— А теперь посмотрите вокруг. Сколько вокруг нас разных вещей? Все эти вещи человек прямо так и находит в природе?
– Откуда взялись тетрадь, стол, железные предметы, бензин? Из чего их изготавливают? А где эти материалы (сырье) можно взять? А можно эти природные материалы назвать богатством?
– Так о каких богатствах пойдёт речь сегодня на уроке?
2. – Итак, тема нашего урока «Богатства природы».
– На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку.
ΙΙ. Совместное открытие знания
Источник