Конспект урока по окружающему миру на тему » Живая и неживая природа» (2 класс)
Цель урока: сформировать элементарные представления о живой и неживой природе.
1. Предметные: Узнать о признаках и научиться различать объекты живой и неживой природы. Понимать и называть связи между живой и неживой природой.
Познавательные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности.
Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные: высказывать своё предположение; развитие речи при пояснении своего ответа.
3. Личностные: развитие эмоционального сопереживания, ответственности при работе в парах и группе; осознание потребности бережного отношение к природе.
Средства обучения: учебники и учебные пособия: Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. 2 класс. М.: Просвещение. Рабочая тетрадь к учебнику. 2 класс.
1. Организационный момент. Учитель читает стихотворение:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Ты улыбкой сумей поделиться
2. Мотивация учебной деятельности
Ребята, я пришла к вам не одна, а с зайкой. Он очень хочет обратиться к вам за помощью.
Зайка: Здравствуйте, ребята, в нашем лесу поселился страшный колдун, он сказал, что все вокруг должно замереть, никто не будет летать, прыгать, бегать. Всё вокруг будет неподвижным до тех пор, пока кто – то не снимет злые чары. Чтобы расколдовать наш лес нужно выполнить несколько заданий.
Учитель: Ребята, вы готовы помочь зайке и его друзьям?
За каждый верный ответ на каждое задание вы берёте со стола один волшебный смайлик. Ваши знания и старательность помогут спасти природу.
3.Актуализация опорных знаний
А что же такое природа? Для этого нам нужно вспомнить, что такое окружающий мир или окружающая среда.
Первое задание и первая подсказка. Учитель читает стихотворение.
Всё – от старой сосны у забора
Рвать чернику люблю в лесу,
Ребята, что называется окружающей средой или окружающим миром?
Вторая подсказка: Посмотрите на картину Аркадия Пластова «Первый снег» и назовите, что из окружающего мира относится к рукотворному миру?
Третья подсказка: Как вы думаете, что на этой картине относится к природе?
Давайте обобщим выше сказанное и найдём правильное определение природы с помощью небольшого теста…
а) Природой называется все то, что окружает человека.
б) Природой называется все то, что сделано руками человека.
в) Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.
(Кто правильно ответил, тот берёт 1 волшебный смайлик).
4. Сообщение темы урока и учебной задачи
Итак, природа — это тема сегодняшнего урока. Сама природа ставит перед нами вторую задачку: посмотрите на экран и подумайте, почему объекты природы разделены на две группы?
(Ответы детей: Природа бывает живая и неживая).
Мы уточнили тему нашего урока «Живая и неживая природа».
Ребята, что мы должны узнать, чтобы понять, какие объекты природы можно отнести к живой, а какие к неживой природе? (Как можно понять, например, цветок относится к живой или неживой природе? Правильно, ему для жизни нужна вода). Вы назвали один из признаков живой природы. Но этих признаков несколько.
5. Первичное восприятие и осмысление нового материала
Давайте посмотрим на экран и запомним все главные признаки, по которым можно определить, относится объект к живой или неживой природе. (Видеофрагмент «Домашняя школа»).
1. Движение. 2.Рост. 3.Питание. 4. Дыхание. 5. Размножение. 6. Смерть.
Учитель показывает обучающимся морскую звезду и иллюстрацию звезды (ночное небо). Теперь вы без труда определите, какая из звёзд является живой? (Правильно — морская). Передавайте морскую звезду из рук в руки и объясните, почему вы так считаете?
Итак, объекты живой природы дышат, питаются, передвигаются, растут, размножаются, умирают.
(За правильный ответ на второе задание берёте ещё 1 волшебный смайлик).
Теперь, ребята, давайте покажем зайке, что вы хорошо усвоили эту тему, чтобы он не сомневался в том, что вы можете расколдовать его лес.
1. Разложите предметы из зайкиной корзинки на 2 группы: живые и неживые (солнышко, вода, камень; дерево, морковка, колоски).
2. Посмотрите на картину И.Левитана «Золотая осень» и назовите, что на картине относится к живой, а что к неживой природе?
3. Цепочка с лишним звеном. Вычеркните лишнее слово. Составьте свою цепочку объектов живой или неживой природы (задание из рабочей тетради).
(За работу в парах за третье задание берёте 1 смайлик).
Вы хорошо справились с заданиями и зайкин лес начал оживать. Давайте представим, кого из живых существ мы можем встретить, гуляя по лесу. Выходим из-за парт на физкультминутку. (Дети выполняют движения под стихотворение).
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой.
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладём.
Зайчик быстро скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – ребятишки.
Продолжение усвоения новых знаний в группах. Задание 4.
Теперь, ребята, разделитесь на две группы. Зайка спрашивает у вас, а может ли живая природа существовать без неживой? Обсудите этот вопрос в группах. Ваша задача понять, существует ли связь между живой и неживой природой. Если эта связь есть, то в чём она выражается. Назовите по три примера от группы.
(Ответы: Связь между живой и неживой природой существует и выражается в том, что для живых организмов необходимы солнце, вода, воздух).
(За выполненное четвёртое задание в группе берёте 1 смайлик).
Ребята, а какая природа живая или неживая нужна человеку? Почему? Человек может жить только благодаря природе — живой и неживой, потому что человек является частью природы! Человек и только человек может сохранить красоту окружающего нас мира.
«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину». Это слова русского писателя Михаила Михайловича Пришвина.
Ребята, а что значит охранять природу? (Ответы: не мусорить в лесу, кормить птиц зимой, помогать и лечить больных животных, не ломать деревья, не шуметь в лесу, не разжигать костры, закрывать кран с водой и выключать свет и т. д.).
(За выполненное пятое задание вы берёте 1 смайлик).
Стихотворение «Моя родина»
Вот на земле огромный дом
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Живут в нем птицы и цветы,
Живешь в том доме светлом ты
Ребята, вы справились со всеми заданиями и смогли расколдовать лес, где живёт наш зайка и всю природу! Ребята, кому из ваших одноклассников можно вручить дополнительный смайлик за активность и интересные ответы на уроке? Теперь подсчитайте смайлики. Ваши смайлики и ваши знания придадут дополнительные силы природе. Выставление оценок.
Ребята, наша малая родина, Омская область, богата своей удивительной и разнообразной природой.
5. Домашнее задание на выбор:
1. « Микрофон»- краткое сообщение на тему: Зачем нужно охранять природу?
2. Картинная галерея: Рисунки на тему « Растения и животные Омской области, занесенные в Красную книгу».
На столах лежат листочки красного, желтого и зеленого цветов. Каждый обучающийся выбирает один листочек, выходит к доске и прикрепляет на веточку дерева.
Зелёный листочек — мне было интересно на уроке, я легко справился со всеми заданиями.
Желтый – мне было не всё понятно на уроке, я выполнял задания, но были сомнения
Красный — мне было трудно, я не смог выполнить задания урока
Источник