Конспект урока ФГОС «Природные сообщества»
o убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.
o научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
o научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
o развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;
o развивать учебно-организационных уменийя: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
o способствовать развитию коммуникативности.
o формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
o формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
o развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.
o формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
o прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
· Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.
o Перцептивный аспект (аспект восприятия):
o Гностический аспект (познание):
§ эвристические (частично – поисковый) методы.
o Логический аспект (мыслит. операции при подаче и усвоении уч. матер.):
§ дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация.
o Управленческий аспект (степень самостоятельности ученика):
· Стимулирования и мотивации учебной деятельности.
o Стимулирование и мотивация долга и ответственности:
§ использование заданий для самоконтроля, поощрение.
o Стимулирование и мотивация познавательного интереса:
§ создание ситуации успеха, неожиданность, проблемный вопрос, новизна.
· Контроль и самоконтроль учебной деятельности:
o письменные (программированный контроль).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, термины, конспект-тетрадь.
· ученик – литературный источник (конспект) – Приложение 2 ;
· ученик – ученик (работа в парах).
Каналы восприятия: визуальный, аудиальный.
Уровень усвоения ЗУН, на который планирую вывести класс: на V уровень (по Бабанскому) – перенос ЗУН в новые ситуации.
Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.
I. Организационный этап
а) Вступление – приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!
б) Озвучивание темы. ( Приложение 1 – презентация Power Point)
СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества. Экосистема.
в) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
а) Постановка проблемного вопроса.
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
СЛАЙД 2: Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут конспекты, которые я попрошу разместить перед собой.
СЛАЙД 3–6: Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.
СЛАЙД 7: Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно
· Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок
· Лягушка, аист – болото, вода
· Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.
СЛАЙД 8: Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,
– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это:БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо.
СЛАЙД 9: Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!
СЛАЙД 10: Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)
Значит живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Котенок нам напоминает о том, что мы должны продолжить запись в тетради.
Взаимоотношения делятся на три вида: «+», «–» и «0».
Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.
СЛАЙД 11: приведите примеры, глядя на экран – разных типов взаимоотношений («+»: забота о потомстве, проживание в стае; «–»: паразитизм, хищничество, уничтожение растений).
СЛАЙД 12: Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в конспекте!
Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.
СЛАЙД 13: Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный создан? ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный – создан ЧЕЛОВЕКОМ.
СЛАЙД 14: А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Заполните в конспекте пробелы.
Посмотрим, что у вас получилось. (2–3 пары)
СЛАЙД 15: Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!
СЛАЙД 16: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему?(Природное сообщество входит в состав экосистемы.)
IV. Этап закрепления знаний
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.
СЛАЙД 17: Игра называется “Кто лишний7”: в тетради поставьте в столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить номер лишнего понятия. Работаем самостоятельно. Готовы?
· № 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;
· № 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;
· № 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;
· № 4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.
· № 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 — болото
· № 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 — арктика
· № 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)
· № 4: ? 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.
– Поднимите руки – у кого не было ни одной ошибки. Умницы! Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок у нас сегодня нет.
И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и используя его, выберите одно задание из трех – на выбор:
1. Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
2. Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ — луг, поле, болото, река.
– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
1. Больше всего мне понравилось …
2. Сегодня я понял (а), что думать …
3. Главным на уроке для меня было …
– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.
Источник