- 40. Учение е.Н.Павловского о природной очаговости паразитарных болезней.
- 3. Учение академика е.Н. Павловского о природно-очаговых заболеваниях.
- 4. Роль отечественных ученых в развитии общей и медицинской паразитологии.
- 5. Принципы взаимодействия паразита и хозяина на уровне особей.
- 20. Эпидемиологические закономерности формирования природных очагов инфекционных заболеваний, характеристика типов природных очагов. Законы е.Н. Павловского о природно-очаговых инфекциях.
- 21. История вакцинопрофилактики. Эпидемиологические принципы и особенности иммунопрофилактики на современном этапе глобальности эпидпроцесса. Расширенная программа иммунизации.
40. Учение е.Н.Павловского о природной очаговости паразитарных болезней.
Многие инвазионные и инфекционные болезни, возбудители которых паразитируют у диких животных, представляют опасность для сельскохозяйственных животных и человека. Они пазваны Е. Н. Павловским природпо-очаговыми заболеваниями и разделены на две группы.
Возбудители первой группы болезней передаются от больного животного (донора) к здоровому (реципиенту) при помощи специфических переносчиков (кровососущих насекомых и клещей), поэтому вызываемые ими заболевания называются трансмиссивными (трансмиссия — передача).
Природная очаговость транемпсспвпых болезней — явление, когда возбудитель, специфический его переносчик и животное (резервуары возбудителя) в течепие смены своих поколении неограниченно долгое время существуют в природных условиях независимо от деятельности человека и палпчия домашних животных. В качестве примера трансмиссивного природпо-очагового заболевания можно назвать борреллпоз, пли спирохетоз птиц, при котором специфическим переносчиком боррелпй (спирохет) является персидский клещ, часто обитающий в дикой природе, а также в пгнчпиках.
Для второй группы природпо-очаговых (петрансмиссивных) болезней характерен алиментарный путь заражения (оппсторхоз, альвеококкоз, трихинеллез и другие гольмпптозы). При этих заболеваниях факторами передачи заразного начала являются корм, вода, почва.
Следует дифференцировать природный и спиантропный очаги, а также очаговое распространенно инвазионных болезней.
Природный очаг — участок территории (нередко в тайге, тундре, полупустыне) определенного географического ландшафта, на котором сложились определенные межвидовые взаимоотношения между возбудителем болезни, животными — носителями заразного начала, восприимчивыми животными при наличии благоприятных условий впеганей среды (например, очаг альвеококкоза в тундре).
Синантропный очаг (греч. syn — вместе, рядом, anthropos — человек) — участок территории (населенный пункт), на котором носителями возбудителя болезни являются домашние п некоторые дикпе животные, связанные в своем существовании с деятельностью человека (очаг неоаскаридоза в определенном селе).
При попадании в природный очаг домашних животных и человека переносчики могут заразить их трансмиссивными болезнями. Возможна также циркуляция заразного начала из синантропного в природный очаг. Необходимо своевременно выявлять природные очаги заболеваний. Надо предотвращать циркуляцию инвазионного начала между природными и синантропными очагами.
Учение о природной очаговости трансмиссивных болезней имеет большое ветеринарное и медицинское значение. Оно является теоретической основой для организации и практического осуществления эффективных профилактических и оздоровительных мероприятий против этой группы инфекционных и инвазионных заболеваний.
Источник
3. Учение академика е.Н. Павловского о природно-очаговых заболеваниях.
Е.Н. Павловский выделил особую группу болезней, характеризующихся природной очаговостью. Природно-очаговыми называются болезни, связанные с комплексом природных условий. Они существуют в определенных биогеоценозах независимо от человека, но когда люди попадают в эти биогеоценозы, то могут подвергнутся заражению. Возбудители природно-очаговых болезней циркулируют среди диких животных и являются сочленами в естественных биогеоценозов.
Существование очагов таких болезней обусловлено наличием трех групп организмов:
1)Организмов, возбудителей болезни.
2)Организмов, являющихся хозяевами возбудителя
3)Организмов – переносчиков возбудителя болезни, если данное заболевание распространяется трансмиссивным путем.
С позиции переносчика заболевания делятся на:
1)Трансмиссивные: облигатно-трансмиссивные (обязательно нужен переносчик), факультативно-трансмиссивные (переносчик может быть, а может и не быть).
4. Роль отечественных ученых в развитии общей и медицинской паразитологии.
1) А.П. Федченко расшифровал жизненный цикл ришты.
2) Ф.А. Леш открыл амебу – возбудителя амебиаза.
3) П.Ф. Боровский открыл возбудителя одного из видов лейшманиоза.
4) Д.Ф. Лямбль открыл паразитов пищеварительных органов – лямблий.
5) В. Я. Данилевский обнаружил плазмодиев – возбудителей малярии птиц, что способствовало обнаружению возбудителей малярии человека.
6) В.В.Фавр и Д.Л. Романовский выполнили важные исследования по малярии.
7) И.И. Мечников первым высказал предположение, что клещи являются переносчиками возбудителей спирохетозов.
8) Н.А. Холодовский проводил исследования по паразитическим червям и опубликовал первый отечественный атлас гельминтов человека.
9) В.А. Догель первым в мировой науке обосновал экологическое направление в паразитологии и создал крупнейшую паразитологическую школу.
10) В.Н. Беклемишев – автор учений о малярийных ландшафтах и жизненных циклом кровососущих.
11) Е.Н. Павловский ввел в науку учение о трансмиссивных болезнях и природной очаговости, играющие важную роль в оздоровлении территорий, с которыми связано существование этих болезней.
12) К.И. Скрябин – организатор крупнейшей в мире школы гельминтологов, а так же многочисленных экспедиций, изучивших распространение гельминтозов человека, домашних и диких животных, растений на огромных территориях нашей страны. Открыл и описал более 200 новых видов гельминтов.
13) А.П. Маркевич создал крупнейшую школу паразитологов на Украине. Создал учение о паразитоценозах как о естественных компонентах биоценозов.
5. Принципы взаимодействия паразита и хозяина на уровне особей.
Между паразитом и хозяином на уровне организма возникают тесные взаимоотношения. Но для хозяина присутствие паразита не безразлично. Если паразиты не вызывают заболевания, то возникают защитные реакции. Так, вокруг тканевых паразитов формируются соединительно-тканные капсулы, изолирующие паразита. Возникают также иммунные реакции у хозяина. Тем не менее ни паразит, ни хозяин не погибают. На видовом уровне между паразитом и хозяином имеет место взаимная адаптация, обеспечивающая существование паразита и хозяина как биологических видов.
Влияние паразита на организм хозяина многообразно.
1) Прежде всего находясь в теле хозяина паразит производит механическое воздействие.
2) Паразиты кишок используют часть пиши, переваренной хозяином, что может привести к истощению хозяина.
3) Выделяя продукты жизнедеятельности, паразиты оказывают постоянное токсическое влияние.
4) Ряд паразитов могут проникать в тело хозяина других болезнетворных организмов. Например анкилостомы, власоглавы, нарушая целостность стенки кишок способствуют проникновению болезнетворных микроорганизмов в полость тела.
5) Патогенное воздействие некоторых червей выражается в аллергических реакциях.
Морфологическая адаптации паразитов:
1) Находясь в организме хозяина, постоянный паразит обеспечен пищей. Связь с внешней средой, особенно эндопаразитов, опосредована через организм хозяина.
2) Упрощение организма. Утрата органов чувств и пищеварения. Нередко упрощение организма сопровождается уменьшением размера паразита, что способствует проникновению паразита в организм хозяина.
3) У паразитов хорошо развиты органы прикрепления – присоски, крючья, ботрии.
4) Возникают специальные приспособления для процессов жизнедеятельности в условиях безкислородной среды обитания.
5) Приспособления, защищающие от переваривания гельминтов.
6) Сильно развитые органы размножения и колоссальная плодовитость.
7) Яйца гельминтов и цисты простейших очень стойкие к неблагоприятным условиям абиотической среды.
8) Влияние неблагоприятных факторов среды на организм хозяина усиливает патогенное влияние паразита на хозяина.
Источник
20. Эпидемиологические закономерности формирования природных очагов инфекционных заболеваний, характеристика типов природных очагов. Законы е.Н. Павловского о природно-очаговых инфекциях.
21. История вакцинопрофилактики. Эпидемиологические принципы и особенности иммунопрофилактики на современном этапе глобальности эпидпроцесса. Расширенная программа иммунизации.
Еще в IX веке Эль Раза проводил прививкипротив оспы путем перенесения оспенных пустул от больных людей здоровым. Этот прием назвали вариоляцией (от лат. variola — оспа). В России в 1768 году, во время эпидемии «черной оспы» в Европе, доктор И.Г. Ениш успешно провел вариоляцию 40 подросткам в училище Академии художеств и в Смольном институте. Но должного понимания и отклика, несмотря на страшную угрозу, среди населения этот факт не произвел. Тогда Екатерина II решила собственным примером охранить подданных от страшного бедствия. Она привила себя и своего сына, будущего императора Павла I. Ее примеру последовали придворные, а затем и «весь Петербург». Естественно, данный метод предотвращения натуральной оспы несовершенен, на процесс вариоляции влияло много случайностей: не контролировалось количество инфекционного начала, не известна вирулентность и инвазивность возбудителя и другие факторы патогенности. Нередки были негативные результаты Благодаря осмыслению многолетнего народного опыта и анализу результатов собственных наблюдений англичанин Эдуард Дженнер выдвинул новую идею профилактики натуральной оспы путем прививки человеку не опасной для жизни коровьей оспы. Утвердившись в правоте своей идеи, 14 мая 1796 он публично года провел прививку коровьей оспы восьмилетнему Джемсу Фиппсу. После введения в надрезы на руке лимфы от доильщицы, перенесшей коровью оспу, мальчик заболел, а через несколько дней — поправился. Л.Пастер назвал метод, разработанный Дженнером, вакцинацией. В 1857 году Пастер доказал, что инфекционные заболевания вызываются микроорганизмами. Затем развил эмпирические идеи Дженнера и заложил научные основы иммунопрофилактики В 1880 году Пастер получил вакцину против бешенства, а в 1881 году — против сибирской язвы. Так стали реализовываться мечты людей о защите от инфекционных болезней. Идеи Пастера об ослаблении микробов привели к созданию в разных странах новых живых вакцин против различных заразных болезней. Больших успехов в этой области добились и отечественные ученые, получившие живые вакцины против чумы (Н.Н.Жуков-Вережников, М.П.Покровская и др.), бруцеллеза (П.Ф.Здродовский, П.А.Ворошилова, Х.С.Котлярова и др.), кори, эпидемического паротита (А.А.Смородинцев, В.М.Жданов, П.Г.Сергиев и др.),гриппа(А.А.Смородинцев, В.М.Жданов, М.И.Соколов, В.Д.Соколов и др.) и против других заболеваний.
Источник