- Рекомендации для родителей. Лексическая тема «Зимующие птицы» материал (средняя группа)
- Лексическая тема «Зимующие птицы» учебно-методический материал (старшая группа) на тему
- лексический материал по теме » Зимующие птицы» картотека по развитию речи (старшая группа)
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей. Лексическая тема «Зимующие птицы»
материал (средняя группа)
Словарь: Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест; птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья…
Прилагательные: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…
Глаголы: высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, мастерить.
- Формировать активный словарь ребенка.
- Формировать представления о зимующих птицах.
- Развивать речь, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Д\И: «Назови ласково»
Птица — птичка Синица — синичка
Снегирь – снегирёк Сова – совушка
Воробей – воробушек Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко Хвост – хвостик и т.д.
Чтение художественной литературы: А. Блок «Ворона», В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев», В. Бианки «Сова», Г. Скребицкий «На лесной полянке», Г. Скребицкий,
В. Чаплина «Появились синички», Е. Чарушин «Воробей», И. Соколов – Микитов «Глухари», М. Горький «Воробьишко», М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички», С. Алексеев «Снегирь»
Выучить наизусть: «Синицы»
Чем же будем мы кормиться?
Что ваш друг живет в станице:
Источник
Лексическая тема «Зимующие птицы»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.
Рассказать, где они живут и чем питаются; Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.
Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, клюв, лапки, когти, гребень, бородка, крылья, перья, пух, санитар.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать, ворковать, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: зимующие, нежный (пух), грубые (перья), красногрудый (снегирь), перелетные (птицы).
Наречия: высоко – низко, далеко – близко, громко – тихо.
Один – много. (образование множественного числа существительных): ворона – вороны, снегирь — . , галка — . , воробей — .
Назови ласково. (упражнение в словообразовании):
воробей — воробушек, воробьишко; галка — . , снегирь — . , синица — . .
Счет птиц. (закрепление согласования числительных с существительными)
Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;
первый голубь, второй голубь, . , пятый голубь.
Кто как голос подает? (образование глаголов)
Ворона — «кар-кар» — она каркает,
Подбери признак. (согласование существительных с прилагательными)
ворона (какая?) — . , голубь (какой?) — . , снегирь (какой?) — . ,синица(какая?)
Угадай птицу по описанию . Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
Сравни птиц с людьми и животными.
у человека — дети, а у птицы — птенцы. у животных — шерсть, а у птиц — .
У человека — нос, а у птицы — . у кошки — лапы, а птицы- .
Черный ворона — черная ворона. Снегирь клевала хлеб. — .
Белый сова — Сорока сидел_ на заборе. — .
Серое голубь — Ворона чирикала на солнышке. — .
Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….
Четвертый лишний. Синица, воробей, грач, снегирь.
Снегирь, синица, кормушка, голубь.
Дятел, щегол, свиристель, барсук.
Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Подобрать родственные слова.
Корм — кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Какое слово не подходит?Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.
Сова, совушка, совет, совята, совиный.
Большие пальчики – вверх (ушки),
указательные пальцы вместе:
они выставлены на вас (нос).
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.
Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Изобразить птиц в морозный день. «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.
Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тддтдд-тдд».
Развитие речевого дыхания и голоса.
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить».
Снегирь: «Фью-фЬю-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е».
Развитие слухового внимания.
Птички — невелички. Прочитайте рифмовку:
Синичка, синичка, воробью сестричка:
Воробей – воришка залез в амбаришко:
Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:
Если ты услышишь песенку синички, то «летай» по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: «Тук-тук-тук», то «клюй» зернышко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.
Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.
Накормим птиц. Дайте ребенку картинки с изображением голубя и карандаши и скажите, что к нему прилетел голубь, ему холодно и голодно зимой, поэтому ему надо помочь, накормить. Нарисуй столько зернышек, сколько раз я хлопну. Хлопайте в ладоши, а на каждый хлопок ребенок рисует перед голубем одно зернышко.
Дятел. Постучите (под столом, так чтобы ребенок не видел). Это стучит дятел, лечит больное дерево. Он построит в дереве себе гнездо. А как называется гнездо дятла?» Дятел выведет в дупле птенчиков. Сейчас мы превратимся в птенцов и постучим, как большой дятел, слушай внимательно и повторяй за дятлом». Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами. (//**, /**/, **//, /***, ***/.)
Выучите и отгадайте загадки с детьми.
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Источник
лексический материал по теме » Зимующие птицы»
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предметный: все названия птиц, кормушка, гнездо, корм, скворечник, яйцо, птенец, стая, белобока.
Глагольный: порхать, трещать, ухать, кормить, добывать, ловить, стучать, вить, виться, куковать, выводить, нахохлиться, парить, курлыкать, нестись, чирикать, щебетать.
Признаков: юркий, зимующие, длиннокрылый, короткохвостый, перелётные, красногрудый, драчливый, шустрый, голосистый, звонкий.
Ворона — вороны — много ворон. Воробей — воробьи — много воробьев. Голубь — голуби — много голубей. Сорока — сороки — много сорок. Снегирь — снегири — много снегирей. Синица — синицы — много синиц. Сова — совы — много сов. Кормушка — кормушки — много кормушек.
Воробей — воробушек. Голубь — голубок. Клюв — клювик. Синица — синичка. Снегирь — снегирек. Птенец — птенчик.
В окно залетела (кто?) синичка. Дети увидели (кого?) синичку. Они насыпали корм (кому?) синичке. Дети любовались (кем?) синичкой. Они заботились (о ком?) о синичке.
Воробей (какой?) драчливый, веселый, шустрый, скромный.
Синица (какая?) маленькая, шустрая, веселая, желтогрудая.
Воробей чирикает Сова ухает. Ворона каркает. Голубь воркует. Сорока стрекочет.
(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки.)
Зимующие птицы — это те птицы, которые не улетают в теплые края, а зимуют с нами.
Порхать — вылетать с укрытия, летать рывками вверх-вниз.
Добывать — находить еду в трудных условиях.
Перелётные птицы – те птицы, которые на зиму улетают в другие края.
1. Издавать беспрерывный треск.
2. Говорить много, быстро, без умолку говорить.
Добывать –Получать в результате охоты, промысла.
Вить гнездо – строить гнездо из тонких прутьев и веток от деревьев.
Виться в небе – легко летать, кружась, кружиться.
Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья и втягивая голову.
Парить –держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях.
Курлыкать – издавать звуки, похожие на «курлы».
Нестись( курица несётся) – класть яйца.
Скворечник –помещение для скворцов в виде ящика с отверстием, укрепленного на высоком шесте или на дереве.
Кормушка –приспособление, в которое закладывается корм для птиц.
Стая – группа птиц одного вида, держащихся вместе .
Сорока-белобока –птица, имеющая белые бока.
Драчливый воробей –склонный к дракам, любящий драться.
1) Обладающий сильным, звучным
голосом.
2) Громкий, звонкий.
Шустрый – бойкий, подвижный, ловкий, проворный.
Короткохвостый – имеющий короткий хвост.
Длиннокрылый – имеющий длинные крылья.
Красногрудый – имеющий грудь красного цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.
Лексико-грамматический материал по теме : » Зимующие птицы» в схемах и таблицах
способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее наглядным и компактным.
Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» по лексической теме «Зимующие птицы»
Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема «Зимующие птицы»)Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными. .
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Перелетные птицы весной».
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Презентация для детей по закреплению лексического материала по теме «Зима. Зимние месяцы»
Презентация позволяет в игровой форме с использованием информационно-коммуникативных технологий закрепить представления старших дошкольников об основных признаках зимы, о поведении животных, птиц в зи.
материал по теме «зимующие птицы»
собраны стихи, подвижные игры, пальчиковые игры, раскраски, а также картины художников по теме «зимующие птицы». Рисунки пришлось максимально сжать, так как максимальный размер файла должен .
Домашнее задание для родителей: закрепление материала по теме «Зимующие птицы»
Здесь представлен материал длуя работы родителей с детьми по усвоению словаря и расширению представлений об окружающем мире на тему «Зимующие птицы".
Источник