План-конспект урока-экскурсии «Природа осенью»
Цель: провести наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе, создание условий для формирования представлений у учащихся об основных признаках наступления этого времени года, обобщить знания детей о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой. развитие навыков ориентирования на местности.
1. Расширять знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц.
2. Развивать мыслительную и познавательную активность.
3. Развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.
4.Воспитывать бережное отношение к природе.
Создать условия для развития УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы, формулировать самому простые правила поведения в природе;
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД : сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться.
Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.
Форма урока: урок-экскурсия по пришкольной территории, по территории школьного участка.
Для проведения урока необходимо: карточки с заданиями, блокноты для фиксирования наблюдений, карандаши, ручка.
Место проведения: пришкольная территория, территория школьного участка.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за осенними изменениями природы, оценивать воздействие осенних изменений неживой природы на человека, растения, птиц, насекомых, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса;
метапредметные: уметь получать информацию из практической деятельности; быть толерантным к мнению одноклассников; уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
1.Организационный момент.
2.Самоопределение к деятельности.
Учитель читает стихотворение Алексея Плещеева.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
— О каком времени года стихотворение? (О осени)
— Сегодня на уроке мы пойдем на экскурсию, в гости к Осени.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на экскурсии?
— Осень пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, прогуляемся по территории нашего школьного участка, сада. Мы понаблюдаем, как изменилась природа с её приходом. С собой мы возьмем блокноты, ручки для того, чтобы записать наши наблюдения.
— Вот и пришла к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
Подготовка к экскурсии
(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, правила поведения на природе.)
— Давайте вспомним и повторим правила поведения на уроке-экскурсии? (В саду не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы)
-Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей)
(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то, что им предстоит на экскурсии)
1.Увидеть изменения, которые произошли в природе по сравнению с летом.
2.Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой, которая была летом.
3.Понаблюдать как изменились деревья, кустарники, цветы, трава.
4.Посмотреть, изменился ли внешний вид хвойных деревьев.
5.Обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения.
6.Выяснить как изменилась жизнь животных, птиц, насекомых.
7. Обратить внимание какие произошли изменения на школьном участке.
-Ребята, у нас будет 4 станции, каждая из которой имеет свое название. Мы будем фиксировать свои наблюдения и выполнять задания на карточках, которые я подготовила. (Дети работают в парах).
Станция «Неживая природа осенью»
Карточка №1. Изменения в неживой природе.
— Какая погода сегодня? Сравните ее с летней погодой.
— Чем отличается осеннее небо по цвету и облачности от летнего?
— Как светит солнце? Изменилась ли осенью высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?
Станция . «Деревья и кустарники осенью»
Карточка №2. Изменения деревьев и кустарников.
-Найдите хвойное дерево и скажите, изменилось ли оно по сравнению с летом. (Учащиеся находят дерево и зарисовывают его)
-Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились они с приходом осени?
-Рассмотрите листья на дереве и кустарнике. Как изменились они по сравнению с летом. (Дети зарисовывают осенние листья).
Станция «Птицы, насекомые осенью.»
Карточка №3 Изменения в жизни птиц и насекомых.
-Каких птиц вы видите, слышите во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом осени?
— Каким важным делом заняты птицы осенью? Что значит перелетные птицы?
— Какие насекомые нам встретились в осеннем саду? (Ученика находят и называют насекомых)
— Рассказ учителя о насекомых.( Паучата и паутина. У многих видов пауков к осени выходят из отложенных летом яиц крошечные паучата. Малыши не могли бы расселиться по лесу и полю, передвигаясь на своих маленьких ножках. Каждый паучок взбирается на стебелек и выпускает из брюшных паутинных бородавок струйку особой жидкости, быстро затвердевающей на воздухе в виде нити. Она становится все длиннее, ее подхватывает ветерок и поднимает вместе с паучком. Так как паучки очень легкие, они уносятся далеко от места своего рождения. По пути паутинка где-нибудь зацепится за ветку и оборвется, а паучок спустится на землю. К наступлению холодов он успеет заползти в расщелину коры, где и перезимует.
В осенью можно встретить массу божьих коровок, забившихся между хвоинками молодых сосенок, под камнями, в коре деревьев. Эти полезные жучки — истребители тлей слетелись сюда перед тем, как забраться под кору дерева или в трещины старых пней, где они в оцепенении проводят зиму.
Наблюдаемые осенью бабочки вывелись из куколок еще летом. Пока было тепло, они жили питаясь нектаром и опыляя цветковые растения. С наступлением холодов бабочки впадают в оцепенение, забиваются в трещины стволов, под кору. Не следует ловить и тем более уничтожать бабочек.)
(Дети зарисовывают насекомых)
-Наше путешествие подходит к концу и конечная станция называется
«Осенняя красота природы» (Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания. Ученики отчитываются о своих наблюдениях, делается коллективный вывод).
-Отправляемся обратно в путь! Сегодня вы для себя сделали много открытий, своими глазами увидели и понаблюдали за изменениями в живой и неживой природе. А главное увидели много нового и интересного.
4 .Подведение итогов урока
Этот этап проводится в школе. На доске составляется схема «Осенняя красота природы». На листах А4 обучающиеся иллюстрируют понравившийся момент экскурсии. Затем проводиться викторина на тему «Осень».
Источник
Конспект урока на тему «Природа осенью» (1 класс)
Тип: Урок-экскурсия
Подготовила: Шунькина Д.С.
Цель: Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.
· Образовательные : познакомить детей с понятием «окружающий мир»; расширить представление обучающихся о приметах осени ; формировать у детей понятия «живая и неживая природа» .
· Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, память, мышление, внимание, связную устную речь учащихся, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней природы.
· Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе, в малой группе.
Оборудование: опавшие листья разных деревьев, репродукции осенних пейзажей, стихотворения об осени, цветные мелки.
I. Организационный момент
— Ребята, прозвенел звонок, но сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Итак, мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.)
— Назначение старшего в классе, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.
— В каждой группе выберите командира, который будет отвечать за дисциплину, а группе.
II. Актуализация знаний
-Ребята, послушайте стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
— О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)
-Вот сегодня наш урок-экскурсия посвящается осени. Тема нашего урока «Золотая осень».
III. Работа по теме урока
— Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)
-А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют.)
— А что из того, что вы перечислили сделано руками человека? (Дети перечисляют.)
А что создано природой? (Называют.)
— Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая».
-Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.
(Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)
-А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. (Доказывают.)
-Посмотрите на небо. Что мы видим? (облака, солнце) Они живые? (Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается.)
-Вот мы и определили признаки живого и неживого.
-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.
-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе.
(солнце, облака, камень, песок, ветер).
— Итак, природа бывает «живая» и «неживая».
Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Осень.)
— Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая.
Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)
— А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы.)
— А как изменилась жизнь людей с приходом осени? ( Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)
IV. Физкультминутка.
— Посмотрите, какие деревья растут в нашем дворе?
Например (дуб, березы, клен, яблони, ясень…)
V. Дидактическая игра «Угадай дерево».
-А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).
-А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)
— Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.
-Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.
-Какого цвета? (дети рассматривают опавшие листья, называя их цвета).
-Природа осенью необычайно красива. Многие поэты и художники воспевают эту красоту. Мы много читали и заучивали стихотворений об осени. Вспомните. (Если дети затрудняются, учитель читает заранее подготовленные стихотворения). Авторы называют осень золотой, багряной, прекрасной…
— Как и поэты, художники, тоже восхищаются осенней природой. Посмотрите, какие замечательные картины пишут художники (дети рассматривают репродукции,картины художников).
VI. Практическая работа
-Теперь, я хочу, чтобы вы тоже стали художниками, и нарисовали осенние деревья. Показали всю красоту осенней природы.
Для этого вы были поделены на 3 группы (дети под руководством учителя рисуют на асфальте выбранные деревья).
-После того, как вы нарисуете мы выберем лучший рисунок группы.
-Ребята, что же нового вы узнали сегодня на уроке-экскурсии? (ответы детей).
-Мы рассматривали то, что нас окружает. Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)
-Какая бывает природа? (живая и неживая).
-Вспомните признаки живой природы, приведите примеры.
-Вспомните признаки неживой природы, приведите примеры.
-Как же меняется природа с приходом осени?
— Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы. А сейчас мы отправляемся в класс. (Организованно возвращаемся в школу).
Источник