Теоретические обоснования природы индивидуальных различий

Происхождение индивидуальных различий

Индивидуальные психологические различия – это особенности психических процессов, состояний и свойств, которые отличают людей друг от друга. Индивидуальные различия являются объектом исследования дифференциальной психологии.

Теория психофизиологической основы происхождения индивидуальных различий

Сущность теории психофизиологической основы происхождения индивидуальных различий состоит в том, что индивидуальные различия ученые связывали с различиями в свойствах нервной системы. Еще Павлов И. П. рассматривал такие свойства нервных процессов возбуждения и торможения, как силу, подвижность, уравновешенность.

Сила нервной системы способна отражать рамки работоспособности клеток коры головного мозга. Она включает их способность выдерживать либо чрезмерно сильное, либо длительно действующее возбуждение, не переходя в процесс торможения.

Подвижность представляет собой свойство нервной системы, показывающее способность проявлять быструю реакцию на изменения окружающей среды.

Уравновешенность является свойством нервной системы, показывающим баланс процессов возбуждения и торможения.

На основе рассмотренных свойств нервных процессов, Павлов выделил четыре базовых типа нервной системы. Они включают:

  • Живой тип (сильный, уравновешенный, подвижный);
  • Медлительный и спокойный тип (сильный, уравновешенный, инертный);
  • Безудержный тип (сильный, неуравновешенный, преобладает возбуждение над торможением);
  • Слабый тип.

Подходы к пониманию природы индивидуальных различий

Ученые считают, что на фоне общепсихологических закономерностей непрерывно обнаруживаются индивидуальные психологическое различия, способные отражать как более частные психические свойства в виде отдельных психических процессов (время реакции, индивидуальный порог ощущения, особенности памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоциональную реактивность), так и целостные личностные образования (например, характер, способности, интересы и др.).

Важно обратить внимание на изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом в процессе тренировок и обучения. Индивидуальные различия обладают различной широтой и сложностью, разной степенью устойчивости.

Происхождение индивидуальных психологических различий связано не только с количественными показателями, представляющими собой меру выраженности соответствующих особенностей. Они относятся и к качественному своеобразию психических проявлений.

В рамках детской и педагогической психологии, патопсихологии и психологии труда, был накоплен большой эмпирический материал о происхождении индивидуальных различий. Неповторимое своеобразие каждой личности не исключает у нее определенные типические черты, общие для большого количества людей. Именно групповые и типические индивидуальные различия представляют наибольший научный интерес.

Читайте также:  Красивая природа башкирии летом

Начало экспериментальному изучению происхождения индивидуальных различий положил в своих трудах Ф. Гальтон, а затем А. Бине. В психологии были выдвинуты разные варианты типологических схем, все их даже сложно перечислить.

Самые популярные варианты включают:

  • Объективный и субъективный тип (разработал Бине);
  • Рассуждающий и активный тип (по Джордану);
  • Рационалисты и эмпирики Джемса;
  • «Глубоко-узкий» и «мелко-широкий» типы по Гроссу;
  • Теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы, разработанные Э. Шпрангером;
  • Шизотимы и циклотимы Кречмера;
  • Висцеротонический, соматотонический, церебротонический тип по У. Шелдону;
  • Экстраверты и интроверты Карла Юнга.

Психологический словарь А. Пьерона дает характеристику 56 различных типов. Большая часть данных типологий представляет в настоящее время только исторический интерес.

Понимание природы и происхождения индивидуальных различий в рамках психологических характеристик можно достичь, сочетая три ракурса дифференциально-психологического анализа.

Первый из них представляет собой классический дифференциально-психологический анализ, который предполагает определение структуры психологических свойств и динамики ее изменения, включая постановку диапазона индивидуальных различий и их вариантов в соответствии с условиями развития.

Это направление помогает сопоставить качественно различающихся группы, проанализировать воздействие внутренних условий (например, созревание) и внешних условий (например, семейная среда) на проявление и возникновение индивидуальных различий. Также в его рамках определяются факторы риска, который приводят к отклонению в когнитивном и личностном развитии.

Второе направление — это психогенетический анализ, предполагающий определение относительного значения наследственности и среды в развитии и формировании психологических характеристик, включая их онтогенетическую преемственность, изменчивость и стабильность.

Третье направление представлено исследованием уникальности. Оно включает осуществление идиографического анализа в его сочетании с номотетическим анализом при смещении фокуса на конкретное и частное. Это дает возможность провести идиографический анализ, рассматривая частное в контексте общих закономерностей (или всеобщего).

Качественные изменения психологической функции в ходе развития связано с изменением положения в структуре психологических функций. Если не учесть данное изменение, то невозможна корректная интерпретация возрастной динамики наследуемости психических функций.

Без составляющих идиографического анализа не определяется модулирующее воздействие индивидуальных различий и психологических характеристик на соотношение факторов риска, которые обладают генетической природой, и отклоняющегося поведения.

Примером может быть определение вероятности проявления генетической предпосылки, зависящей от условий развития (например, травмирующие жизненные события).

Источник

ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРИРОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

1. Теория наследственных факторов. 2. Социогенетическая теория. 3. Теория двух факторов. 4. Теория влияния конституциональных и морфологических признаков. 5. Теория психофизиологических основ индивидуальных различий. 6. Теория дифференциации.

Читайте также:  Природным водородным соединением является гашеная известь азотная кислота серная кислота вода

1. Теория наследственных факторов

Сторонниками данной теории можно назвать таких известных ученых-психологов, как Ф. Гальтон, Д. Кеттелл, А.Бине. Суть данной теории заключается в следующем: существует генетическая заданность индивидуальных различий, то есть индивидуальность — результат определенной генной комбинации. Наследственность складывается из совокупности генов, которые передаются индивиду обоими родителями в момент зачатия. Каждый индивид получает уникальную комбинацию генов за исключением однояйцевых близнецов. Наследственность влияет на то, что может проявиться через большой промежуток времени после рождения. В то же время не все то, с чем рождается человек (врожденное), относится к наследственности, так как возможно пренатальное влияние окружающей среды. Гены группируются в хромосомы. Хромосомный набор определяет уникальность человека, в том числе его пол (23-я пара хромосом — ХХ у женщин и ХY у мужчин). Хромосомные аномалии приводят к различным заболеваниям (например, болезнь Дауна обусловлена трисомией 21 пары хромосом, болезнь Клайнфельтера — аномалией 23 пары хромосом, наличие шести пальцев на руке — аномалией 15-й пары хромосом). По наследству могут передаваться заболевания, например, такие, как дальтонизм, гемофилия. Приведем некоторые примеры механизмов наследственности.

Кондрашихина О.А., «Дифференциальная психология» Простейшей иллюстрацией механизма наследственности являются так называемые единичные факторы, зависящие от однойединственной пары генов. Например, если индивид получил ген альбиносности от каждого из своих родителей, он станет альбиносом. Индивиды с двумя генами нормальной пигментации будут иметь нормальную пигментацию. Если индивид получил ген альбиносности от одного родителя и ген нормальной пигментации от другого, то он будет все равно проявлять нормальную пигментацию. Происходит это по следующейпричине.Нормальнаяпигментацияявляетсядоминантным признаком и обуславливается доминантным геном. Гены, информация которых разворачивается в случае присутствия альтернативной, называются доминантными генами. В отличие от них, признаки, которые несут в себе рецессивные гены, проявляются только в случае соединения со вторым таким же рецессивным геном, полученным от другого родителя, либо в случае отсутствия доминантного гена с альтернативной информацией. Следовательно, только индивид, получивший рецессивный ген альбиносности от обоих родителей, будет характеризоваться отсутствием пигментации в глазах, волосах и коже. Гены, находящиеся в половых хромосомах, называются сцепленными с полом — это еще один пример действия механизмов наследования. Наследование, сцепленное с полом, имеет некоторые важные особенности. Дело в том, что Y-хромосома несет гораздо меньше генов, чем Х-хромосома (рис. 3). Это приводит к тому, что для многих генов на Х-хромосоме нет соответствующих аллелей на Y-хромосоме. участок, не имеющий аналога в Y-хромосоме Х Y Рис. 3. Различные участки половых хромосом

Читайте также:  Невозобновляемым природным ресурсам относят

Рис.4. Наследование гемофилии у потомков королевы Виктории. На схеме указаны только те потомки, которые участвовали в передаче гемофилии или были поражены ею. 21

Кондрашихина О.А., «Дифференциальная психология» Поэтому у индивидов мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если являются рецессивными, что позволяет объяснить наследование признаков, связанных с полом, например, дальтонизма, гемофилии. Один из наиболее хорошо документированных признаков наследования гемофилии можно найти в родословной потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей (рис. 4). От наследования, сцепленного с полом, отличается наследование, ограниченное полом. В данном случае активность гена и вероятность проявления признака сильно зависит от гормонального уровня (например, ген наследственной предрасположенности к раннему облысению ведет себя как доминантный у мужчин и рецессивный у женщин). Существуют и другие, более сложные формы взаимодействия между генами, которые изучаются в генетике человека, а также множественные факторы, зависящие от комбинации нескольких генов (например, цвет кожи, группа крови). Несомненно, вклад наследственности в формирование индивидуальных различий высок, но в то же время каждый организм (в том числе и человеческий) на протяжении всей своей жизни взаимодействует с окружающей средой. Недооценку роли среды в формировании индивидуальных различий, сосредоточение внимания при проведении экспериментальных исследований в основном на генетических факторах можно отнести к недостаткам теории наследственных факторов.

2. Социогенетическая теория

Данная теория утверждает, что изначально человек — чистая доска (tabula rasa), а все его особенности обусловлены окружающей средой. Окружающая среда представляет собой очень широкое понятие, включающее в себя все: от внутриклеточной и межклеточной среды внутри самого организма, влияний пренатальной среды до масштабных внешних (социальных) влияний, с которыми человек сталкивается от рождения и до смерти. Самым ярким сторонником данной теории можно назвать Дж. Локка.

Источник

Оцените статью