- 1.3 Экономическая оценка природных условий и ресурсов, особенности рельефа, климата
- 1.4 Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование
- 1.5 Особенность энергетики района
- Экзаменационная работа по географии Тема: «Экономико-географическая характеристика Китая»
- 6. Сельское хозяйство
- 7. Транспорт
1.3 Экономическая оценка природных условий и ресурсов, особенности рельефа, климата
Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таежной и южная — в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами, представляющими собой мощные хозяйственные комплексы.
Главные природные ресурсы района: фосфориты Вятско-Камского месторождения (разведанные запасы фосруд — 47% от общероссийских запасов, лесные ресурсы (лесом покрыто 40% всей территории района, что составляет около 2% всех лесонасаждений России, преобладают хвойные породы), строительные материалы — гипс, известняки, стекольные пески, глины, цементное сырье, водные ресурсы, каменная соль (Керженское месторождение), торф и горючие сланцы. Ограниченный набор минерально-сырьевых ресурсов и топлива определил зависимость экономики района от других территорий: промышленность и электроэнергетическое хозяйство базируются на привозных сырье и топливе.
Климат района континентальный, благоприятный для сельского хозяйства. В западной части района наиболее плодородные почвы (встречаются и черноземы), в лесной части преобладают бедные подзолистые почвы.
1.4 Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование
Волго-Вятский экономический район богат и лесными ресурсами. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Почти 80% лесопокрытой площади занимает эксплуатационный лес. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные – ель, сосна, пихта. Из мелколиственных – береза, осина, ива, а на юге района – липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района значительно истощены и вывоз древесины из района сокращается. Поэтому одной из главных задач является рациональная эксплуатация лесных ресурсов и развитие глубокой переработки древесины.
Среди других европейских районов России Волго-Вятский район имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Поверхностных водных ресурсов достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается загрязнением поверхностных и подземных вод.
1.5 Особенность энергетики района
Значительные потребности района в электрической и тепловой энергии далеко не удовлетворяются местными ресурсами торфа. Топливно-энергетическое хозяйство формируется в основном на привозных топливно-энергетических ресурсах (ТЭР): угле Печорского, Подмосковного, Кузнецкого бассейнов (уголь доставляется по железнодорожным магистралям) и природном газе и нефти, поступающих из Поволжского и Западно-Сибирского районов по магистральным трубопроводным транспортным артериям. Газ поступает из Уренгоя, Ямбурга (по газопроводам Уренгой — Центр, Уренгой — Поморы — Ужгород, Уренгой — Пунга — Киров, Ямбург — Пунга — Киров, Ямбург — Пунга — Нижний Новгород); нефть поступает из Западной Сибири (по нефтепроводам Среднее Приобье — Ижевск — Нижний Новгород, Омск — Челябинск — Уфа — Кстово) и из Поволжья (Альметьевск — Кстово). Тепловые электростанции работают на угле, газе и мазуте, получаемом с нефтеперерабатывающих заводов из Нижнего Новгорода и Кстово. Крупнейшие тепловые электростанции и теплоэлектроцентрали — Балахнинская, Горьковская, Дзержинская, Кирово-Чепецкая, гидроэлектростанции — Горьковская, Чебоксарская, атомная станция теплоснабжения — Горьковская ACT.
Источник
Экзаменационная работа по географии Тема: «Экономико-географическая характеристика Китая»
1. Оценка границ с экономической, политической и стратегической стороны.
2. Положение страны по отношению к транспортным путям международного значения.
3. Положение по отношению к физико-географическим объектам, имеющие экономическое значение.
2. Государственный строй (герб, флаг)
1. Численность и естественный прирост.
3. Соотношение городского и сельского населения.
4. Общая характеристика хозяйства
1. Место страны в международном географическом разделении труда.
2. Уровень и темпы экономического развития.
1. Хозяйственная оценка природных ресурсов для развития промышленности:
а) Источники топлива и энергии;
б) Сырьё для чёрной металлургии;
в) Сырьё для цветной металлургии;
г) Ископаемое сырьё для химической промышленности;
д) Общий вывод о том, как обеспечена страна природными ресурсами для развития промышленности (природный ресурсы международного значения; виды топлива и сырья, которые страна вынуждена импортировать)
2. Структура промышленности, т.е. соотношение отраслей тяжёлой и лёгкой промышленности.
3. Размещение промышленности; размещение ведущих отраслей, главные промышленные районы и центры, их специализация.
6. Сельское хозяйство
1. Оценка природных условий для сельского хозяйства:
в) Основные природные различия на территории страны;
г) Главные природные трудности для развития сельского хозяйства и возможные хозяйственные мероприятия для их преодоления;
д) Отрасли сельского хозяйства, которые можно развивать в данных природных условиях;
2. Структура сельского хозяйства, т.е. соотношение земледелия и животноводства, главные отрасли земледелия и животноводства.
3. Размещение главных отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственные районы.
7. Транспорт
1. Хозяйственная оценка природных условий для развития отдельных видов транспорта.
2. Уровень развития транспорта, значение отдельных видов транспорта экономике страны.
3. Размещение главных транспортных путей, железнодорожных центров, портов, аэропортов.
Источник