Тема урока поэзия природы

Открытый урок литературы в 8 классе «Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Эпиграф урока я выбрала неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами

  • Продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
  • Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов и узнаем каковы же будут ваши чувства после данного урока.
  • Будем работать в группах и учиться оценивать себя и своего одноклассника, воспитывать чувства прекрасного, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.

Поэзия родной природы в творчестве

А. Пушкина, М.Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова.

Каждому учащемуся раздается набор таких картинок, с помощью которых можно определить настроение ребенка в начале урока и в конце урока увидеть результат работы, изменилось настроение или нет.

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).

Ребята разделены на группы.

3. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа. Слайд 4

Вопрос 3 группе: Что привлекало поэтов в русской природе?

Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.

Вопрос группе № 4. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию.

Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.

Вопрос группе № 5 Какую еще роль играет природа в жизни человека?

Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

Читайте также:  Природно климатические условия кфх

расскажет нам о лирике Пушкина и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении. Остальные внимательно слушают, могут высказывать свое мнение.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.С.Пушкина»- Борисова Д.

-Выразительное чтение стихотворения «Цветы последние милей» — по желанию.

1.С какой порой связано это стихотворения? (Осень)

2.Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).

3. Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)

4.Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей?

5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

расскажет нам о лирике М.Ю. Лермонтова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике М.Ю Лермонтова »- Астанин Е

-Выразительное чтение стихотворения «Осень» — по желанию.

1.Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта?

2. Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)

2.Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?

3.Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?

4. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

расскажет нам о лирике Ф.И. Тютчева и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике Ф.И. Тютчева »- Ополев М.

-Выразительное чтение стихотворения «Осенний вечер» — по желанию.

1.Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?

2.Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая?

3. Какие выразительные средства использует Тютчев ? (эпитеты, олицетворение).

4. Можно ли сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?

5. Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени?

расскажет нам о лирике А.А.Фета и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.А Фета »- Прусаков А.

-Выразительное чтение стихотворения «Первый ландыш» — по желанию.

1.Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?

2.Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?

3.Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?

Читайте также:  Природные зоны подготовительная группа

расскажет нам о лирике А.Н. Майкова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.Н.Майкова »- Прусаков А.

-Выразительное чтение стихотворения «Поле зыблется цветами» — по желанию.

1. С какой порой связано это стихотворения? (Весна)

2.Каким чувством пронизаны строки?

3. Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?

4.Какие выразительные средства использует Майков?(метафоры, эпитеты)

5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

Вывод: Вот высказались все группы. Какой можно сделать вывод? Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы?

Ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. слайд 10

Пейзаж- (франц. paysage, от pays — «местность, страна»; лат. pagus — «село, деревня») — жанр или отдельное произведение искусства , предметом которого является изображение природы , ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.

Вывод : художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

Вот мы с вами сами прочитали стихи, поговорили о них, а теперь немного отдохнем, послушав. Как эти стихи читают актрисы Елена Габец и Алина Покровская.

Слушание стихов Лермонтов «Осень» слайд 11 , Тютчев «Осенний вечер» слайд 12 , Фет «Первый ландыш». Слайд 13

Красиво прочитаны стихи? Что вы представили, когда слушали их?

Какие выразительные средства использованы в текстах?

Сравнить выразительные средства языка во всех стихотворениях и сделать вывод, что же хотели показать авторы этих стихотворений, когда писали данные стихи.

Источник

Конспект урока «Поэзия природы»

Учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. Г. И. Беленького, «Мнемозина», 2009 г.

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Пушкина,Ф. И. Тютчева, А. Майкова и др.; формировать у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику.

— познакомить с пейзажными зарисовками русской поэзии

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

— закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;

— развивать навыки выразительного чтения;

— совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

— развивать память, внимание, творческие способности.

— привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских поэтов;

-воспитывать любовь и уважение к родной природе;

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

— передать красоту и музыкальность поэтической речи;

— пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

1. Вступительное слово учителя

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу. Об этом очень ярко сказал известный русский поэт 19 века К. Батюшков: «Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, Для сердца ты всего дороже!»

Читайте также:  Государственные природные заказники белгородской области

Картины природы запечатлены во множестве стихотворений. Звёздное небо, величественные горы и водопады, бескрайние степи и моря очаровывают поэтов. Они вслушиваются шум лесов и журчание ручья, в пение птиц и завывание ветра. Поэзия открывает нам красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи, рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека.

Природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников. Перед вами репродукции картин известных русских художников, запечатлевших на своих полотнах незабываемые моменты жизни русской природы.

У художника – краски, у писателя – живописца – слово. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть.

Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам.

1. А. С. Пушкин очень любил незамысловатую природу средней полосы России, особенно в осеннюю пору. Но сегодня мы прочитаем стих-е, посвящённое природе Кавказа. Вот что рассказал поэт о своём посещении этого удивительного края.

2. Учитель читает воспоминание Пушкина. Стр. 154

3. Чтение учеником стихотворения «Обвал»

Ф. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»

1. Выразительное чтение стихотворения.

А. Майков. Его детство прошло в деревне, в подмосковной усадьбе. Оно было вольное, радостное: летом дети ходили с отцом, академиком живописи, на рыбную ловлю, смотрели, как на лугу убирают душистое сено; осенью бегали в лесу по золотым листьям; зимой слушали нянины сказки и ждали весны, когда можно будет снова бежать в лес, в поле. Любовь к русской природе, зародившаяся в детстве, воплотилась в стихотворениях поэта. Они очаровывают точностью и конкретностью описаний, простотой и поэтичностью картин.

1. Выразительное чтение стих. «Пейзаж», «Ласточки»

Ребята, а вы любите природу? А как вы думаете, есть ли основания у природы любить нас, людей? Что современный человек делает с природой? Нуждается ли она в нашей защите?

Что вы сегодня узнали на уроке, что научились делать?

Над чем заставил задуматься вас урок литературы?

Д. з. стр. 162 – 165, выразит. чтение стихотворений, отвечать на вопросы.

Источник

Оцените статью