Тема урока методы изучения природы

Конспект урока: «Методы изучения природы»

– формировать умение понимать смысл терминов: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, измерение.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Определение темы и цель урока

Учитель показывает 3 слайда: Дэвид Томпсон изучает Солнце, наблюдая за ним; проведение измерений в природном парке; картина Джозефа Райта «Эксперимент с птицей в воздушном насосе».

1. Чем занимаются ученые в данных трех случаях?

2. Какие способы они используют?

3.Каким научным термином можно заменить слово «способы»?

Формулируется тема урока: «Методы изучения природы».

«Методос» – с греческого означает

Формулируется цель урока: познакомиться с методами изучения природы.

Умение понимать смысл терминов:

наблюдение (описание и сравнение);

Обучающие определяют тему и цель урока.

Знакомство с методом «наблюдение»

1. Определить метод изучения природы. Учитель читает текст. «Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие».

2. Определение. Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

3. Учитель читает высказывания. На каком способе наблюдения предложены данные высказывания.

— Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.

— Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!

— У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.

4.Учитель предлагает картинки двух растений. Почему данные растения относят к одному роду «Клевер», но к разным видам: клевер луговой и клевер ползучий? На каком способе наблюдения сделаны ваши предположения.

Читайте также:  Природные ресурсы богатство нашей страны

5. Вывод: наблюдение-описание, сравнение.

6. Слайды: примеры наблюдения.

7. Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными? 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств

1.Определение метода «наблюдения».

5. Просмотр слайдов «Примеры наблюдения за живой природой»

Знакомство с методом «эксперимент»

1.Показ опыта. Опыт с магнитом. «Определите, какие тела магнит притягивает, а какие нет: железные опилки и сера». Какой метод был использован?

2.Определение. В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба».

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

Научное предположение: сера или железо притягивается к магниту? Почему?

Обучающие определяют метод.

В ясный солнечный денек (закрыть глаза)

Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).

Рассмотреть большой пенек (развести руками),

Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).

Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора), Опыт с ними проведем: Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)?

Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть)

Знакомство с методом «измерение»

1. Измерить длину ладони, температуру в учебном кабинете, вес школьного портфеля. Какой метод был использован?

2.Определение «Измерение» — масса, длина, давление, температура, объем, количество.

Измерениедлины. ладони, температуры в классе, вес портфеля. Определение метода

Знакомство с приборами для изучения живой природы

Показ слайдов «Приборы для изучения природы»

Запись приборов в тетрадь.

Закрепление нового материала:

Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.

• Лен цветет голубыми цветочками только до обеда.

• Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м.

• Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

Источник

Конспект урока в 5 классе по теме «Методы изучения природы»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока «Методы изучения природы»

  • Расширить представления учащихся о методах изучения природы.
  • Научить применять теоретические знания на практике.
  • Пробудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Воспитывать умение работать в группах.
  • Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2014;
  • компьютер;
  • презентация;
  • пластиковых стаканчиков;
  • луковицы .

— Здравствуйте, мои друзья! Я вновь рада вас видеть на нашем уроке. Давайте улыбнемся друг другу. Надеемся, что сегодня на нашем уроке удет интересно!

II. Актуализация опорных знаний

— Ребята, Вспомним изученный материал:

о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

6 учащихся приглашаются работать по карточкам. .

Читайте также:  Социальная природа форм внимания

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3.Игра «Живая-неживая природа» (учитель приводит примеры, учащиеся определяют к чему они относятся оъекты)

III. Мотивация и целеполагание

— Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект — к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Слайд 2. Метод (от греческого «методос» – путь исследования) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

— Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

— Итак, тема урока: «Методы изучения природы».

Запись числа и темы в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

— Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы.

(Одновременно демонстрация презентации.) Учитель дополняет материал.

— О каком первом методе вы сейчас узнали?

Рассказ учителя о сущности метода.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Это интересно: «Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.»

А как вы думаете с помощью каких приборов мы можем наблюдать за мелкими объектами или удаленными небесными телами?

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

— Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Итак, описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание , как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

— О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение , применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Читайте также:  Граб где растет природная зона

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

— Назовите еще один очень важный метод.

Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

— Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце?

Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

— Как называется последний метод, о котором вы узнали?

Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

— Итак, мы познакомились с основными методами изучения природы.

V. Физкультминутка Слайд 9.

— А теперь немного отдохнем.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. ( Поворот туловища).

Открыли глаза, и снова за дело!

  1. Параграф 3.
  2. Вопросы после параграфа (устно).
  3. Практическое задание : прорастить луковицу, наблюдая за ростом листьев и корней в течение двух недель. Наблюдения записывать в табличку.

Источник

Технологическая карта урока «Методы изучения природы» 5 класс

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формирование умения генерализовать идеи и определить средства, необходимые для их реализации, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации.

(метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; воспитание чувства гордости за страну, гуманизма, положительного отношения к труду, целеустремленности, формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное или демонстрационное оборудование.

Деятельность учащихся

Источник

Оцените статью