Тема зимующие птицы словарь

Рекомендации для родителей. Лексическая тема «Зимующие птицы»
материал (средняя группа)

Словарь: Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест; птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья…

Прилагательные: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…

Глаголы: высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, мастерить.

  • Формировать активный словарь ребенка.
  • Формировать представления о зимующих птицах.
  • Развивать речь, мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Д\И: «Назови ласково»

Птица — птичка Синица — синичка
Снегирь – снегирёк Сова – совушка
Воробей – воробушек Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко Хвост – хвостик и т.д.

Чтение художественной литературы: А. Блок «Ворона», В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев», В. Бианки «Сова», Г. Скребицкий «На лесной полянке», Г. Скребицкий,

В. Чаплина «Появились синички», Е. Чарушин «Воробей», И. Соколов – Микитов «Глухари», М. Горький «Воробьишко», М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички», С. Алексеев «Снегирь»

Выучить наизусть: «Синицы»

Чем же будем мы кормиться?

Что ваш друг живет в станице:

Источник

Лексическая тема «Зимующие птицы»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.

Рассказать, где они живут и чем питаются; Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.

Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, клюв, лапки, когти, гребень, бородка, крылья, перья, пух, санитар.

Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать, ворковать, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные: зимующие, нежный (пух), грубые (перья), красногрудый (снегирь), перелетные (птицы).

Наречия: высоко – низко, далеко – близко, громко – тихо.

Один – много. (образование множественного числа существительных): ворона – вороны, снегирь — . , галка — . , воробей — .

Назови ласково. (упражнение в словообразовании):

воробей — воробушек, воробьишко; галка — . , снегирь — . , синица — . .

Счет птиц. (закрепление согласования числительных с существительными)

Читайте также:  Внутри торта птичье молоко

Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.

Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;

первый голубь, второй голубь, . , пятый голубь.

Кто как голос подает? (образование глаголов)

Ворона — «кар-кар» — она каркает,

Подбери признак. (согласование существительных с прилагательными)

ворона (какая?) — . , голубь (какой?) — . , снегирь (какой?) — . ,синица(какая?)

Угадай птицу по описанию . Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

Сравни птиц с людьми и животными.

у человека — дети, а у птицы — птенцы. у животных — шерсть, а у птиц — .

У человека — нос, а у птицы — . у кошки — лапы, а птицы- .

Черный ворона — черная ворона. Снегирь клевала хлеб. — .

Белый сова — Сорока сидел_ на заборе. — .

Серое голубь — Ворона чирикала на солнышке. — .

Составить описательные загадки о зимующих птицах.

Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….

Четвертый лишний. Синица, воробей, грач, снегирь.

Снегирь, синица, кормушка, голубь.

Дятел, щегол, свиристель, барсук.

Пересказ рассказа «Кормушка».

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Подобрать родственные слова.

Корм — кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).

Какое слово не подходит?Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

Сова, совушка, совет, совята, совиный.

Большие пальчики – вверх (ушки),

указательные пальцы вместе:

они выставлены на вас (нос).

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Изобразить птиц в морозный день. «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.

Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.

Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

Читайте также:  Интерфейс продавца большая птица

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тддтдд-тдд».

Развитие речевого дыхания и голоса.

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить».

Снегирь: «Фью-фЬю-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е».

Развитие слухового внимания.

Птички — невелички. Прочитайте рифмовку:

Синичка, синичка, воробью сестричка:

Воробей – воришка залез в амбаришко:

Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:

Если ты услышишь песенку синички, то «летай» по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: «Тук-тук-тук», то «клюй» зернышко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.

Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.

Накормим птиц. Дайте ребенку картинки с изображением голубя и карандаши и скажите, что к нему прилетел голубь, ему холодно и голодно зимой, поэтому ему надо помочь, накормить. Нарисуй столько зернышек, сколько раз я хлопну. Хлопайте в ладоши, а на каждый хлопок ребенок рисует перед голубем одно зернышко.

Дятел. Постучите (под столом, так чтобы ребенок не видел). Это стучит дятел, лечит больное дерево. Он построит в дереве себе гнездо. А как называется гнездо дятла?» Дятел выведет в дупле птенчиков. Сейчас мы превратимся в птенцов и постучим, как большой дятел, слушай внимательно и повторяй за дятлом». Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами. (//**, /**/, **//, /***, ***/.)

Выучите и отгадайте загадки с детьми.

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Источник

лексический материал по теме » Зимующие птицы»
картотека по развитию речи (старшая группа)

Предметный: все названия птиц, кормушка, гнездо, корм, скворечник, яйцо, птенец, стая, белобока.

Глагольный: порхать, трещать, ухать, кормить, добывать, ловить, стучать, вить, виться, куковать, выводить, нахохлиться, парить, курлыкать, нестись, чирикать, щебетать.

Признаков: юркий, зимующие, длиннокрылый, короткохвостый, перелётные, красногрудый, драчливый, шустрый, голосистый, звонкий.

Ворона — вороны — много ворон. Воробей — воробьи — много воробьев. Голубь — голуби — много голубей. Сорока — сороки — много сорок. Снегирь — снегири — много снегирей. Синица — синицы — много синиц. Сова — совы — много сов. Кормушка — кормушки — много кормушек.

Воробей — воробушек. Голубь — голубок. Клюв — клювик. Синица — синичка. Снегирь — снегирек. Птенец — птенчик.

В окно залетела (кто?) синичка. Дети увидели (кого?) синичку. Они насыпали корм (кому?) синичке. Дети любовались (кем?) синичкой. Они заботились (о ком?) о синичке.

Воробей (какой?) драчливый, веселый, шустрый, скромный.

Синица (какая?) маленькая, шустрая, веселая, желтогрудая.

Воробей чирикает Сова ухает. Ворона каркает. Голубь воркует. Сорока стрекочет.

(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Зимующие птицы — это те птицы, которые не улетают в теплые края, а зимуют с нами.

Читайте также:  Геншин импакт статуя птицы

Порхать — вылетать с укрытия, летать рывками вверх-вниз.

Добывать — находить еду в трудных условиях.

Перелётные птицы – те птицы, которые на зиму улетают в другие края.

1. Издавать беспрерывный треск.

2. Говорить много, быстро, без умолку говорить.

Добывать –Получать в результате охоты, промысла.

Вить гнездо – строить гнездо из тонких прутьев и веток от деревьев.

Виться в небе – легко летать, кружась, кружиться.

Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья и втягивая голову.

Парить –держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях.

Курлыкать – издавать звуки, похожие на «курлы».

Нестись( курица несётся) – класть яйца.

Скворечник –помещение для скворцов в виде ящика с отверстием, укрепленного на высоком шесте или на дереве.

Кормушка –приспособление, в которое закладывается корм для птиц.

Стая – группа птиц одного вида, держащихся вместе .

Сорока-белобока –птица, имеющая белые бока.

Драчливый воробей –склонный к дракам, любящий драться.

1) Обладающий сильным, звучным

голосом.
2) Громкий, звонкий.

Шустрый – бойкий, подвижный, ловкий, проворный.

Короткохвостый – имеющий короткий хвост.

Длиннокрылый – имеющий длинные крылья.

Красногрудый – имеющий грудь красного цвета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.

Лексико-грамматический материал по теме : » Зимующие птицы» в схемах и таблицах

способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее наглядным и компактным.

Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» по лексической теме «Зимующие птицы»

Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема «Зимующие птицы»)Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными. .

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Перелетные птицы весной».

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Презентация для детей по закреплению лексического материала по теме «Зима. Зимние месяцы»

Презентация позволяет в игровой форме с использованием информационно-коммуникативных технологий закрепить представления старших дошкольников об основных признаках зимы, о поведении животных, птиц в зи.

материал по теме «зимующие птицы»

собраны стихи, подвижные игры, пальчиковые игры, раскраски, а также картины художников по теме «зимующие птицы». Рисунки пришлось максимально сжать, так как максимальный размер файла должен .

Домашнее задание для родителей: закрепление материала по теме «Зимующие птицы»

Здесь представлен материал длуя работы родителей с детьми по усвоению словаря и расширению представлений об окружающем мире на тему «Зимующие птицы&quot.

Источник

Оцените статью