Урок окружающего мира в 1 классе «Природа»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель и задачи : формировать представление о том, что такое природа; научить различать объекты природы и предметы, созданные человеком.
Предметные: учащиеся научатся различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры; научатся оценивать своё отношение к окружающему миру
Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности; формирование мотивации внимательного активного ученика, интереса к новому; получат возможность научиться работать в паре.
Метапредметные: учащиеся получат возможность понимать, принимать и сохранять учебную задачу; узнавать объекты, сравнивать и классифицировать; получат возможность научиться строить свои речевые высказывания; слушать собеседника , отвечать на вопросы учителя и оценивать свои достижения.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир. 1 класс», одноимённая рабочая тетрадь, презентация к уроку; карточки-картинки предметов окружающего мира;
Характеристика деятельности учащихся
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, (СЛАЙД № 2)
Тихо сели, спинки – прямо. (СЛАЙД № 2)
Вижу: класс наш — хоть куда.
Приводить примеры природных объектов. Различать растения и животных. Оформлять свои мысли в устной речи. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия необходимые для жизни растений и животных. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности.
— Вспомним, как называется наш новый предмет?
— Как вы понимаете эти слова «окружающий мир»?
(всё, что нас окружает) (СЛАЙД № 3)
— Перечислите помощников на уроках окружающего мира. (учебник, рабочая тетрадь, условные знаки в учебнике и тетради)
— Встаньте те, кто обернул свой учебник и тетрадь.
— Поднимите вверх руку те ребята, кто прикрепил закладку к учебнику и тетради.
Рассуждения, ответы на вопросы учителя, воспроизведение материала прошлого урока
Приятно, что у нас в классе такие аккуратные и заботливые об учебниках ребята.
Осознание бережного отношения к учебным пособиям
3. Самоопределение темы урока. (СЛАЙД № 4)
Он сети, как рыбак, готовит.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук,
Как зовут его — …
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? .
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
— Прочитав первые буквы отгадок, можно узнать тему нашего урока. Попробуйте.
Источник
Урок по окружающему миру на тему «Природа»
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверни ее святынь.
Учитель. Ребята, какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О природе.)
Учитель. Правильно, тема нашего урока “Природа”. Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и ее значение в жизни человека.
II. Работа по теме “Разнообразие природы и ее классификация”.
Учитель. Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
На экране высвечиваются картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.
Учитель. Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека? (Убираются рукотворные объекты.)
– Прочитайте название оставшихся объектов природы (дождь, цветы, лиса и т.д.).
– На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)
– Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера.
Живая природа | Неживая природа |
Учитель. Ребята, чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа или организмы живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства, умирают.)
Учитель. Есть особая наука, которая изучает живую природу и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов “биос” – жизнь “лотос” – наука.
В природе все живое ученые биологи разделили на волшебные царства.
Придумайте и назовите объекты данных царств. (Ответы детей.)
Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (Выслушиваются ответы детей.)
Учитель. Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только с помощью микроскопа – увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5-м классе.
С целью закрепления материала ребята выполняют задание в рабочей тетради № 1, 2 стр. 4.
IV. Физкультминутка: “Живое и неживое”.
Учитель называет слово, если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, то дети выполняют приседания и т.д.
V. Беседа “Значение природы для людей”.
Учитель. К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)
– А задумывались ли вы, ребята, над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес. мы видим таблички “Берегите лес!” (Ответы детей.).
– Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса-пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится нам, живущим на нашей планете. Почему? (Выслушиваются ответы детей.) Сделайте вывод. Природа – это источник чего? (Высвечивается схема.)
- Природа-источник воздуха, пищи, воды.
- Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают? (Он нам нравится.) Значит это источник красоты.
- Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища-все это залог здоровья.
- Придя в лес, вы увидели надломленную ветку дерева. Как поступите? (Подвяжу ветку.) После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из-под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете? (Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные баки.) Доброе отзывчивое отношение к природе – это источник чего? (Доброты.)
- Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. И этот источник природы называется познание.
- Не только красота, доброта, познание окружают нас, но и то, что мы создаем, является источником материалов для хозяйственной деятельности.
Прекрасен мир живой природы, а люди-часть его. Нам надо сообща беречь, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, ни жизни. Один человек оставляет в лесу след, сто человек тропу, а тысяча – пустыню.
Природа удивительно разнообразна. Ее делят на живую и неживую. Живую природу делят на царства: растений, животных, грибов, бактерий. В природе все взаимосвязано. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.
VII. Домашнее задание. Прочитать в учебнике текст (стр. 4–9), ответить на вопросы, выполнить работу в тетради стр. 5.
Источник
Конспект урока окружающего мира по теме: » Природа».
Тема урока: Природа. Разнообразие природы.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Технология урока: личностно-ориентированного обучения
Цели урока: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
- Закрепить знания о природе живой и неживой.
- Формировать коммуникативные умения учащихся.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Определить значение природы для человека.
- знать особенности живой и неживой природы;
- уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы;
- сравнивать и сопоставлять живую и неживую природу;
- выявлять признаки сходства и различия;
- умение применять имеющие знания в определённой ситуации, структурирование знаний из личного опыта;
- работа с дополнительными источниками информации;
- формировать интеллектуальные умения (рассуждение, сравнение, умение делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую
- развивать навыки самооценивания;
- применять эффективные способы решения познавательных задач
- формировать аргументировать и отстаивать своё мнения;
- уметь планировать совместную деятельность;
- слушать и слышать учителя;
- оценивать свою деятельность на уроке
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать самостоятельность;
- воспитывать у детей бережное отношение к природ
- Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть .
- Мультимедийная презентация урока
- Приветствие.
- Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока
- Правильно, тема нашего урока: «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека).
- Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?
- Прочитайте названия объектов природы (радуга, дуб, медведь, глина)
- Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая )
- Прочитаем первый абзац текста учебника на с. 6.
- Назовите объекты природы, которые относятся к живой природе.( бабочка, трава, муравьи).
- Что отнесём к неживой природе? (солнце, звёзды, небо, океан).
- Как отличить живую природу от неживой?
- Продолжим читать текст на стр. 7учебника и найдем ответ на этот вопрос.
- Какой вывод вы сделали?
- Как называется наука, которая изучает живую природу? ( биология).
- Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой? (Человек относится к живой природе).
- Человек — часть живой природы.
- Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать.
- Посмотрите на осенний букет.
- Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам).
- Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы).
- Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).
- А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось? (Радости, восторга).
- Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).
- Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.
- Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость открытий).
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 .
- А теперь неживой.
- Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).
- Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».
- Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» — малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.
Источник