Природно-технические системы
Существование взаимодействований между искусственными и естественными объектами Земли требует совместного рассмотрения взаимодействующих объектов как сложных тел (систем), называемых природно-техническими системами (ПТС) . Природно-техническая система (ПТС) — целостная, упорядоченная в пространственно-временном отношении совокупность взаимодействующих компонентов, включающая орудия, продукты и средства труда, естественные и искусственно измененные природные тела, а также естественные и искусственные поля. Природно-техническая система (ПТС ) — целостная, упорядоченная в пространственно-временном отношении совокупность имодействующих компонентов, включающая орудия, продукты и средства труда, естественные и искусственно измененные природные тела, а также естественные и искусственные поля. Примером ПТС может служить гидроузел, в котором искусственные объекты — гидротехнические сооружения и водохранилище — взаимодействуют между собой и с окружающими их областями литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы. Взаимодействие проявляется в разнообразных геологических, гидрологических, атмосферных и биологических процессах. Компоненты природной среды, взаимодействующие с искусственными объектами, различны. Набор их зависит от класса ПТС. В одних ПТС с искусственными объектами активно взаимодействуют граничащие с ними области литосферы, атмосферы, биосферы (мелиоративные системы), в других — области гидросферы (портовые сооружения) или литосферы (подземные сооружения, котлованы и карьеры, эксплуатационные скважины).
Категории ПТС
- Природно-техническую систему, подсистемами-компонентами которой являются отдельное сооружение и сфера взаимодействия геологической среды с этим сооружением, следует считать элементарной;
- Более высокой категорией является локальная ПТС, формирующаяся и функционирующая под влиянием взаимодействий комплекса сооружений (город, гидроузел, промышленный комплекс) с литосферой. Локальная ПТС состоит из элементарных, отношения, которых и составляют ее структуру;
- Следующей категорией ПТС является региональная . Подсистемами-компонентами региональной являются локальные ПТС, находящиеся в регионе, и природные геосистемы, в которые вкраплены локальные ПТС. Таким образом, структуру региональной ПТС не определяют прямые управляющие взаимодействия, осуществляющиеся внутри границ составляющих ее локальных ПТС. Главными взаимодействиями, существенно влияющими на функционирование региональной ПТС, наряду с возмущающими природными следует считать управляющие, косвенные, иногда заранее не учтенные взаимодействия. Аналогичные соображения можно высказать и о глобальной ПТС.
Формирование и функционирование ПТС, режим функционирования, управляющие взаимодействия
Природно-техническая система принципиально отличается от природной. Главнейшее ее отличие состоит в том, что она является управляемой (кибернетической). Управляемыми системами называются такие системы, функционирование которых обусловлено управляющими взаимодействиями. Подробнее.
Принципы оптимизации ПТС и управление ее функционированием
При любой хозяйственной деятельности человек стремится улучшить производственный процесс. Это полностью относится и к процессам взаимодействия с литосферой. К числу задач оптимизации таких процессов, представляющих интерес для инженерной геологии, следует отнести следующие. Подробнее.
Источник
3. Природно-технические системы. Классификация природно-технических геосистем.
Природно-техническая система, по В. Д. Ломтадзе, — «природный комплекс, в пределах которого размещены искусственные объекты, созданные в результате выполнения строительных и других инженерных работ. В географии (а теперь и в инженерной геологии) такую систему рассматривают как модель, характеризующую взаимодействие природы (геологической среды) с сооружениями.»
Примерами природно-техногенных комплексов могут служить:
- судоходные пути, обустроенные на реках путем создания различных гидротехнических сооружений, таких как шлюзы, каналы, плотины и т.д.;
- сельскохозяйственные земли, так как представляют собой территории, преобразованные для производства сельскохозяйственной продукции путем создания систем орошения, осушения, путем планировки и выравнивания значительных площадей;
- водохранилища ГЭС, удовлетворяющие энергетические, транспортные и водно-ресурсные потребности общества.
По признаку локализации природно-техногенные комплексы можно подразделить
По уровню антропогенной нагрузки природно-техногенные комплексы можно подразделить на следующие категории:
1) малоосвоенные территории с низкой плотность населения, где техногенная (экономическая составляющая) либо совсем не представлена, либо исчезающе мала;
2) ландшафты, в пределах которых отсутствуют крупные населенные пункты, а также в которых велика доля территорий, вовсе не затронутых хозяйственной деятельностью;
3) ландшафты, в пределах которых преобладает сельскохозяйственное производство, а доля промышленности незначительна;
4) территории, на которых преобладает аграрный сектор экономики, но вместе с тем присутствуют отдельные крупные объекты промышленности;
5) природно-техногенные комплексы, в которых в примерно равной степени представлены как средней величины города с развитой промышленностью, так и аграрные территории;
6) природно-техногенные комплексы с присутствием крупных городов и сельскохозяйственных площадей;
7) наличие крупных городов с развитой промышленностью, окруженных индустриально освоенными территориями (например, Москва с Московской областью, Санкт-Петербург с Ленинградской областью).
Система – это предмет, состоящий из других предметов, которые находятся в определенных отношениях и обладают фиксированными свойствами.
ПТС – это любая комбинация из техногенного устройства и природного геологического тела. ПТС – это сооружения и геологическая среда, которая находится под его влиянием.
ПТС разделяются на несколько категорий( структурных уровней):
- ПТС, подсистемы: отдельное сооружение и сфера взаимодействия ГС с этим сооружением, следует считать элементарной;
- ЛокальнаяПТС, формирующаяся и функционирующая под влиянием взаимодействий комплекса сооружений (город, гидроузел, промышленный комплекс) с литосферой. Локальная ПТС состоит из элементарных, отношения, которые и составляют ее структуру;
- региональная. Подсистемы: локальные ПТС, находящиеся в регионе, и природные геосистемы, в которые вкраплены локальные ПТС. Главные взаимодействия региональной ПТС — управляющие, косвенные, иногда заранее не учтенные взаимодействия.
- Элементарные ПТСграничат с друг другом или пересекаются, так что на функционирование некоторой элементарной ПТС оказывают влияние соседние. Область ГС, взаимодействующая с комплексом сооружений, в большинстве случаев не имеет разрывов непрерывности, представляет собой связную область геологического пространства.
Примером локальной ПТСможет служить система в границах города, включающая все его сооружения, некоторую часть воздушного бассейна, реки и водоемы, фрагменты биосферы и область литосферы до глубины, в пределах которой проявляется взаимодействие с сооружениями (развиты инженерно-геологические процессы).
Региональные ПТС,как правило, не составляют связную область пространства и не могут непосредственно взаимодействовать между собой. Они приводят к изменению хода естественных процессов в регионе и к возникновению ИГ (техногенных) процессов.
Категорию ПТС определяет ее структура, а не занимаемая площадь. Например, такая элементарная ПТС, как водохранилище — сфера взаимодействия геологической среды, — может занимать площадь в сотни или даже тысячи квадратных километров. В то же время несколько отдельно расположенных сооружений, суммарная площадь которых не превышает 1-2 км2, а сферы взаимодействия не пересекаются, образуют региональную ПТС
Источник
3 Транспортные геотехсистемы
Геотехсистемы транспортного назначения представляют собой обязательный составной элемент инфраструктуры любой освоенной территории и играют большую роль в формировании и развитии экономики каждой страны, района, города.
Сам транспорт и геотехсистемы транспортного назначения оказывают существенное негативное воздействие на природу. Каждый вид линейных транспортных геотехсистем имеет ряд специфических особенностей.
Наибольшее отрицательное влияние исходит от наземного транспорта. Сильное влияние на природу оказывают автомобильные дороги. Это связано, во-первых, с тем, что современные автомагистрали имеют в несколько раз большую ширину, чем другие транспортные системы. Во-вторых, движущиеся автомобили выбрасывают в атмосферу значительное количество вредных веществ. Кроме того, интенсивно используемые автомобильные дороги являются источниками сильного шума, а также вибрации грунта.
Воздействие железных дорог на природную составляющую имеет несколько иной характер. Оно более интенсивно на этапе их сооружения и менее – в процессе функционирования.
Строительство магистральных трубопроводов, как и других, линейных транспортных сооружений, сопряжено с крупными нарушениями природных геосистем в результате работы строительной техники, отчуждения территорий при наземной прокладке трубопроводов.
Сооружение линий электропередач незначительно нарушает рельеф и растительный покров (существенные необратимые изменения возникают лишь при вырубке просек в лесных районах). Недостаточно исследовано влияние электрического поля в процессе эксплуатации ЛЭП. Так, например, известно, что при высокой относительной влажности воздуха (80 – 100 %) трассы становятся препятствием для крупных животных и птиц.
К основным факторам неблагоприятного воздействия воздушного транспорта относятся шум, загрязнение атмосферы выбросами вредных продуктов сгорания топлива, звуковой удар и электромагнитное излучение.
Негативное воздействие водного транспорта выражается главным образом в загрязнении водоемов нефтесодержащими и хозяйственно-бытовыми стоками с судов и в загрязнении атмосферы в результате погрузочно-разгрузочных операций в портах.
Судоходные каналы имеют ограниченное распространение, однако, техногенным изменениям подвергаются все компоненты природного ландшафта. Кроме того, каналы существенно изменяют гидрологический режим территории.
По особенностям технической составляющей среди транспортных геотехсистем можно выделить две большие группы – площадные (аэропорты, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты) и линейные автомобильные и железные дороги, магистральные трубопроводы, судоходные каналы, линии электропередач. Наиболее распространены транспортные геотехсистемы линейного характера.
Все линейные транспортные геотехсистемы, расчленяющие естественные природные комплексы, играют в ландшафте роль гидрологических и экологических барьеров.
Повышение уровня грунтовых вод перед насыпью и понижение их рядом с выемками приводит, в частности, к дестабилизации лесных местообитаний (уменьшению прироста деревьев, их болезням и при особенно сильных изменениях – к их гибели).
Увеличение густоты сети экологических барьеров может поставить под угрозу сохранение экологической стабильности ландшафта. Лесные массивы и другие природные комплексы выступают как биоцентры, связанные друг с другом биокоридорами. Сеть биоцентров разных уровней и соединяющих их биокоридоров образует каркас экологической стабильности территории, которая часто нарушается транспортными магистралями. Сеть дорог, разделяя лесные массивы, ограничивает или делает вообще невозможным свободное перемещение не только крупных, но и мелких животных. Ограничение жизненного пространства способно вызвать вырождение некоторых видов.
Линейные транспортные геотехсистемы являются также зоной активизации некоторых экзогенных процессов. Косвенной причиной водной эрозии могут быть неправильно рассчитанные водопропускные сооружения. Дороги (в том числе грунтовые) и трубопроводы, проложенные вдоль склонов даже незначительной крутизны, вследствие уничтожения растительности становятся очагами бурного развития промоин, оврагов.
Линейные транспортные геотехсистемы выступают в качестве каналов техногенных геохимических миграций и распространения синантропных видов растений и животных (существование которых связано с жизнедеятельностью человека: тараканы, мыши, клопы, подорожник, крапива, лебеда и др.). Различными видами транспорта перевозится огромное количество веществ, которые частично рассеиваются в придорожной полосе. Существенным является загрязнение вод стоками с дорог, несущими остатки нефтепродуктов, антиобледенителей и т.д.
Загрязнение воздуха и почвы токсичными продуктами, содержащимися в отработанных газах автомобилей, оказывает угнетающее влияние на придорожную растительность при интенсивности движения свыше 45 тысяч автомобилей в сутки. Аккумуляция соединений свинца растениями придорожной полосы наблюдается даже при интенсивности движения свыше одной тысячи автомобилей в сутки, что делает опасным использование придорожных земель в сельском хозяйстве для выращивания овощей и для сенокосных угодий.
Источник