Газовый конденсат
Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТС, АИ-95: ДТС +500 АИ-95.
Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТС, АИ-95: ДТС +1400.
Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТС, АИ-95: ДТС +800 АИ-95.
Газовый конденсат — смесь высококипящих углеводородов, получаемая на газовых месторождениях в качестве побочного продукта. Другие названия вещества — ретроградная жидкость и белая нефть, но, в отличие от нее, она не содержит смолистых веществ и асфальтенов.
Фракционный состав
Газовый конденсат представляет собой жидкость, цвет которой варьируется от прозрачного и бесцветного до соломенного и желто-коричневого. Насыщенность оттенков зависит от наличия и количества примесей нефти, глубины залегания пластов. Чем глубже находится газоносный слой, тем насыщеннее цвет конденсата.
В состав этого продукта входит 70–85 % бензиновых фракций. Остальное — парафины, дизельное топливо и разные химические примеси вроде серы и хлористых солей. Газовый конденсат делится на три группы в зависимости от температуры выкипания:
- Ф1 — высококипящие нефтепродукты с температурой выкипания выше 320 °С.
- Ф2 — промежуточные составы, выкипающие в диапазоне температур 250–320 °С.
- Ф3 — облегченные продукты, содержащие не менее 80 % бензиновых фракций и выкипающие при температуре ниже 250 °С.
В газовом конденсате обычно содержатся нафтены и метаны, а в добытом из глубоких месторождений — керосин и газойль.
Методы получения
Газовый конденсат получают во время добычи влажного природного газа. В толще пласта бензино-керосиновые фракции находятся в парообразном состоянии, подвергаясь воздействию давления от 10 до 60 МПа и температуры свыше 90 °С. В процессе добывания эти показатели снижаются, создавая условия для образования конденсата. Давление при этом находится в пределах 4–8 МПа, а температура — ниже точки росы. Этот процесс получил название ретроградной конденсации. Он характерен для смесей, состоящих из легких и тяжелых углеводородов, близких к критической точке.
Во время разработки месторождения с большим количеством конденсата фракции С1 и С2 закачивают обратно, добывая только углеводороды С3. Это делается для поддержания давления и уменьшения потерь природного газа. Количество конденсата зависит от его качества и может достигать 1 000 г/м 3 . На это может влиять давление в толще пласта: чем оно выше, тем больше концентрация нефтепродукта.
Газовый конденсат можно получить и другими методами:
- в качестве побочного продукта при добыче сырой нефти;
- при разработке месторождений сухого природного газа;
- из природного газа с помощью УКПГ.
Но при использовании этих технологий выход продукта меньше, чем при разработке влажного природного газа.
Виды газового конденсата
На месторождениях получают два вида нефтепродукта:
- Нестабильный газоконденсат (сырой). Он содержит углеводороды С5 и выше, а также газы метан-бутановой фракции. Они облегчают добычу конденсата, но для дальнейшего использования ему требуется специальная обработка.
- Стабильный газоконденсат. Делится на заводской и промысловый. Первый получают на газоперерабатывающих заводах. Сырой продукт подвергают дегазации, снижают количество пропан-бутановой и бензино-керосиновой фракции до 2–3 %. Второй добывается на месторождениях. В зависимости от состава получаемый стабильный нефтепродукт может быть легким, средним и тяжелым.
Давление насыщенных паров, кПа (мм. рт. ст.)
Массовая доля механических примесей, %
Массовая концентрация хлористых солей, мг/дм 3
Массовая доля сероводорода, млн -1 (ppm)
Массовая доля метил- и этилмеркаптанов в сумме, млн -1 (ppm)
Плотность газового конденсата не нормируется ГОСТом. Ее среднее значение при температуре 20 °С составляет 700–840 кг/м 3 . Процентное содержание серы тоже не регламентируется и определяется по требованию потребителя.
Применение
Газовый конденсат применяется для производства других нефтепродуктов, в химической промышленности, для изготовления растворителей и высокооктановых добавок. Сфера применения зависит от вида дистиллята:
- Легкий. Состоит из фракций С3–С8. Вещество очень летучее, образует большое количество паров. Используется для производства бензина и лакокрасочной продукции.
- Средний. По составу схож с зимним дизельным топливом, более плотный и тяжелый, чем легкий дистиллят. Из него производится в основном топливо для судов.
- Тяжелый. Этот продукт перегонки используется в котельных и специализированных технологических установках.
Несмотря на сходство с бензином и дизельным топливом, газовый конденсат отличается от них повышенной склонностью к воспламенению и большей концентрацией серы. Для повышения детонационной стойкости в него добавляются присадки-антидетонаторы. Еще одна особенность топлива из газового конденсата — склонность к помутнению при низких температурах. Это связано с содержанием парафина, поэтому для изготовления зимних марок требуется тщательная очистка от этой примеси.
Перевозка и хранение
Стабильный нефтепродукт хранят на нефтебазах в вертикальных подземных и наземных резервуарах. Для слива и налива газового конденсата монтируется специальный конденсатопровод или строится железнодорожная платформа. Резервуары изготавливаются из металлов, стойких к воздействию агрессивных химических сред. Нестабильный газовый конденсат хранится под давлением в горизонтальных буллитах. Такие меры необходимы для предотвращения утечки летучих фракций и неконтролируемого повышения давления внутри емкости.
Доставляется газовый конденсат в железнодорожных цистернах, морскими танкерами и газовозами, речными судами, бензовозами. Самый выгодный способ — специальный автотранспорт. Перевозка газового конденсата железнодорожными цистернами экономически обоснована только для крупных партий и дальних расстояний. Морским и речным путем нефтепродукты доставляют только в труднодоступные места.
Основные регламенты указаны в ГОСТ Р 54389-2011 и ОСТ 51.58-79. Дистиллят газового конденсата изготавливается по ТУ 0252-018-00149452-2002 и 51-31323949-58-2000.
Источник
ОСТ 51.58-79 «Конденсаты газовые. Технологическая классификация»
Настоящий стандарт распространяется на газовые конденсаты, добываемые и перерабатываемые на нефтегазодобывающих и нефтегазоперерабатыващих предприятиях СССР и устанавливает их единую технологическую классификацию в отрасли.
1.1. В основу классификации газовых конденсатов входят: давление насыщенных паров, содержание серы в газовых конденсатах и в его фракциях, содержание ароматических углеводородов в бензиновой фракции с концом кипения 200°С, содержание н-алкановых углеводородов во фракции дизельного топлива (200 — 320° С) и возможность получения реактивного и дизельного топлив с депарафинизацией и без нее, фракционный состав (температура конца кипения), совокупность значений которых дает представление о физико-химическом характере того или иного газового конденсата с определением эффективного направления переработки его и квалифицированного использования в народном хозяйстве.
Показатели, входящие в основу классификации, указывают для газовых конденсатов, предварительно подготовленных в соответствии с требованиями стандартов, на методы их анализа.
1.2. В зависимости от давления насыщенных паров газовые конденсаты делятся на два рода: нестабильные (Д1) и стабильные (Д2).
К нестабильным (деэтанизированным) относятся газовые конденсаты с давлением насыщенных паров выше 93325 Па (700 мм. рт. ст.), которые содержат в своем составе углеводороды С3, С4, С5+в и частично С2.
К стабильным (дебутанизированным) относятся газовые конденсаты с давлением насыщенных паров не выше 93325 Па, которые состоят из углеводородов С5+В.
С целью ликвидации потерь легких углеводородов все газовые конденсаты с давлением насыщенных паров выше 93325 Па подлежат стабилизации. Полученная при этом широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ) содержит пропан, бутан и частично пентан (i— и n-структуры), которые являются ценным сырьем нефтехимической промышленности.
1.3. В зависимости от содержания серы, стабильные газовые конденсаты делятся на три класса:
I — малосернистые или бессернистые;
Содержание серы в конденсатах и в продуктах их перегонки для I, II и III классов должно соответствовать нормам и требованиям, приведенным в таблице I.
Если фракции, полученные из малосернистых газовых конденсатов, содержат серу выше указанных для I класса пределов, то эти газовые конденсаты должны быть отнесены к газовым конденсатам II класса.
Если фракции, выделенные из сернистого газового конденсата, содержат серу не выше пределов, указанных для продуктов, получаемых из малосернистого газового конденсата, то он должен быть отнесен к газовым конденсатам I класса.
В том случае, когда одно или все дистиллятные топлива, получаемые из сернистых газовых конденсатов, содержат серу выше указанных для этого класса пределов, то эти газовые конденсаты должны быть отнесены к газовым конденсатам III класса.
Газовые конденсаты III класса могут быть отнесены ко II классу лишь тогда, когда все дистиллятные топлива, выделенные из них, содержат серу не выше пределов, указанных для продуктов сернистых газовых конденсатов.
Таким образом, класс газового конденсата определяется не только содержанием серы в газовом конденсате, но и количеством серы в отдельных его фракциях.
1.4. В зависимости от содержания ароматических углеводородов в бензиновой фракции (до 200°С) газовые конденсаты делятся на три типа: A1, А2, A3 (табл. 1).
К I типу относятся газовые конденсаты с содержанием ароматических углеводородов в бензиновой фракции выше 20%. При этом экономически эффективна предварительная экстракция ароматики с использованием рафината как сырья каталитического риформинга с целью получения ароматических углеводородов и высокооктановых компонентов.
К II типу относятся газовые конденсаты с содержанием в бензиновой фракции 10 — 20% ароматических углеводородов. При содержании нафтеновых углеводородов не ниже 38% бензиновую фракцию этих газовых конденсатов целесообразно использовать как сырье каталитического риформинга.
Газовые конденсаты III типа характеризуются содержанием ароматических углеводородов не выше 10%. Этот тип сырья пригоден для пиролиза; но может быть использован и для каталитического риформинга при высоком значении нафтеновых углеводородов.
1.5. В зависимости от содержания н-алкановых углеводородов во фракции 200 — 320°С, обуславливающих возможность получения топлива для реактивных двигателей, зимних дизельных топлив без депарафинизации или с ее применением и жидких парафинов для микробиологической и химической промышленности, газовые конденсаты делятся на четыре вида: H1, Н2, Н3, Н4.
H1 — газовые конденсаты высокопарафиновые, во фракции 200 — 320°С которых содержание комплексообразующих составляет более 25% масс.
Из этих газовых конденсатов реактивное и зимнее дизельное топлива могут быть получены с депарафинизацией. Эти газовые конденсаты могут быть использованы для получения жидких н-алканов, предназначенных для синтеза белково-витаминных концентратов (БВК) в качестве сырья.
Н2 — газовые конденсаты парафиновые с содержанием комплексообразующих во фракции 200 — 320°С от 18 до 25%.
Из этих газовых конденсатов реактивное и зимнее дизельное топлива могут быть получены без депарафинизации. Газовые конденсаты этого вида пригодны для выделения жидких н-парафинов.
Н3 — газовые конденсаты малопарафиновые с содержанием комплексообразующих во фракции 200 — 320°С меньше 18%, но не ниже 14%.
Эти газовые конденсаты пригодны для получения реактивного и зимнего дизельного топлив без депарафинизации и не пригодны для выделения жидких н-парафиновых углеводородов. Фракция дизельного топлива этих газовых конденсатов может использоваться для выделения н-алканов в смеси с высокопарафинистым сырьем.
Н4 — беспарафиновые газовые конденсаты с содержанием во фракции дизельного топлива комплексообразующих менее 14%. К таковым относятся и газовые конденсаты облегченного фракционного состава, не содержащие фракций дизельного топлива, или перегоняющиеся при температуре не выше 250°С, и газовые конденсаты истощенных площадей с пластовым давлением ниже 98 ´ 10 (5) — 147 ´ 10 (5) Па (100 — 150 кгс/см 2 ).
Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.)
Источник