Конспект урока по физике 7 класс «Физика- наука о природе. Физические явления. Инструктаж по ТБ.»
— ознакомить учащихся с предметом изучения физики; добиться усвоения ими отдельных физических понятий; ознакомиться с оборудованием кабинета физики и типовыми правилами безопасности во время работы в нем;
— вызвать интерес и желание изучать новый предмет; развивать познавательный интерес;
— воспитывать внимательность, наблюдательность.
Основные понятия : природа, физика, физическое тело, физические явления, вещество.
Оборудование: тележка, колба, штатив, спиртовка, резиновый пробка, устройство для демонстрации молнии, магнит, металлический предмет, лист картона. Оптическая скамья, щель, треугольная призма, экран, затемнение окон; оборудование для практической работы № 1.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование практических умений.
Ход урока
I. Орг. момент. Разминка . Знакомство. Настрой.
Все мы разные и одновременно очень похожие. Давайте проверим, кто любит кататься на велосипеде, поднимите вверх правую руку. Кто умеет плавать, покажите левую ладонь.
Кто хорошо отдохнул летом, похлопайте в ладони, а все, у кого есть друзья, улыбнитесь.
Как видите, мы лучше узнали друг друга.
II. Актуализация опорных знаний
Мозговой штурм
Попробуйте закрыть глаза и вспомнить все, что вы связываете со словом Природа.
Например
Лес Озеро Парк Шашлыки —ПРИРОДА .
Полезные ископаемые Земля Природоведение—
III. Мотивация учебной деятельности
Наука объясняет мифы
. Моисей увидел куст, который горел, но не сгорал.
Как вы считаете, такое могло быть на самом деле?
Объяснение учителя: долгое время куст, который горел, считался чудом. Но на сегодня мы знаем, что такой куст на самом деле существует на Синайском полуострове и навается он выпотом или кустом Моисея. Это растение выделяет летучее эфирное масло, которая легко воспламеняется под действием солнечных лучей. Экземпляр этого куста привезли
в Польшу и посадили в горно-степном заповеднике в Скороцицах.
В 1960 г. газеты сообщили, что в жаркий день куст Моисея вспыхнул
красно-голубым пламенем.
IV. Восприятие и усвоение нового материала
1.Что изучает физика?
С давних времен человек задумывался над ходом природных явлений, которые наблюдал вокруг. Сначала они удивляли его, а иногда пугали, потому что человек не мог объяснить, почему то или иное изменение в природе происходит именно так, а не иначе. Со временем от обычного созерцания различных явлений люди перешли к целенаправленному
наблюдению за ними. Впоследствии они начали искать закономерности течения природных явлений, проводить простейшие опыты для выяснения их причин. Логическим продолжением было обобщение полученных результатов, выдвижение предположений и их проверка. Так рождалась наука о природных явлениях и процессах, свойствах живой и неживой материи, из которой состоит окружающий мир. Пирамида познаний.
Физика — наука об общих закономерностях течения явлений природы, свойствах и строении материи, законах ее движения.
В переводе с греческого слово ≪ физика ≫ означает природа .
2. Основные физические понятия
Понятия и законы физики как самые общие положены в основу всего естествознания и техники. их применяют другие естественные науки,
Назовите их (биология, география, астрономия, химия (можно ознакомить учащихся с предметами изучения этих наук).
Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, используют специальные слова —термины.
Так, говоря о движении различных предметов: самолета, человека, мяча и т. п, физик часто может не обращать внимания на то, что именно движется, потому что для изучения движения это во многих случаях не имеет значения. Тогда он говорит, что движется
Физическое тело (или просто тело), понимая под этим любой предмет, например, карандаш, мел, оска, дом и т. д.
Все, что есть во Вселенной, называют материей.
Материя — это растения, животные,
планеты, Луна, Солнце, звезды;
вещества , из которых состоят физические тела:
вода, железо, алюминий, воздух, радиоволны, свет, атомы и т. д.__
3. Физические явления
В окружающем мире происходят самые разнообразные изменения или явления.
Явления природы — это изменения, которые постоянно в ней происходят. В физике такие явления называют физическими явлениями. Мы с вами будем изучать: Рошашка
· механические (продемонстрировать опыт, например, движение тележки по столу),
· тепловые (продемонстрировать опыт, например, с поднятием воды в трубке при нагревании)
· электрические (продемонстрировать опыт, например, электрический разряд между двумя кондукторами электрофорной машины),
· магнитные (продемонстрировать опыт, например, к одной из сторон картонки приложить магнит, а ко второй — металлический предмет (можно
маленькую детскую железную машинку). Разместить картонку вертикально и двигать магнитом — при этом будет двигаться и предмет),
· оптические (продемонстрировать опыт, например, использовать призму прямого зрения.
Со всеми этими явлениями мы с вами будем знакомиться на уроках физики.
V. Рефлексия знаний
Практическая работа № 1.
Тема. Кабинет физики и его оборудование. Правила безопасности во время работы в физическом кабинете.
Порядок и ход выполнения работы
I. Рассказ о структуре кабинета физики, его оборудовании, приборах,
распределение их по назначению.
II. Прочитать типовую инструкцию по правилам безопасности в кабинете физики, подробно выясните каждый ее пункт НЕТ.
Заблаговременно подготовить и продемонстрировать несколько ярких опытов.
Например:
1. Оборудование: два стакана (химические 100-миллилитровый стакана), промокательная бумага, остаток тонкой свечи, спички.
Выполнение опыта. В один стакан поставьте свечу и зажгите ее. Смочите водой промокательную бумагу, в которой вырезано отверстие, диаметр которого меньше, чем диаметр стакана, и накройте им стакан. Опрокинув вверх дном другой стакан, поставьте ее на первую так, чтобы их отверстия были точно друг против друга. Через некоторое время свеча погаснет. Верхний стакан осторожно поднимите вверх вместе с ним поднимется и нижний.
2. Оборудование: две стеклянные банки с чистой и соленой водой, две одинаковые картофелины.
Выполнение опыта. Опустите в банки по картофелине. В чистой воде картофель утонет, а в соленой будет плавать.
3. Оборудование: салфетка, вода, спирт, спички.
Выполнение опыта. Салфетку заблаговременно смочите водой, облейте спиртом и подожгите. Пламя со временем погаснет, салфетка остается невредимой.
4. Оборудование: вареное яйцо, кусочек бумаги, спички, стеклянная посуда с горловиной, что имеет диаметр немного меньший, чем диаметр яйца.
Выполнение опыта. Подожгите бумагу и бросьте его на дно сосуда. Очищенное яйцо положите на горловину сосуда, слегка прижав. Через некоторое время яйцо упадет на дно сосуда.
IV. Ученики должны выбрать один из увиденных опытов и попытаться объяснить
его.
VI. Обобщение и систематизация знаний
1. Коллективное составление опорного конспекта (О.К. 1)
Физика — наука об общих закономерностях течения явлений природы, свойствах и строении материи, законах ее движения.
Физическое тело Вещество Физические явления
Тетрадь Алюминий Радуга
Ручка Вода Молния
Яйцо Воздуха Таяние льда
Часы и т. д. Атом и т. д. Кипения воды и т. д.
Коллективное составление опорной схемы (О.С).
Механические Тепловые Электрические Магнитные Оптические
(световые)
Движение Кипения Молния Движение Радуга
автомобиля магнитной стрелки
VII. Итоги урока
Вспомните, что больше всего вас поразило на уроке, попробуйте подобрать к слову физика синоним.
VIII. Домашнее задание
1.Прочитать §1.
2. Продолжить О.К.1, самостоятельно привести еще 5 примеров.
3. Дополнить О.С. еще по одному примеру.
4* (для учащихся с высоким уровнем знаний). Объяснить опыты, которые остались без объяснений во время выполнения практической работы
Источник
Примеры физических явлений и их описание
С давних времен люди собирали сведения о том мире, в котором они живут. Была лишь одна наука, объединяющая всю информацию о природе, которую человечество накопило на тот момент. Тогда еще люди не знали, что они наблюдают примеры физических явлений. В настоящее время такая наука носит название «естествознание».
Что изучает физическая наука
Со временем научные представления об окружающем мире заметно изменились – их стало гораздо больше. Естествознание раскололось на много отдельных наук, среди которых: биология, химия, астрономия, география и другие. В ряде этих наук не последнее место занимает физика. Открытия и достижения в этой области позволили человечеству обладать новыми знаниями. К ним можно отнести структуру и поведение различных объектов всяких размеров (начиная с гигантских звезд и заканчивая мельчайшими частицами – атомами и молекулами).
Физическое тело — это.
Существует специальный термин «материя», которым в кругах ученых называют все, что есть вокруг нас. Состоящее из материи физическое тело — это какое-либо вещество, занимающее определенное место в пространстве. Любое физическое тело в действии можно назвать примером физического явления. Опираясь на это определение, можно сказать, что любой предмет является физическим телом. Примеры физических тел: кнопка, блокнот, люстра, карниз, Луна, мальчик, облака.
Что такое физическое явление
Любая материя находится в постоянном изменении. Одни тела двигаются, другие соприкасаются с третьими, четвертые крутятся. Не зря много лет назад философом Гераклитом была произнесена фраза «Все течет, все меняется». У ученых есть даже специальный термин таким изменениям – это все явления.
К физическим явлениям относится все то, что движется.
Какие существуют типы физических явлений
Это явления, когда из-за воздействия температуры некоторые тела начинают трансформироваться (изменяется форма, размер и состояние). Пример физических явлений: под воздействием теплого весеннего солнца тают сосульки и превращаются в жидкость, с наступлением холодов лужи замерзают, кипящая вода становится паром.
Эти явления характеризуют смену положения одного тела по отношению к остальным. Примеры: часы идут, мяч прыгает, дерево качается, ручка пишет, вода течет. Все они находятся в движении.
Характер этих явлений полностью оправдывает свое название. Слово «электричество» уходит корнями в греческий язык, где «электрон» значит «янтарь». Пример достаточно простой и многим наверняка знакомый. При резком снятии с себя шерстяного свитера слышится небольшой треск. Если проделать это, отключив в комнате свет, то можно увидеть искорки.
Тело, участвующее в явлении, которое связанно со светом, называют светящимся. В качестве примера физических явлений можно привести всем известную звезду нашей Солнечной системы – Солнце, а также любую другую звезду, лампу и даже жучка-светлячка.
Распространение звука, поведение звуковых волн при столкновениях с препятствием, а также иные явления, которые так или иначе связаны со звуком, относятся к этому типу физических явлений.
Они происходят благодаря свету. Так, например, человек и животные способны видеть, потому что есть свет. В эту группу также включены явления распространения и преломления света, его отражение от предметов и прохождение сквозь разные среды.
Теперь вы знаете, какие бывают физические явления. Однако стоит понимать, что между природными и физическими явлениями существует определенная разница. Так, при природном явлении происходит одновременно несколько физических явлений. Например, при ударе молнии в землю происходят следующие явления: магнитное, звуковое, электрическое, тепловое и световое.
Источник