- Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации
- 23.Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
- 10.3. Концепция коэволюции природы и общества. История человечества с точки зрения коэволюции
- Тема 11. Проблемы философии культуры
- 11.1. Понятие культуры. Динамика развития культуры
- 11.2. Кризис культуры современного техногенного общества
- 11.3. Формы культуротворчества
Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации
Общим основанием философского постижения и научного изучения природы на современном этапе становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. Все это взаимосвязано и развивается (эволюционирует) по неким общим законам, поэтому и обозначается как универсальная эволюция.
Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, исходные принципы:
§ Вселенная – это единая саморазвивающаяся система;
§ эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
§ во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
§ во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
§ динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;
§ принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.
Важнейшим аспектом содержания понятия о глобальной эволюции является концепция коэволюции природы и общества. С этой концепцией, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется в работах, исследующих проблему «общество-природа», а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).
Концепция коэволюциибазируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. Альберт Швейцер сформулировал базовый коэволюционизма – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.
Проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-хозяйство-природа».
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
23.Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
Общим основанием философского постижения и научного изучения природы на современном этапе становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. Все это взаимосвязано и развивается (эволюционирует) по неким общим законам, поэтому и обозначается как универсальная эволюция.
Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, исходные принципы:
- Вселенная – это единая саморазвивающаяся система;
- эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
- во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
- во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
- динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;
- принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
10.3. Концепция коэволюции природы и общества. История человечества с точки зрения коэволюции
Идейные источники концепции коэволюции: философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный); концепция творческой эволюции А. Бергсона; философско-теологические работы П. Тейяра де Шардена; работы представителей Римского клуба; концепции «энвироментальной истории»; теория неравновесных динамических систем И. Пригожина; теоретические работы ученых-системников Э. Ласло, Н.Н. Моисеева, А.П. Назаретяна. Концепция коэволюции как следствие антропокосмического учения о бытии.
Критика современных концепций философии истории философами и экологами ХХ века. Стадии развития человеческого общества как стадии взаимодействия общества и природы. Характерные особенности архаического общества. Возникновение и развитие аграрно-традиционного общества. Процесс возникновения динамического техногенного общества. Понятие «полигона техногенной цивилизации». Формирование концепций ноосферы в философии XXв.
Тема 11. Проблемы философии культуры
11.1. Понятие культуры. Динамика развития культуры.
11.2. Кризис культуры современного техногенного общества.
11.3. Формы культуротворчества.
11.1. Понятие культуры. Динамика развития культуры
Представления о культуре в эпоху античности. Социально-исторические предпосылки выделения культуры как предмета специального философского анализа. Роль классической немецкой философии в разработке проблем культуры и ее исторического развития.
Основные подходы к анализу культуры в философии ХХ в.: аксиологический, деятельностный, семиотический, игровой. Концепция культуры З. Фрейда. Процесс динамического развития культуры. Традиции и новации в развитии культуры. Роль философии исторической динамике культуры.
11.2. Кризис культуры современного техногенного общества
Анализ противоречий техногенного общества и его культуры в работах мыслителей конца XVIII—XIXвв. (Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс, Ф. Ницше). Критика западной культуры в русской философии концаXIX— первой половиныXXв. Критика культуры техногенного общества в философии немецкого экзистенциализма. Анализ противоречий культуры техногенного общества в работах мыслителей второй половины ХХ в.
Концепция «культурного империализма» и их критика современными философами и культурологами. Характерные черты кризиса западной культуры и техногенной цивилизации. Социальные причины кризиса культуры современного техногенного общества.
11.3. Формы культуротворчества
Ю. Хабермас о процессе автономизации основных форм культуротворчества (морали, искусства, науки и религии) в новоевропейской культуре XVIII— ХХ вв. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Особенности современной религиозной мысли. Роль науки в культуре современного общества.
Опасности растущей автономизации и изоляции форм культуротворчества в современную эпоху. Следствия этой изоляции: сциентизм, «поэтизм», морализаторство и религиозный фундаментализм. Понятие диалога культур. Роль философии как способа интеграции современных форм культуротворчества. Понятие диалога культур как характерная черта формирующейся эколого-футурологической парадигмы социального знания.
Источник