Территориальное планирование особо охраняемых природных территорий

Территориального планирования Российской Федерации в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года Введение

Российская Федерация является одним из крупнейших по площади государств в мире. В ее границах имеются все основные природные зоны и подзоны умеренного пояса, а значительная протяженность страны с запада на восток обуславливает огромное ландшафтное, экосистемное и биологическое разнообразие.

В 1995 году Россия ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, взяв на себя ответственность перед мировым сообществом за сохранение живой природы на 17 млн. кв. км своей территории. Одним из основополагающих элементов и необходимым условием сохранения ландшафтного и биологического разнообразия и устойчивого развития любой страны является создание и расширение системы особо охраняемых природных территорий. Очевидно, что без достаточно широкой сети таких территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью, невозможно сохранить естественную структуру природных экосистем и ландшафтов, видовой состав отдельных территорий и биологическое разнообразие страны в целом.

Указом Президента России от 2 октября 1992 г. № 1155 определено, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности и сохранения национального природного наследия народов России. Эта позиция подтверждена и в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

Особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Наиболее значимыми объектами в системе российских особо охраняемых природных территорий являются ООПТ федерального значения, прежде всего государственные природные заповедники (далее – заповедник), национальные парки и государственные природные заказники (далее – заказник), составляющие основу природно-заповедного фонда Российской Федерации. Причем, более чем 90-летняя история развития российского заповедного дела показывает, что именно заповедники и национальные парки как государственные природоохранные учреждения являются основной и самой эффективной формой территориальной охраны природы.

Первый общегосударственный российский заповедник — Баргузинский был создан на Байкале в 1917 году. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 27 учрежден 101 государственный природный заповедник «Кологривский лес». Первый российский национальный парк (Сочинский) организован в 1983 году, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 821-р учрежден 41 национальный парк «Русская Арктика».

Читайте также:  Локальные природно территориальные комплексы

Государственные природные заповедники – природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. На территориях заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Заповедники являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Национальные парки – являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальным паркам предоставляются в пользование (владение) земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на их территориях. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных (помимо национальных парков) пользователей, а также собственников, не изымаемые из хозяйственной эксплуатации, но для которых устанавливается специальный режим использования и на которых ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Национальные парки, как и заповедники, относятся исключительно к объектам федеральной собственности и находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Государственные природные заказники – это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники федерального значения могут иметь различный профиль, в том числе быть комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими и зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими, геологическими. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. На территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Таким образом, на территориях заповедников, национальных парков и заказниках федерального значения сохраняются наиболее ценные природные комплексы и объекты живой и неживой природы. Эти территории служат своеобразными рефугиумами для растений и животных, которые здесь в относительной безопасности и вне прямого антропогенного воздействия проходят основные жизненные циклы и которые отсюда расселяются на окружающие, хозяйственно используемые пространства, тем самым поддерживая определенный баланс региональной флоры и фауны. Сохраняемые на ООПТ в естественном состоянии природные комплексы обеспечивают окружающие пространства чистым, обогащенным кислородом воздухом, чистой водой, воспроизводят запасы охотничье-промысловых видов животных и ценных видов растений, предоставляя тем самым важные «экосистемные услуги». Таким образом, заповедники, национальные парки и заказники обеспечивают ландшафтное и биологическое разнообразие, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, являются фундаментальными элементами в системе обеспечения экологического равновесия и экологической безопасности, гарантом и источником восстановительного потенциала окружающей среды, а их наличие является важнейшим фактором для устойчивого развития регионов.

Читайте также:  Раскраски охрана природы весной

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляется территориальное планирование. Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе, в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. 4 и 5 ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). При этом Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схемах территориального планирования Российской Федерации, включают в себя:

1) цели и задачи территориального планирования;

2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.

На картах (схемах), содержащихся в соответствующих схемах территориального планирования Российской Федерации, отображаются, в том числе, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также планируемые границы таких земель.

Документы территориального планирования Российской Федерации в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года базируются на положениях Указа Президента России от 2 октября 1992 г. № 1155 «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации», Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с последующими изменениями и дополнениями), Основных направлениях развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденных приказом МПР России от 22 апреля 2003 г. № 342.

Читайте также:  Понятие особо охраняемых природных территорий объектов

Источник

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В настоящей статье автор исходит из того, что схемы территориального планирования развития и размещения особо охраняемых природных территорий следует рассматривать как документы пространственного развития. отмечается, что схемы организации и развития объединяют в едином планировочном решении взаимозависимые пути развития всех землепользователей в его границах и предлагают принципиальные методы осуществления поставленных перед особо охраняемыми территориями задач. В качестве вывода автор резюмирует, что забота об экологическом благосостоянии нашей страны является одной из важнейших задач не только государственных органов, но и всего населения в целом. Своевременное планирование и информирование органами власти о предстоящих схемах и планах по обустройству территории в теории и на практике позволит упростить процесс путем определенного рода систематизации механизма, где каждому пункту будет отведено свое время, и цель предстоящей работы. Схемы в данном случае выступают со значимой ролью, потому что грамотно составленная схема размещений ООПТ несет не только информационную полезность при изучении, но и позволяет предельно точно обозначить все значимые объекты для минимизации в дальнейшем казусных ситуаций.

Ключевые слова

пространство; территориальное планирование; особо охраняемые природные территории; правовое регулирование; схемы территориального планирования; экологическое благосостояние.

Полный текст:

Литература

Образец цитирования: Лапин О.А., Осетрова А.Ю. Схемы территориального планирования в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий как документы пространственного развития: проблемы и перспективы применения // Региональные проблемы. 2023. Т. 26, № 2. С. 49–53. DOI: 10.31433/2618-9593-2022-26-2-49-53.

Актуальные вопросы реформирования системы развитий схем планирования. URL: https://схемыразвития.рф/?p=7616 (дата обращения: 20.04.2020).

Груздев В.М. Территориальное планирование. Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории: учеб. пособие для вузов. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2014. 146 с.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.20 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.20).

Организация и планирование ООПТ. URL: http://www.biodiversity.ru (дата обращения: 04.07.20).

Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года»). URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-22122011-n-2322-r/ (дата обращения: 04.07.20).

Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559074/ (дата обращения: 04.07.20).

Ссылки

Источник

Оцените статью