1.Адаптивный спорт: виды, цель, задачи, средства, методические особенности организации учебно-тренировочного процесса.
Адаптивный спорт – компонент АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.
Главная цель АС – максимально возможная самореализация инвалидов и лиц с отклонениями состояний здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни и, как следствие – социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения (с учетом и собственных условий)
1. Овладение высоким уровнем спортивного мастерства в избранном виде деятельности и достижение максимального результата в конкретном виде АС;
2. Формирование спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере;
3. Освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей ФК;
4. Расширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности;
5. Повышение уровня качества жизни.
3. Специальное олимпийское.
Средства спортивной тренировки:
1. Соревновательные упражнения (с использование колясок, санок, протезов и без использования их);
2. Специально- подготовительные упражнения (подводящие, развивающие, комбинированные);
3. Общеподготовительные (всестороннее развитие спортсмена)
Построение спортивной тренировки.
Три уровня структуры тренировки:
1. Микроструктура — это структура одного тренировочного занятия и малых циклов, состоящих из нескольких занятий (микроциклов).
2. Мезоструктура — это структура средних циклов тренировок, включающих относительно законченный ряд микроциклов.
3. Макроструктура – это структура больших тренировочных циклов, типа полугодичных, годичных и многолетних.
2. Классификация тренажеров и их применение в адаптивной физической культуре.
Тренажеры – это средство материально-технического обеспечения учебного процесса, позволяющее организовать искусственные условия для эффективного формирования умений и навыков развития и совершенствования качеств и способностей человека, соответствующих требованиям его будущей деятельности.
Классификация тренажеров, применяемых в ФК в зависимости от природы объектов, которые моделируются с их помощью:
1.тренажеры, моделирующие действия объектов социальной природы (действия тренера, партнёра, соперника, зрителей);
2.тренажеры, моделирующие объекты живой природы (животные, поведением которых управляют, например, при нарушениях интеллекта — анималотерапия);
3.тренажеры, моделирующие объекты неживой природы (средства передвижения, перемещаемые предметы, условия осуществления движений).
Тренажеры позволяют в искусственных условиях эффективно формировать умения и навыки, развивать и совершенствовать качества и способности занимающегося. Широко используются в работе с незрячими и слабовидящими людьми (применяются озвученные мячи, предметы с усиленными запахами, яркой окраской); с лицами, имеющими ПОДА (устройства, измеряющие перечисленные геометрические параметры опоры и снарядов, действия тяжести и др.); с лицами, имеющими нарушения интеллекта (применяется ярко окрашенная разметка пола, мячи разного размера).
Источник