Урок на тему: Класс Птицы
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 27 урок в разделе «Многообразие животных».
Дидактическая цель — создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.
1.Образовательные цели – ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.
3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;
показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.
На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»
6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.
7.Тип урока: Урок изучение нового материала.
9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 69.5 КБ |
| 563.22 КБ |
| 2.25 МБ |
| 417.5 КБ |
| 587 КБ |
| 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Ф.И.О. учителя: Горшкова Галина Александровна
2.Класс 7. Предмет: Биология
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 27 урок в разделе «Многообразие животных».
Дидактическая цель- создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.
1.Образовательные цели – ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.
3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;
показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.
На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»
6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.
7.Тип урока: Урок изучение нового материала.
9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.
Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире.
С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться.
Улыбка позволяет передавать наши чувства.
Попробуйте с помощью улыбки передавать свое настроение.
Вижу, что оно у вас радостное и деловое. Подарите свои улыбки нашим гостям.
А теперь внимание на экран.
Разгадайте ребусы (Презентация 1-3 слайд)
1.формируем умение извлекать информацию из схем иллюстраций;
Назовите систематическое положение данной группы живых организмов(Слайд-4)
Логическое (анализ объектов с целью выделения признаков)
Общеучебные (структурирование знаний) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
4.Целеполагание и мотивация (Планируемые результаты)
Какова же цель нашего урока?
1..Общеучебные (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели)
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися
5.Усвоение новых знаний и способов действий
Работа в группах, получение продукта от группы
6. Первичная проверка понимания
7. Закрепление знаний и способов действий
Птицы- наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.
Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.
На основе, каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?
Инструкция по работе в группе
1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы». Перечислите доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся.
а) Прочитайте внимательно тексты;
б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;
в) сделайте вывод по данному вопросу.
2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 2;8. стр.65 — 66 .
1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7
2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138
2В-отряд Страусообразные стр.140
3В-отряд Нандуобразные стр.140-141
3.Составить презентацию в соответствии с требованиями — отряд Гусеобразные
Птицы – специализированный класс высших позвоночных, приспособленных к полету. Птицы во многом сходны с рептилиями. От них птицы унаследовали роговые чешуи на задних конечностях и роговой чехол, покрывающий клюв. Но роговые чешуи тела рептилий у птиц превратились в перья. Перьевой покров создает обтекаемую форму тела и поддерживает его во время полета. Перья – рулевые и маховые – участвуют в полете, а пуховые перья вместе с контурными способствуют сохранению постоянной температуры тела. Кожа у птиц сухая. Копчиковая железа выделяет маслянистую жидкость, которой смазываются перья, что предохраняет перо от намокания.
Скелет птицы приспособлен к полету: кости скелета тонкие, прочные; полости трубчатых костей заполнены воздухом; поясничные и крестцовые позвонки, прочно соединяясь. Служат надежной опорой туловищу. На грудине имеется большой выступ – киль. К нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крылья.
Череп состоит из тонких костей, прочно соединенных между собой, в мозговой коробке большие глазницы, кости челюстей лишены зубов. Перетирание пищи и высокая активность ферментов обеспечивают высокую скорость переваривания пищи.
Легкие имеют ячеистое строение . Воздушные мешки являются дополнительным органом дыхания при полете и предохраняют организм от перегревания. При вдохе часть воздуха поступает в легкие, часть – в воздушные мешки, а при выдохе воздух из легочных мешков поступает опять в легкие. Таким образом осуществляется двойное дыхание.
Сердце четырехкамерное, что обеспечивает полное разделение артериальной крови от венозной. Поэтому тело птицы снабжается максимально насыщенной кислородом кровью. Температура тела постоянная (40 – 50 C 0 ) Органы выделения – почки, мочеточники. Мочевой пузырь отсутствует, что облегчает полет. Потери воды не велики, а отсюда потребности в воде ограничены.
Головной мозг развит сильнее, что обеспечивает более сложное поведение. Органы чувств – зрение и слух (наиболее развиты). Птицы раздельнополые, яйцекладущие, оплодотворение внутреннее. Яйца согревают постепенно, откладываются по одному через определенные промежутки времени а – это тоже одно из приспособлений к полету.
Изучение внешнего строения птиц.
1. Рассмотрите чучело птицы .
а) отметьте, чем покрыто тело птицы;
б) какие отделы тела лишены оперения;
в) как налегает перо одно на другое;
г) все ли перья на теле одинаковые ( по размерам, окраске, строению);
д) как расположены на голове глаза;
з) как расположены пальцы на ногах
1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7
2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138
2В-отряд Страусообразные стр.140
3В-отряд Нандуобразные стр.140-141
3.Составить презентацию в соответствии с требованиями — отряд Гусеобразные.
1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы» ответьте на вопрос — Как приспособлено внутреннее строение и размножение птиц к полёту.
а) Прочитайте внимательно тексты;
б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;
в) сделайте вывод по данному вопросу.
2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 1; 9; 10.
1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7
2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138
2В-отряд Страусообразные стр.140
3В-отряд Нандуобразные стр.140-141
3.Составить презентацию в соответствии с требованиями — отряд Гусеобразные.
Работа с природным объектом
1. Опишите строение биологического объекта.
а) рассмотрите наборы перьев птицы (используйте лупу и рисунок 112 стр. 135);
б) выясните, как устроено перо;
в) в чем разница между контурным и пуховым перьями ( для этого препаровальной иглой попробуйте разнять бородки на опахале контурного и пухового перьев).
2. Выполните задание в тетради на печатной основе №3; 5; 6. Стр. 65 -66.
1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7
2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138
2В-отряд Страусообразные стр.140
3В-отряд Нандуобразные стр.140-141
3.Составить презентацию в соответствии с требованиями — отряд Гусеобразные.
В ходе работы обучающиеся готовя продукт своей деятельности (т.е.собраную информацию оформляют в форме краткосрочного мини- проекта).
Представитель каждой группы демонстрирует свой мини-проект.
Выполнение теста: Выберите правильный ответ.
1.Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как
а) состоят из ствола и опахала;
б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью;
в) воздух, который находиться между ними, обладает малой теплопроводностью;
г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.
2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть
а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.
3. Обтекаемая форма тела птиц — это приспособление к:
б) защите от хищников; г) поиску корма.
4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует о их родстве с
а) пресмыкающимися; в) млекопитающими;
б) земноводными; г) кольчатыми червями.
5. У птиц не является приспособлением к полету:
а) обтекаемая форма; в) когти;
б) крылья; г) образование цевки.
Проанализируйте и оцените успешность достижения цели при работе в группе
Источник