Трактовка природы социально психологических явлений

Тема 3. Социально-психологические явления и их природа

Понятие социально-психологических явлений, их сущность. Групповые социально-психологические явления цели, организационная структура, динамика групп и коллективов, социально-психологический климат, процессы руководства и лидерства);

Личностно обусловленные явления (диспозиции, отношения, ценностные ориентации, роли); массовидные социально-психологические феномены (национальные психологические особенности, нравы, обычаи, подражание, заражение).

Раздел II. Социальная психология общения

Тема 4. Общественные и межличностные отношения. Место общения в системе межличностных отношений

Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений. Понятие общественных и межличностных отношений. Взаимосвязь общественных и межличностных отношений. Характеристики общественных отношений. Классификация межличностных отношений: официальные – неофициальные, деловые – личные, рациональные – эмоциональные, руководство – подчинение, первичные – вторичные. Понятие и виды ролей: конвенциональные роли, социальные роли. Понятие и виды статуса: избранный статус, предписанный статус, приобретенный статус, социометрический статус, социально-экономический статус.

Понятие общения. Различия в трактовке общения сторонников деятельностного подхода в психологии (Андреева Г.М., Леонтьев А.Н., Слободчиков В.И., Исаев Е.И.), и представителей гуманистической парадигмы в психологии (Архангельский Л. М. ,Афанасьев В. Г., Дубровский Д. И., Маслоу А., Роджерс К.).

Структура общения. Пятикомпонентная структура: межличностная сторона, когнитивная сторона, коммуникативно-информационная сторона, эмотивная сторона, поведенческая сторона общения (А.А.Бодалев); четырехкомпонентная структура: коммуникативный компонент, интерактивный компонент, перцептивный компонент, мотивационно-целевой компонент общения (Крысько В.Г.); трехкомпонентная структура: коммуникативная сторона, интеркативная сторона, перцептивная сторона общения (Андреева Г.М.).

Функции общения. Функция взаимодействия (интерактивная), взаимовосприятия (перцептивная) (Андреева Г.М.); информационная, экспрессивная, регулятивная, функция социального контроля, социализации (Ильин Е.П.); контактная, координационная, прагматическая, установление отношений, оказание влияния, формирование и развитие, подтверждения, объединения-разъединения, организация и поддержание межличностных отношений, понимания (Крысько В.Г.).

Читайте также:  Рецепт бутербродов на природе

Средства общения. Вербальные средства. Речь: письменная – устная, монологическая – диалогическая, адресная – безадресная. Невербальные средства: оптико-кинетическая система, паралингвистическая система, экстралингвистическая система, организация пространства (проксемика) (Лабунская В.А.). Визуальные невербальные средства, акустические (звуковые) невербальные средства, ольфакторные средства (Крысько В.Г.).

Классификация общения. Виды общения: классификация А.А. Леонтьева (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное); общепсихологическая классификация общения (межличностное – массовое, межролевое – индивидуальное (межперсональное), доверительное – конфликтное, личное – деловое, прямое (непосредственное) – косвенное (опосредованное). Формы общения: классификация А.А. Бодалева (императивная, манипулятивная монологическая, диалогическая).

Источник

Сущность и природа социально-психологических явлений.

СП изучает человеческую личность в обществе. Она рассматривает личность в ее межличностных проявлениях, поведение личности в группе, в обществе, т.е. все, что касается развития личности и вписывания ее в социум.

СП изучает личность в совокупности с меняющимся обществом. Этот подход пытался определить первые два.

Предмет СП – это личность, группы, в постоянном развитии.

Объект СП – конкретный человек или конкретная группа, которую мы можем изучить.

1. Достижение понимания социально-психологической реальности жизни людей;

2. Знание методических основ соц. психологии и их использование в профессиональной деятельности;

3. Раскрытие роли психологических механизмов в социализации и самореализации;

4. Понимание психологии группы и способов вхождения в нее;

5. Умение построения отношений в группе;

6. Учет социально-психологических дифференциаций общества в профессиональной деятельности;

7. Осмысление гражданской позиции;

8. Развитие себя как личности и как профессионала.

Связь социальной психологии с другими отраслями научного знания.

Общественные науки: философия, социология и др. предоставляют социальной психологии возможность методологически и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психология позволяет более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Читайте также:  Вязкость природного газа формула

Исторические науки показывают, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические науки раскрывают сущность экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.

Культурология, этнология дают возможность правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

Педагогические науки предоставляют информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действительности, экономических и социальных отношений.

Исследуя закономерности формирования и развития социально-психологических явлений и процессов в своеобразных общественно-исторических условиях, социальная психология оказывает определенную помощь и историческим, экономическим и политическим наукам.

Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, т.к. знание закономерностей функционирования социально-психологических особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.

Предмет психологии, предмет социологии и предмет социальной психологии.

Психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Предмет психологии — психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Читайте также:  Первая философия исследует природу

Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Предмет социологии — закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Предмет социальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Сущность и природа социально-психологических явлений.

Социально-психологические явления – закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением в социальные группы и психологические характеристики самих этих групп.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр.

Социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.).

К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

1. Подражание — следование какому-либо примеру, образу;

2. Внушение — процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

3. Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

4. Убеждение — метод воздействия на сознание личности;

5. Идентификацию — процесс объединения или, точнее, отождествления.

Источник

Оцените статью